Учебно-парусное судно Седов

Василий Аксёнов
 
               
      Учебно-парусное судно   «Седов»,  (УПС   «Седов»)  представляет  собой  четырёхмачтовый бриг с прямыми  парусами  на  реях  и кливерами  на бушприте.  Кроме парусного оснащения он имеет дизель небольшой мощности, который может обеспечить ему ход до  четырёх узлов. Четыре мачты  этого парусного  судна  имеют  свои  названия  или  имена: «грот», «второй грот», «фок», «бизань». Первая с носа мачта, это «грот-мачта» или просто «грот». На нём шесть горизонтальных  балок, укреплённых  с  интервалом  по  высоте, это «реи». Нижние  реи  самые  длинные,  вышерасположенные,  более  короткие.   К  каждой  рее  подвешивается  верхней  кромкой  свой  парус,  нижняя  кромка  (нижняя  шкаторина)  которого  опущена  вниз,  а углы  притянуты  к рее, расположенной  ниже.  К  нижним углам  самого  нижнего  паруса  крепятся «шкоты»,  это  тросы,  которыми  нижняя кромка паруса (нижняя  шкаторина)  может натягиваться  и  удерживаться  в определенном  положении.  На  концах  реи  укреплёны  тросы (брасы), служащие для поворота  реи  в  горизонтальной  плоскости.  В таком же повёрнутом на нужный угол положении оказываются  и все  паруса   этой  мачты.

   На этом фотоснимке  можно  видеть общий  вид  парусного  судна  со  всеми  поднятыми парусами.  Впереди  видны  четыре  косых паруса,  (кливера),  установленные  на бушприте,  (бушприт – горизонтальная  или  наклонная  мачта,  выступающая  вперёд с носа судна).   Каж¬дый  кливер  одним  углом  крепится  к  бушприту,  вторым  углом – к  грот-мачте,  а третий  угол  подвижный,  прикреплённый  к тросу  (шкоту),  которым  можно   натягивать  (выбирать)  или  отпускать  (травить)  угол  кливера,  поворачивая  его  на  некоторый угол.
 
    Такелажем  называются  все  снасти  на судне,  служащие  для  кре¬пления  рангоута  и  для  управления,  всей  системой парусов  и  тросов,  используемых  при управлении кораблём.  Тросы  различной толщины  бывают  пеньковые  или  сизальские,   а  стальные тросы  раньше  на  парусных судах  не  использовались,  теперь  же они  широко  используются  в  стоячем  такелаже.  К  стоячему  такелажу  относятся  все  мачты  и  тросы,  растягивающие  их  в  продольном  направлении,  а также   крепящие  их   по  бортам.
В  продольном  направлении  мачты  удерживаются  тросами,  идущими  от  бушприта  к  грот-мачте.  А также  два  троса   идут   от  нижней  части  мачты  грота  к  верху  мачты  второго  грота.  Это  штаги,  тросы,  стягивающие   мачты  между  собой  в  продольном  направлении.  Эти  тросы  используются  для  поднятия  и  опуска¬ния  по  ним  косых  треугольных  парусов.

      На первой  с носа  мачте – гроте  видны  все шесть  прямых   парусов. Это четырёхугольные  паруса, каждый  из  которых  крепится  верхней  кромкой  (верхней  шкаториной)  к своей  рее.  Самые  верхние  паруса  имеют  меньший  размер,  чем   нижерасположенные паруса.  Нижние  углы  каждого  паруса  крепятся  к  концам  (нокам)  нижерасположенной  реи.   А  нижние  углы  самого  нижнего паруса  свободно свисают  вниз,  и  натягиваются  правым  и  левым  шкотами,  тросами,  которыми   парус  может  управляться,   поворачиваться  на  некоторый  угол  вокруг  мачты.  Шкотами  поворачивается  нижний  парус,  а  одновременно  тросами  (брасами),  закрепленными  на  концах  реев,      поворачивается  нижняя  рея,  а  вместе  с  ней  и  все  паруса  этой  мачты, так  как  все  реи  этой  мачты  стянуты  между  собой.  Так,  путём  поворота  парусов производится  управление  судном   при   изменении  курса,  когда  про¬изводится  поворот   на  другой  галс,  то  есть,  когда   курс  корабля  пересекает  линию  ветра  носом  или  кормой.  Во всех  других  случаях  изменение  курса  производится  с  помощью  вертикального  руля.

     Верхние и нижние прямые паруса  при  необходимости  убираются,  а  все  косые  паруса  продолжают более  эффективно   использоваться  при  боковом  ветре.  Четыре  косых треугольных  паруса,  кливера,  подняты  по  натянутым  тросам  от  бушприта  к  гроту.
Между  мачтами  ставятся  косые паруса.  Они  способствуют  улавливанию  бокового  ветра,  направляя  его  в  прямые  паруса.   Два  косых  паруса  подняты  по тросам,  натянутым  снизу  от  грот-мачты  к  мачте   второго  грота. 
      На  второй  с  носа  мачте,  (второй грот)  видно  пять  парусов,  а  нижний, шестой   парус,  убран,  что  позволяет  увидеть  распо¬ложенные  между  мачтами  косые  паруса.  Прямые  паруса  на  мачте  второго  грота такие  же,  как  паруса  грот-мачты  и  расположены  они  точно  так  же,  как  и  прямые  паруса  грот-мачты.      Но  между  грот-мачтой  и  вторым  гротом  есть  ещё  два  паруса,  это  косые  паруса.  Косой  парус,  треугольный,  одним  углом  он  крепится  внизу  грот-мачты,  вторым  углом  притянут  к  средней  части  высоты  второго  грота,  а третий  угол  этого паруса  имеет  шкот,  которым  и  управляется  косой  парус.  Здесь  же  и  второй  косой парус,   растянутый  между  этими  же  мачтами,  но  он  укре¬плён   выше,  над  первым  косым  парусом.   Эти  косые  паруса  поднимаются  и  опускаются  по  канатам  (штагам),  натянутым  между  соседними  мачтами  и  служащим  одновременно  для  креп¬ления  мачт  в  диаметральной  плоскости.  Все  штаги  натянуты  между  мачтами  наклонно  с  носа  в  корму, снизу  вверх.  Паруса  по  ним поднимаются,  натягиваясь  тонким тросом  в  корму, а опускаются, скользя  в нос.   Косые  паруса  расположены  также  между  вторым  гротом  и фок-мачтой, и  между фок-мачтой  и  бизань-мачтой.  Они  также  наклонно  растянуты  между  мачтами,  поднимаются  и опускаются  по  своим  штагам  и  имеют  свои  шкоты.  Но  их  штаги   укреплёны  на  разной  высоте,  так,  что  один косой  парус  натянут  выше  другого. 
   
   На фок-мачте  тоже   шесть  парусов,  паруса  прямые,  они  так  же  расположены,  как  паруса  на  мачтах  гротов.  По  размерам  паруса  на  фок-мачте  могут  быть  меньше,  чем  паруса  на  грот-мачтах.  А  на  бизань-мачте  нет  прямых  парусов  не реях,  а   косые  паруса  различны  по  расположению  и  по  форме.   Впереди  перед  бизань-мачтой  расположены  два косых   паруса.  Стаксель  и  кливер  это  косые  паруса  треугольной  формы,  поднимаемые  по  наклонному  штагу,  растяжному  тросу,  удерживающему  мачту  спереди  в  диаметральной  плоскости.
 
   Позади   бизань-мачты  расположены   трисели.   Это  те  два  нижних,  четырёхугольных   паруса,  которые  расположены  между   гафелями.  Гафель  это  горизонтальное  рангоутное   дерево,  укре¬плённое  одним  концом  к  бизань-мачте.  Другой,  свободный   конец  гафеля,  нок  гафеля  крепится  к тросу,  свисающему  с  вершины  мачты,  топенанту.  Топенант – снасть,  имеющая  назначением  поднимать  и  поддерживать  горизонтальные  и  наклонные рангоутные  деревья (реи, гики, гафели, стрелы  и  т. д.).  Верхний  трисель  крепится  своей  верхней  шкаториной  к  верхнему  гафелю,  а  нижней  шкаториной   к  среднему  гафелю.  Нижний  трисель  крепится  ко  второму  гафелю, а  его  нижняя  шкаторина  натянута  к  третьему,  самому  нижнему  горизонтальному  рангоутному  дереву - гику. 
 
   Самый  верхний   парус   фок-мачты  расположен  выше  гафеля.   Это  косой  парус,  треугольный,  прикреплённый  одной  стороной  к  верхней  части    мачты.  Все  эти  три  паруса  соединёны  воедино,  и  представляют собой  общую  площадь  такого  косого  паруса,  который  может управляться  шкотами.  Прекрасно  виден  и  государственный  флаг,  который   понимается  на  гафеле  при  плавании  корабля  в  море.  При  стоянке  корабля  в  базе  флаг  переносится  на  кормовой  флагшток.  При  этом   корабли  и суда,  после  постройки  на  судоверфи,  сначала  поднимают  государственный  флаг, а  после прохождения государственных  испытаний  вступают  в  состав  военно-морского  флота  России,  и  заменяют  государственный  флаг  на  флаг  ВМФ  России.  Андреевский флаг - кормовой флаг кораблей российского флота с изображением на белом полотнище голубого диагонального креста святого Андрея Первозванного, покровителя христианства на Руси.

    Не  всегда  на  корабле  поднимают  все  паруса,  что  вытекает  из  необходимости  обеспечения  достаточной  скорости,  а также в зависимости от силы  ветра  и  направления  ветра.  Здесь  решает  командир  или  его  помощник,  какое   количество  поднятых  парусов  необходимо  иметь.  Он  также  может приказать уменьшить  парусность  путём  частичного  свёртывания  некоторых  парусов.  В этом случае  он  приказывает  «взять  рифы»  и  указывает,  у  каких  парусов  надо  взять  рифы.  Взять  рифы  паруса, это значит частично  свернуть  парус.  Для этого  на  парусе  имеется  ряд  продетых  сквозь  парус  завязок,  при  помощи  которых  можно  уменьшить  площадь  паруса,  подбирая  и  завязывая  его  нижнюю  часть.  Зарифленные  паруса  уменьшают  площадь  парусности.  Используют  зарифление  парусов  при  плавании в  вежую  погоду, когда  скорость  ветра, его  порывы  затрудняют управление  судном, приводят  к  угрозе  появления  опасного  крена, близкого к предельному.

    Управление  курсом  корабля  осуществляется  с  поста  рулевого  управления.   Штурвальное  колесо  парусного  судна   имеет большой  диа¬метр, оснащенный удобными  рукоятками  по  окружности колеса, что  позволяет  применять  большие  усилия  для  перекладки  пера  руля.  Вращение  штурвала  передаётся  на  привод  руля, системой натянутых  тросов, усилием одного рулевого. Поэтому приходится затратить  несколько оборотов штурвала, для перекладки пера руля даже на малый  угол.

     На  носу  судна  виден  бушприт с натянутыми  косыми парусами,  кливерами.  К бушприту крепятся тросы, по которым косые паруса могут  подниматься к грот-мачте или опускаться, скользя вниз. На УПС «Седов»  четыре кливера, каждый поднимается по своему тросу, а тросы натянуты  к мачтам под разными углами, поэтому эти треугольные паруса различны  по высоте. Третий угол каждого косого паруса имеет шкот, натяжением  которого  он  ставится в  заданное  положение.
 
    Якорь, выделяется  на  фоне  белых полотнищ парусов, а закреплен  он на борту, а не в клюзе, как обычно у других кораблей, хотя  якорьцепь его свисает  в  отверстие  якорного  клюза.  Угол  нижнего паруса  натянут  левым  шкотом   и  закреплен  впереди  у  борта.
Косые   треугольные  паруса  поднимаются  и  опускаются  по  наклонным  тросам – штагам.  Штаг,  снасть  стоячего  такелажа,  удержи¬вающая  мачты,  стеньги, бушприт  и  другие  рангоутные деревья    в  диметральной  плоскости  спереди, оттягивая их  назад  в  корму.  Спускаемый  по  штагу  парус  складывается,  достигнув  упора,  и  остается  на  штаге  в  сложенном виде.  Но он может быть снят, отцеплен от колец  (огонов), на которых он крепится к тросу.

     На  левом  борту   виден  ряд  толстых  тросов, крепящих  мачту  к  борту  судна,  это  ванты.  Вантами  крепятся  и  верхние  части  составных  мачт,  называемые  стеньгами.  Стеньга  это  верхняя  (вторая)  часть  мачты,  когда  мачта  составлена   по  высоте  из  двух  деревьев.  Соединяются  обе   эти  части  в  середине  общей   высоты  мачты,  где  установлен   салинг.  Салингом  называется  деревянная  или  стальная  конструкция,  служащая  для  соединения  мачты  и стеньги.   Салинг  представляет  собой  раму  из  двух  продольных брусьев, лонга-салингов, и двух или трех перекрещивающихся с лонга-салингами  брусьев, краспиц. Салинги называют в зависимости  от их принадлежности к той или  иной  мачте: фок-салинг, грот-салинг  и крюйс-салинг.  Салинг  имеет  вид  площадки, откуда к бортам  судна  также  протянуты  ванты.

     Стальными  тросами  выполняется  стоячий  такелаж.  Ванты,  растяжки  крепящие  мачты,  от  борта  к  верхней части  составной  мачты,  (к  стеньге),  идут вверх  более   вертикльно.  Ванты  от  нижней  части  стеньги,  крепящие  мачту  в  районе  стыка, (салинга), значительно  более  наклонны  к  бортам.   

     В  продольном направлении  мачты  удерживаются  тросами,  идущими  от  бушприта  к  грот-мачте.  А также  два  троса   идут   от  нижней  части  мачты  грота  к  верху  мачты  второго  грота.  Это  штаги,  тросы,  стягивающие   мачты  между  собой  в  продольном  направлении.  Эти  тросы  используются  для  поднятия  и  опускания  по  ним  косых  треугольных  парусов. По вантам, с поперечными  стяжками  между ними  горизонтальными отрезками тонкого троса  (выбленками), ввязанными  поперёк  вант,  выполняющими  роль ступеней, по которым  удобно  матросам  подни¬маться  на  реи.
 
      Для   остановки  парусного  судна  его паруса  быстро  сворачиваются,  подтягиваясь  при  помощи  тросов  (гитовов)  к своей  мачте  или  к своей  рее.  Гитовы - это снасти  бегучего  такелажа, служащие  для уборки  парусов.  Гитовы  прямых  парусов  подтягивают  к  рею  шкотовые  углы  паруса, сворачивая  его  вдвое.  Гитовы  триселей  подтягивают  парус  к  гафелю  на  мачте. 

     При  стоянке  корабля  паруса  свёртываются  и  подвязываются  к  рее.  Эти   работы  выполняются  матросами,  которые  поднимаются  на  указанные  места  на  реях,  в  зависимости  от поданной  команды  и  выполняют  указанные  действия.    Для  единственно  правильного  понимания  команды, не только  все  мачты, но и все реи на  мачте, а также  паруса, имеют свои  названия, а, вернее, свои  коды-приставки,  указывающие  расположение  этой  реи  по  высоте.

     Например,  вспоминаю  такую  команду:  «На  фока  бом-брам  рею»…  Это  указано  место  на фок-мачте,  куда  надо  подняться  матросам, то  есть  залезть  по  «вантам»  фок-мачты  (растяжкам  мачты  с перемычками  в  виде  лестницы)  на  названную  рею.  Далее  последует команда, указывающая, что надо сделать с парусом этой  реи.

     В  названиях  деталей  оснащения  парусника,  в  командах  по управлению  кораблём  и  его парусами  укоренилось  много  голландских  названий  и  специальных  терминов.  Все  они  введёны  в  обиход  во времена  Петра  Первого,  и сохранились  в  парусном  флоте  до  настоящего  времени.
               
      Вот так аккуратно свёрнуты паруса при стоянке судна в базе.  Пря¬мые  четырёхугольные паруса в таком свёрнутом виде укладываются сверху реи и крепятся к ней.  Косые паруса, треугольные,  опускаются по своим  наклонным тросам (штагам) вниз  и  складываются,  достигнув  упора внизу, но они могут быть сняты, отцеплены, и убраны.

     Паруса  каждой мачты  поворачиваются на нужный  угол  путём  натягивания (выбирания) шкотов  нижнего  паруса с одного борта, и  отпускания  (травления) шкотов с другого борта. Для  обеспечения  необходимого  усилия  применяются  полиспасты,  (система блоков). Даже  ходовой трос  полиспаста  должны  тянуть  несколько  человек,  взявшись  вместе,  как  при  перетягивании  каната.

     Реи  с  парусами  на  мачтах  и  стеньгах  поднимаются также  усилиями  нескольких  человек одновременно.  Здесь также  используются  полиспасты.   Вот такие  усилия  необходимы  для  управления  парусами.  Для  этих  целей  и  привлекали  нас, курсантов,  приехавших  на  корабельную  учебную  практику  на  учебно-парусное  судно  «Седов».
   
    Для  работы  с парусами на реях нас, курсантов, приехавших нас, курсантов,  приехавших  на практику  всего  на  три  недели,  не  допускали. Но мы с интересом изучали стройство судна и его «такелаж»,  наблюдали  за  работой  матросов, старшин, офицеров.  А  матросы  в  это  время  поднимались  по  вантам  на  реи  и  свертывали  или  распускали  паруса,  выполняли  другие  указанные  действия.  А  нам  поясняли  выполняемые  действия  и  сами  матросы,  и  боцман  и  офицеры.   По  нашей  просьбе  они  объясняли  и  переводили  слова  команд,  выполняемых  матросами,  а  мы  с интересом   изучали  и  запоминали  морскую  терминологию.

     Курсанты  размещались  в  обширных  грузовых  трюмах  парусного  корабля. Там  были  установлены  двухъярусные  железные  койки  с  ватными  матрасами  и  подушками.  Там же  были расставлены  столы  и  стулья,  образуя  классные  помещения. В  таких  классных  помещениях  и  занимались  мы, курсанты второго курса  дизельного  факультета Высшего Военно-морского инженерного  училища.  За  этими  же  столами  мы  и  питались,  разливая  первое  по  алюминиевым  мискам  из  принесённых с  камбуза  бачков.

   Это  позднее, при  переоборудовании УПС «Седова» на его  верхней  палубе были  построены специальные помещения, которые потребовались  для  устновки  дополнительного  оборудования.   Эти  дополнительные  надстройки, расположены  в  средней  части  ширины корабля, так, что  по бортам  верхней  палубы  имеются  широкие  проходы.  Благоаря  постройке  этих  помещений корабль получил и более  комфортабельный  внешний  вид. Кроме  того,  появилась  возможность  использовать  вместительные  трюмные  помещения  судна  для  запасов  на  период  длительного  плавания.

     Корабельная рында – это колокол, такой же, как колокола звонниц  православных церквей. Но на кораблях и судах он  используется для звуковых сигналов.  Так, например,  рындой  «отбивают склянки», то есть отбивают сигналы  времени, но не как часы, и не каждый час, а строго определённым образом. Так, взявшись за язык рынды  (шнур языка колокола), ударом вправо и влево, подают один двойной сигнал, означающий столько-то часов.  Ударом в одну сторону отмечают получас. 

            Практика на шлюпках-шестерках.

      На  учебно-парусном  судне  «Седов»,  мы  вышли  в  море  для  прохождения  практических  занятий  в  соответствии  с  программой  учебной  практики  курсантов.  Это  было  в  июле  1950  года,  когда  мы,  курсанты  Высшего военно-морского  инженерного  училища,   окончили  первый  курс,   и  прибыли  на  корабельную  практику.  Но  это  был  очень  интересный  поход  по  Балтийскому  морю.   Из  Финского  залива  вышли  утром  с  полными  парусами  при  слабом  попутном  ветре.  Такую  диковинку,  как  такой  большой  корабль,  шедший  под  парусами,  приветствовали  моряки  всех  кораблей,  стоящих  в  Финском  заливе.  Они  флажным  семафором  передавали  нам  приветствия  и  пожелания  счастливого  плавания.  Принимал  семафоры  матрос-сигнальщик  «Седова»   и  передавал  нам. У нас  из  курсантов  никто  не знал  семафорную  азбуку  настолько, чтобы самим уметь её читать.

      Выйдя  из  Финского,  залива  наш  парусник  взял  курс  на  остров  Гогланд.  Ветер  был  слабый,  но  почти  попутный,  что  позволяло  развивать  хорошую  скорость.  Пройдя  остров,  мы  встали  на якорь  в  открытом  море.  С «Седова» спустили  шлюпки,  опустили парадный  трап  и  отвалили  «выстрел».  Выстрелом  называется  горизонтальное  бревно,  укреплённое  на  уровне  палубы  перпендикулярно  к  борту  и  свисающее  за  борт  корабля. 
С  выстрела  свисают   несколько  тросов  с  мусингами  (утолщения, узлы),  по  которым  со  шлюпок  легко  подняться  на  выстрел (бревно),  а  по  нему пройти  на  палубу  корабля.  При  посадке в шлюпки наоборот. С палубы  корабля  по  выстрелу,  держась  за тросовый  поручень,  курсанты  подходят  к  тросу  с  мусингами, свисающему  над  своей  шлюпкой,  и  по  нему  спускаются  в шлюпку.   А  для  посадки  офицера, шлюпка  с  курсантами  подходит  к  парадному трапу, спущенному  вдоль  борта  корабля.  Нижняя  площадка парадного  трапа  опускается  почти до уровня воды.  Перед  шагом  офицера  в  шлюпку,  старшина  шлюпки  подаёт  команду «смирно».

      На нашей  шлюпке-шестёрке  командиром был офицер, капитан  2-го  ранга, преподаватель кафедры морской практики. Он  умело командовал,  а  мы  старательно  выполняли  его команды.  По  его  команде  мы  поставили  парус,  прошли  немного  под  парусом  и,  убрав  его,  взялись  за  вёсла.  Потом  опять поставили  парус,  и,  пройдя  совсем  немного  под  парусом,  перешли  на  вёсла. Так  по  его  команде  мы  несколько  раз  ставили  парус,  а потом  переходили  на  вёсла,  тренируясь  таким  образом  действовать быстро и  безошибочно.

     После  этого  мы  начали  отработку подхода  шлюпки  под  парусом  к  парадному  трапу  корабля.  Этот  маневр  выполняется  для  посадки  или  для  высадки  офицера.  При этом  шлюпка  под  парусом  на  полной   скорости  идёт  прямо  в борт  корабля,  а  не дойдя  лишь  нескольких  метров  до  трапа,  быстро  убирает  парус.  Рулём  шлюпка  ставится  бортом  к  нижней  площадке  трапа.  Здесь  важно учитывать инерцию  шлюпки, чтобы в нужный момент убрать парус.   

    При  подходе  к трапу корабля  рулевой   ведет  шлюпку  в  полный  бейдевинд,  правя  на нижнюю  площадку парадного   трапа,  а затем  по  мере  приближения  к  трапу приводит шлюпку  в  крутой  бейдевинд и направляет  форштевень  несколько  выше нижней площадки  трапа.  На  подходе  к  трапу  по  команде  «Крюк»  впере¬дсмотрящий  готовит длинный  отпорный  крюк.
 
   Рулевой  на  шлюпке,  учитывая   расстояние  до  трапа  и  инерцию  шлюпки,  командует «На фале»,  и  «Паруса долой».  Быстро  опускаются паруса,  затем,  подведя  рулем  шлюпку  к  площадке  трапа, командует  «Задержаться».  Впередсмотрящий  задерживает  шлюпку  отпорным  крюком.

      Выполняя  подход  к трапу  в  свежую  погоду,  рулевой  правит  немного  выше  трапа.   В  нескольких  метрах  от трапа  и  несколько  выше  его  траверза  приводят  шлюпку  против  ветра.  В  этот  момент  с  корабля  должен,  быть  подан  конец,  который  крепят шлюпочным  узлом  за  мачтовую  банку,  после  чего  убирают  паруса  и  подводят  шлюпку  на  конце  к  трапу.

     За  нашей  шлюпкой  и  её  маневрированием  наблюдал   командир  корабля  и  многие офицеры.  Таких  упражнений  мы  выполнили  много,  прежде  чем  стало  хорошо  получаться, и  тогда  с  борта «Седова»  в  мегафон  нам  объявили  благодарность  от  имени ко¬мандира  корабля. 

     На других шлюпках курсанты  тоже обучались хождению под парусами и на  вёслах, выполнению команд по управлению шлюпкой. Шлюпки уходили довольно далеко от корабля, так что для них поднимался на корабле флажный  сигнал, набор флагов которого означает приказание  «шлюпкам возвратиться». С этим сигналом были заранее ознакомлены курсанты. Это три определённых флага из  «Международного  трехфлажного свода сигналов».

      Этот сигнал  пришлось использовать командиру корабля,  когда одна  из  шлюпок  увлеклась  пресле¬дованием  косатки,  и  удалилась  слишком  далеко  от  корабля.   Это  один  из  офицеров  корабля, увидев  далеко  в  море  спину  и  плавник  косатки, решил её  преследовать.  Преследовали  на  вёслах,  паруса  убрали.  Иногда  подходили  довольно  близко, но косатка  уходила, плавая  большими кругами, но не уходя далеко от корабля.  Иногда  она  пропадала  из  вида,  погружаясь  в  глубину,  но  вскоре  снова  на  поверхности  появлялся  её  плавник,  причем  не  там,  где  мы  его ждали. Мы  снова  налегали  на  весла,  а  офицер  готовил  карабин.

     Косатка  это  не  кит, а млекопитающее семейства дельфиновых.   Это  крупнейшие  плотоядные  дельфины.  Они  употребляют  в  пищу  буквально  все  живое:  рыбу,  головоногих  моллюсков, морских  млекопитающих.   Когда  пищи  достаточно,  то  косатка  мирно  уживается  с  другими  китообразными,  но  в  случае,  если  косатки  проголодаются,  то  они  без  раздумываний  нападают  на любых  полосатиков  и  китов,  на  других  дельфинов,  ластоногих,  и  даже  пингвинов.  Причем  размер  жертвы  не  имеет  значения: если  она  велика,  то  косатки  действуют  всем  стадом.
 
   Если  на  детеныша  кита  напали косатки,  то спасти его  уже  не  возможно,  он обречен.  Быстрые  косатки,  плавая со  скоростью  до 55 км/ч,  просто  не  могут  быть  настигнуты  матерью,  пытающейся защитить  свое  чадо.   Глядя  на  охотящихся  косаток  нельзя не  восхититься  тому,  как  слаженно  и хладнокровно  они  действуют.     Когда  один  дельфин  не  может  достать  жертву, то ему на  помощь  приходят  другие.  Поразительно,  но  складывается  впечатление,   что  косатки  просто  любят  убивать:  они  сталкивают  тюленя  с  одной  стороны  льдины,  чтобы  он  попал  в  пасть  сородичей,  находящихся  по  другую  сторону.  В  сутки  косатке  требуется до 150 кг. пищи,  и  недостатка  в ней  не  бывает:  разнообразие  рациона  и  отсутствие  естественных врагов  поставили  косатку  на  вершину  пищевой  цепи.

      Но  у  косаток,  этих  китов-убийц,  есть  и  обратная  сторона.  Косатки – самые  дружелюбные  по  отношению  к  человеку  хищные  животные.  На  воле  они  не  проявляют  к  человеку  страха, все  нападения  косаток на  человека  были  совершены  или  раненными  животными  или в  целях  самообороны. Косатки  часто  подплывают  к  суднам,  выставляя  морды  над водой,  как  бы  осматривая  его.  Находясь  в  неволе,  они  очень  быстро  привыкают  к  человеку,  легко  поддаются  дрессировке. При  содержании  косатки  вместе  с  другими  дельфинами  или  даже  тюленями  можно  не  волноваться,  что  они  нападут: никакой  агрессии  они  не  проявляют.  Видимо,  находясь  в  открытом  море, косатки  нападают  на  млекопитающих  исключительно  с  целью утолить  свой  голод.  Косаток,  находящихся  в  неволе,  ежедневно кормят  160  кг  красной  рыбы.  Но  ведь  калорий  в  рыбе,  несомненно,  меньше,  чем  в  жире  и  мясе  морских  львов,  поэтому  они  и  пополняют  свои  силы  быстрее,  охотясь  на ластоногих.   Единственный  период,  когда  косатки  становятся  очень  раздражительными  и  агрессивными,  это  период  размножения.

     Корабельная  практика  курсантов  на  учебно-парусном удне  «Седов»  запомнилась именно этим походом  по  Балтийскому  морю.
   Снявшись с якорной стоянки, УПС «Седов» повернул на обратный курс.  Жаль, что мало прошли по Балтийскому морю, но ведь это был лишь  учебный поход с целью показа нам,  курсантам военного училища,  корабля  вообще, и  учебно-парусного  судна  в  частности.

   Обратно  в  базу,  в Кронштадт  шли  при  боковом,  почти  встречном  ветре.  Шли  галсами,  маневрируя  против  ветра,  то  есть  корабль  шел  зигзагообразными  курсами.  При  этом  корабль  заметно  кренился  то  на  правый  борт,  идя  левым  галсом,  то  на левый  борт,  идя  правым  галсом.  Была  уже  тихая  ночь.  Отчётливо  слышался  в  этой  тишине  плеск  воды,  рассекаемой  форштевнем  нашего  парусника.  Я  проходил  на  нос корабля,  заглядывал  за  борт,  вслушиваясь   в  мерный  плеск  небольшой  волны  отходящей  от  фор¬штевня. Никакого мотора – одни  паруса  способствовали  продвижению  против  ветра.

       Для  смены  галса, то  есть  для  изменения  курса  так,  чтобы ветер  теперь  дул  в  паруса  с  другого  борта,  играется  «аврал», играют боц¬манские дудки. Команды  голосом: «Все наверх». «К  повороту». «Поворот оверштаг». Рулём  изменяют курс, поворачивая корабль носом  навстречу  ветру  и  далее  так,  чтобы  ветер  наполнял  паруса  с  другого  борта.  При  этом  команда,  выбирает  (натягивает)  шкоты  парусов  с  одного  борта,  и  поворачивает  паруса  так,  чтобы  они  наполнились  ветром с другого  борта.  Как  только  паруса  наполнились,  корабль  снова  набирает  скорость, частично  потерянную  при  повороте  «против  ветра».

             Направления  ветра  относи¬тельно  шлюпки.

    Любое решение на маневр шлюпки старшина  принимает  с учетом  направления ветра. Чтобы  выразить  положение  шлюпки относительно   ветра,  введено  понятие  о  галсах.
    Если  ветер  дует в  правый  борт  (паруса  на левом борту) — шлюпка  идет  правым галсом;  если  ветер  дует  в  левый борт  (па¬руса  на  правом  борту) — шлюпка  идет  левым  галсом.
    Если  ветер  дует  прямо  или  почти  прямо  в  нос  шлюпки  (в пределах от 10° правого борта до 10° левого борта), он  называется против¬ным,  встречным  или  лобовым.
    Если  ветер  дует  в  пределах  от  10° до  80° к  диаметральной плоскости  (от  носа  шлюпки),  он  называется   бейдевинд.     Бейдевинд  считается  крутым,  если  угол  ветра  составляет  10°—60°,  и  полным,  если  угол  более  60°.
    Если  ветер  дует  прямо или почти  прямо в борт шлюпки           (в  пределах от 80 до 100°),  он  называется   галфвинд.
    Если  ветер  дует  под  углом  от  100° до 170° к  диаметральной плоско¬сти,  он  называется   бакштаг.  Бакштаг  считается  полным, если  угол  ветра  более  150°.
    Если  ветер  дует  прямо  или  почти  прямо  в  корму (в пределах от  170° правого  борта  до  170° левого  борта),  он  называется  фордевинд.
    Полные  наименования  направлений  ветра  включают  наименование  галса,  например:
   Бейдевинд   левого  (правого)  борта.
   Галфвинд  левого  (правого)  борта, 
   Бакштаг   левого  (правого)   борта.

      Так  парусный  корабль  перемещается  против  ветра,  идя   пе¬ременными  галсами,  довольно часто  меняя  курс и  переходя  на другой  галс. Мы,  курсанты  тоже участвовали  в  аврале  по смене  галса.  Нам  тоже  приходилось  тянуть  трос  полиспаста,  выбирая  шкоты  «втугую».  После отбоя  аврала  мы  не успевали  заснуть,  как  вновь  звучала  команда  «Все наверх»,  «К повороту».  Мы  возвращались в базу в ночное время с включёнными ходовыми  и топовыми  огнями, периодически меняя курс и переходя на другой галс.

      На  этой  практике, учебной  практике  после  первого  курса,  мы  познали,  что  значит  «драить  палубу».  Деревянный  настил  палубы  моют,  обильно  поливая  её забортной  водой из  шлангов.  При  этом  её  натирают  твердыми  тёрками  и  даже  кирпичами.  Матросы-тёрщики выстраиваются  в  одну линию, как в одну шеренгу, и  натирают  палубу  стоя на коленях. Конечно,  курсантов  тоже  учили,  как  надо  это  делать,  и  ругали  за то,  что  они  работают  без  энтузиазма,  недооценивая  важности  этого  мероприятия.  Конечно, жаль, что  этот  поход  оказался  коротким,  но  ведь это  был  лишь  учебный  поход,  с целью  показа парусного  корабля нам,  курсантам,  будущим  офицерам  Военно-морского  флота.
      Значительно  позже,  через  несколько  лет,  мы  узнали, что  «Седов», этот четырёхмачтовый  бриг,  после  переоборудования  стал  научно  исследовательским,  океанографическим  судном и  вошел в состав  научной экспедиции  по  исследованию  мирового  океана.

      Другим  учебнопарусным  судном  был  четырёхмачтовый  барк  «Крузештерн».  На  нём  тоже  проходили  корабельную  практику курсанты  военно-морских училищ.  Это  учебно-парусное  судно  несколько  меньше,  чем  четырёхмачтовый  бриг  «Седов».  Он  также  был  переоборудован  в  научно-исследовательское  океанографическое  судно,  и  вошел  в  состав  Атлантической  экспедиции  по  изучению  мирового   океана.

   Советский Союз после 2-й  Мировой войны получил это парусное судно  по  репарации  вместе с двумя другими  немецкими  парусными  судами:  4-х  мачтовый  барк "Падуя" (ныне "Крузенштерн")  и  "Горх  Фок"  (ныне  "Товарищ").  Это  немецкое  парусное  судно   назвали  "Седов"  в  честь  полярного  исследователя Г.Я.Седова. В январе 1946  года  на  "Седове"  был  поднят  военно-морской флаг СССР и он переведен  в  класс  чисто  учебных  судов.

    Судно было построено  а  верфи  Круппа в Киле (Германия) в 1921 году.  Его первый владелец  Карл  Виннен  назвал  судно  по имени  своей  дочери   Магдаленна  Виннен.  В  1936  году  Карл Виннен  продал  этот  четырехмачтовый барк судоходной компании  Норддойчер  Ллойд".  Новый судовладелец  борудовал судно кубриками на 70 кадетов  и  начал  использовать  его  одновременно  как  грузовое, так  и  учебное  судно.  Ему  присвоили  новое  имя — "Коммондор  Йонсон".

      В  1951  году  командование  судна  принял  капитан  дальнего  плавания  Митрофанов  Петр  Сергеевич,  и  под  его  руководством  судно  было  приведено  в  мореходное  состояние.  А в 1950  году барк  вышел  в  первое  послевоенное  плавание.  В  1957  году  с  курсантами  на  борту  "Седов"  принял  участие  в  гидрографических  исследованиях  Атлантического  океана.

      В  период с 1975 по 1981 год судно находилось в ремонте на Кронштадтском  Морском  заводе. В ходе ремонта были  оборудованы  кубрики  для  164 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые,  спортивный зал, музей, сауна. Оборудованы  чебные классы,  установлены  новейшие  технические  средства  судовождения,  наблюдения  и  связи.  В  1991 году судно  было  передано  Мурманскому  Государственному  Техническому  Университету,  на  нем  проходят  обучение будущие поколения капитанов, штурманов, механиков, радистов.    УПС  "Седов" занесен  в "Книгу  рекордов  Гиннеса"  как  самое крупное  из  сохранившихся  до  наших  дней  парусных  судов.
   
                Морские термины.

• Брамсель — третий снизу  прямой парус, ставящийся на брам-рее (третьей) над марселем.   В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-брамсель, на грот-мачте — грот-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-брамсель. На больших судах брамсели могут быть разрезными: верхний и нижний.
• Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.
• Брам-фал — снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи (третьи реи снизу). Кроме того, им же поднимают реи над  бом-салинг при  постановке брамселей.
• Бриганти;на (итал. brigantino): 1) Двухмачтовое парусное судно XVIII—XIX вв. с прямыми парусами на передней (фок) и с косыми на задней (грот) мачте. Вооружение 6;8 пушек. 2) В русском флоте XVIII в. — парусно-гребное судно для перевозки грузов и войск.
• Бом — слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.
• Бом-брам-стеньга — мачта, поднимаемая выше  брам-стеньги[3].
• Бом-брамсель — прямой парус, ставящийся на бом-брам-рее над брамселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачте — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель. 
• Брасы – снасти бегучего такелажа, закреплённые на ноках реев и служащие для поворота рея в горизонтальной плоскости.
• Брам — слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
• Брам-бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги.
• Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.
• Брам-фал — снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью  которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.
• Взять рифы — уменьшить площадь паруса,  свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами,  у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями  к  лееру на к рее у прямых.
• Вы;бленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъёме по вантам на мачты и стеньги.
• Вымбо;вка — деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.
• Вы;мпел  (нидерл. wimpel) — длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.
• Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.
• Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идёт правым галсом, если в левый борт — то левым галсом.
• Галфвинд — (голл. Halfwind- полветра) курс судна относительно ветра — ветер дует практически прямо в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол около 90°)
• Гарде;ль — снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
• Га;фель (нидерл. gaffel) — рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в неё сзади, к которому привязывались некоторые паруса.
• Генуя — большой широкий стаксель со шкотовым углом, далеко заходящим за мачту.
• Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикреплённое к мачте на небольшой высоте над палубой и обращённое свободным концом к корме судна.  К  гику  пришнуровывается  нижняя  шкаторина косого паруса.
• Ги;ка-топена;нт — снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
• Ги;ка-шкот — снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.
• Ги;товы — снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей.   Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
• Го;рдень — снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
• Картечь — артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-XX в. — снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями.    При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.
• Карту;шка — подвижный диск (или кольцо) в компасе с равномерно нанесёнными делениями градусной или румбовой системы.
• Кливер — косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.
• Клипер — 1) самое быстроходное из парусных судов середины XIX века, до начала железного кораблестроения. Отличался острыми обводами и развитым парусным вооружением. Клотик — деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.
• Клюз — отверстие в борту для якорной цепи.
• Корсары — частные лица, действующие на хорошо вооружённых лёгких судах против торгового судоходства с целью разбоя.
• Коуш — металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
• Кофель-нагель — деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завёртывания на него снастей бегучего такелажа.
• Кофель-планка — деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикреплённый горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
• Крамбол — толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
• Кранец — приспособление временное или постоянное, служащее для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно.  В настоящее время моряки часто вместо кранцев используют старые автомобильные покрышки.
• Крюйс — слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса.
• Крюйс-рей — второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.
• Ку;брик — 1) Жилое помещение для команды. 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.
• Лаг — прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.
• Левентик — курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в нос. Парусное судно таким курсом идти не может. На парусниках этот курс используется для остановки судна (привести судно к ветру).
• Лёгость — 1) Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2) В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.
• Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов   и т. д. Леерами также называются укреплённые на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
• Ликтрос — мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.
• Марка — несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания.
• Марс  (марсовая  площадка) — площадка  на  топе  составной мачты,  прикреплённая  к  лонга-салингам  и  краспицам.  На  парусных  судах  служит для  разноса  стень-вант  и  местом  для  некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и малокалиберные орудия.
• Марса-гитовы — одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.
• Марса-драйреп — снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплён.
• Марса-рей — рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.
• Марсель — второй снизу прямой парус  трапециевидной  формы, ставящийся на марса-рее  над нижним парусом. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-марсель, на грот-мачте — грот-марсель и на бизань-мачте — крюйс-марсель. На больших судах марсели могут быть разрезными: верхний и нижний.
• Морская сажень (см. сажень) — 6 футов (1.83 м).
• Мортира — Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.
• Мусинг — кноп (узел), сделанный не на конце снасти, а в середине.
• Нок — оконечность рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.).
• Оверштаг — поворот,  при  выполнении  которого  курс  корабля пересекает  направление  ветра,  при  этом  корабль  пересекает  линию  ветра  носом.  Поворот  с  юго-восточного  курса  на  юго-западный  при  южном  ветре  будет  поворотом  оверштаг.  Часто используется  при  движении  галсами.  Любой  поворот  парусного судна  (оверштаг  или фордевинд )  сопровождается  сменой  галса. Любой  другой  манёвр  парусника  поворотом  не  считается.
• Огон — кольцо  из  троса,  сделанное на конце или в середине его. Этим  кольцом  обычно  снасть  надевается  на  рангоутное  дерево.
• Октан — угломерно-отражательный мореходный инструмент.
• Оплетка — конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками разделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
• Перты — закреплённые под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
• Пиллерс — (англ. pillars, множественное число от pillar — колонна, столб) — вертикальная металлическая стойка, служащая опорой для палубного перекрытия судна. Пиллерсы бывают постоянные или съёмные.
• Путенс-ванты — связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления  кромок  марса и не дают ему выгибаться  вверх  от стеньтяги  стень-вант.
• Раздернуть снасть — полностью отпустить, ослабить снасть.
• Рангоут (от нидерл. rondhout — круглое дерево) — на  судах парусного  Флота  под  рангоутом  подразумевались  деревянные или металлические  детали  вооружения  судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъёмы сигналов и т. д. (мачты,  стеньги,  реи,  гафели,  гики,  бушприт,  стрелы,  выстрелы,  утлегарь,  лисель-спирты  и  пр.),  которые  иначе  называются рангоутным  деревом  (рангоутными  деревами). Затем  все  главные части  рангоута  (мачты,  бушприт,  реи)  стали  изготавливать  из стали  или  композитов.
• Растительный трос — трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.)
• Рей — рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
• Рейд — часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн; внутренний рейд защищён естественными или искусственными преградами от ветра и волн.
• Риф — 1. отдельная скала или гряда, представляющая навигационную опасность; 2. часть паруса, приспособленная для уменьшения его площади, без полной уборки (ср. брать рифы).
• Риф-бант — полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан  риф-штерт  или  сезни.
• Риф-леер — снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса,  риф-сезенями при взятии рифов.
• Риф-сезень — конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.
• Риф-штерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
• Ростр — (лат. rostrum, клюв, выдающаяся часть, нос корабля) Таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времен  Древнего Рима для нанесения ударов кораблю противника.
• Ростры — совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами впоследствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.
• Роульс — каток, отлитый из чугуна или стали, или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся  на  оси. Роульс ставится, например, в  киповых  планках  или  отдельно  для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т. д.
• Рубка — закрытое сооружение на палубе надводного борта или на палубе надстройки.
• Руль — вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.
• Румб — направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счёт идёт не на румбы, а на градусы.
• Румпель (от нидерл. roerpen, roer — весло, руль) — часть рулевого устройства корабля. Передаёт крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.
• Слаблинь — длинный слабокрученый линь, предназначенный для притягивания парусов к рангоуту. Для применения слаблиня парус должен быть оборудован кренгельсами.
• Слип — наклонная площадка, предназначенная для спуска судов на воду и подъема их из воды
• Сорлинь — линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим — к судну. Назначение сорлиня — удержать руль, если он соскочит с петель.
• Спарде;к — верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.
• Спле;сень — соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.
• Стеньга -  Верхняя (вторая)  часть  мачты, когда мачта составлена по высоте из двух  деревьев.
• Ста;ксели — косые паруса треугольной формы, обычно ставятся впереди мачты. Передней шкаториной опираются на штаг
• Такелаж — общее наименование всех снастей, балок, тросов,  составляющее парусное  вооружение  судна  или  вооружение  рангоутного  дерева. Такелаж, служащий  для  удержания  рангоута  в  неподвижном  положении – стоячий такелаж,  остальной  такелаж  (тросы подъёма и поворота  парусов, рей) - бегучий  такелаж. 
• Тали — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединённых тросом, один конец которого укреплён  у одного из блоков.
• Талреп (винтовой, тросовый, рычажный и т. д.) — приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.
• Топенант — снасть, имеющая  назначение  поднимать и поддерживать  горизонтальные  и  наклонные  рангоутные деревья  (реи, гики, стрелы, гафеля и т.д.).   Снасть  бегучего: такелажа, прикреплённая к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости.
• Топсель – треугольный парус, который ставится вершиной вниз над четырёхугольным парусом.
• Транец — нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.
• Трисель — косой четырёхугольный парус, верхней шкаториной шнурующийся  к  гафелю,  а  нижней  растягивающийся  по  гику.
• Шильдик – номерок  на  двери  с  названием  помещения на судне.
• Шканцы — помост или палуба парусного судна на один уровень выше шкафута, в корму от него, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шкаторина — кромка  паруса,  обшитая  ликтросом.
• Шкафут (от нидерл. schavot — стеллаж, эшафот) на кораблях и судах — часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты. В парусном флоте так называли широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов деревянных парусных кораблей для прохода с бака на квартердек или шканцы.
• Шкентель с мусингами — растительный  трос,  на  котором  через каждые  30;40  сантиметров  сделаны  кнопы,  (мусинги).  Служит для  лазания  вместо  трапов,  например  в  шлюпку,  стоящую  под выстрелом.