Глава 6. Океан зовёт!

Владилен Николаев
               
                Кто услышал раковины пенье -
                Бросит берег и уйдёт в туман.
                Даст ему покой и вдохновенье
                Напоённый ветром океан.
                Кто увидел дым голубоватый,
                Поднимающийся над водой,
                Тот пойдёт дорогою проклятой -
                Вечною дорогою морской.
                Э.Багрицкий

Почти пятнадцать лет я занимался подводными исследованиями - с аквалангом с поверхности моря, из обитаемой подводной лаборатории или в автономном обитаемом подводном аппарате. Участвовал в организации таких исследований. Заниматься этой работой мне нравилось. Это была увлекательная работа. Но программы «Черномор» и «Шелф – Черномор» были завершены, испытания обитаемого подводного аппарата «Аргус» проведены. «Аргус» был сдан в эксплуатацию.

Основной задачей сотрудников лаборатории подводных экспериментов уже к 1977 году стала техническая эксплуатация созданного в Южном отделении Гипербарического комплекса ГКК – ДП – 300. Этот комплекс предназначался для изучения медико - физиологических проблем длительного пребывания людей под давлением, соответствующим глубинам до 300 (а впоследствии - и более) метров.

Я принимал участие в организации и проведении серии первых экспериментов на ГКК ДП – 300 - как администратор. Но я не медик, увлечённый изучением физиологии и психологии людей, длительное время находящихся под повышенным давлением с использованием искусственных дыхательных смесей. И я - не инженер, увлечённый проблемами эксплуатации и усовершенствования систем жизнеобеспечения длительного пребывания человека под повышенным давлением окружающей среды.  Для специалистов названных профилей такая работа, безусловно, очень интересна. Меня эта работа не увлекла.

 Я подал на имя директора Института рапорт с предложением освободить меня от обязанностей заведующего лабораторией подводных экспериментов. Одновременно я просил создать в структуре ЮО кабинет гидрооптики и часть сотрудников лаборатории перевести в этот кабинет.

В марте 1979 года «в связи с реорганизацией лаборатории подводных экспериментов» я был переведен на должность заведующего кабинетом гидрооптики и стал, заниматься, в основном, изучением пространственного распределения оптических характеристик воды в различных районах Мирового океана - в их связи с гидрологическими характеристиками.

С 1977-го по 1993-ий годы я участвовал в нескольких экспедициях на судах Института в различные моря и океаны.  О некоторых из этих экспедиций я расскажу в следующих главах.