Одна неделя в Ханты-Мансийске. Дух огня и не тольк

Юрий Хозяинов
               
Когда мне сообщили, что не смогут мне предоставить проживания в велнесс-отеле Ханты-Мансийска «Югорская долина» я расстроился, но планов не поменял – «Еду!». Поездки в Ханты-Мансийск – свой родной город, я предпринимал и без особых поводов, а если уж повод находился – да еще какой – международный фестиваль кинематографических дебютов- мою поездку не могли отменить ни состояние здоровья, ни состояние финансов.
Я родился там, в середине прошлого века, и помню его с деревянными домами и досчатыми тротуарами, деревьями, подпирающими небо, его  плохо освещенные грязные улицы и вечера с керосиновыми лампами. Казалось  судьба города решена – рядом рос и развивался амбициозный Сургут, который видел себя не только новой столицей округа, но и не отказался бы от чести стать центром Тюменской области. Может быть, судьба Ханты-Мансийска повторила бы судьбу легендарной Мангазеи – стать городом-памятником, городом призраком, но  находились люди, которые искали для города новый смысл существования.  Пусть он будет … – административный центр, город-курорт, спортивная столица, культурный центр – и всем этим казалось фантастическим планам суждено было сбыться. Я помню в 1971 году группу спортсменов-энтузиастов – объявивших Ханты-Мансийск новым центром мирового биатлона – как мы, выпускники 1-й средней школы города собравшись в актовом зале, смеялись над ними. А теперь? Этапы кубка Мира по биатлону, Чемпионаты мира – там явления обыденные. В 80-х годах практически скончалась построенная в 40-х годах дизельная электростанция, из четырех машин 2 все время находились в ремонте, город сидел без света. Его отключали так часто, что мама сделала из холодильника шкафчик для посуды. И вот пошли разговоры, что под Хантами нашли нефть,  Бригада  бурового мастера и местного уроженца Александра Першина  бурила разведочные скважины в районе городского  аэропорта, докладывала о разведанных запасах углеводородного сырья, и когда Сургут, наконец, построил ЛЭП для обеспечения добычи  и решил проблему энергоснабжения окружного центра, шум вокруг нефти постепенно затих.
Все громче в области, в России, да и в мире стало звучать древнее название этой земли – Югра. В город, в который не всегда приезжали депутаты окружного совета – не видели необходимости – недавно на саммит съезжались лидеры ведущих мировых держав. Преображается облик Ханты-Мансийска – постепенно сносятся одноэтажные и двухэтажные деревянные бараки, строятся деловые и культурно-досуговые центры дизайну которых могут позавидовать и российские и мировые столицы.
Итак, в последнюю неделю календарной зимы я провел  в Ханты-Мансийске.
Мировой финансовый кризис  слегка сократил продолжительность кинофестиваля, и я, приехав на сутки раньше, получил возможность узнать, что же еще интересного происходит в городе.
В Ханты-Мансийске в то время гостил Костя Цзю – наиболее известный российский боксер-профессионал. В столице Югры проходил этап боксерских поединков на Кубок его имени.
Проводил домашние игры хоккейный клуб «Югра» - молодая команда под руководством Сергея Шепелева, игравшего в хоккей за московский «Спартак», вместе с легендарными советскими спортсменами, многократными чемпионами мира по хоккею Александром Якушевым и Владимиром Шадриным. Молодая команда на третий год своего существования в этом сезоне выиграла «Открытое первенство России по хоккею» и привезла в столицу Югры «Кубок Братины». В окружном музее открывалась какая-то выставка. В то же время в картинной галерее Фонда поколений открывалась выставка работ художника Геннадия Райшева «Небо и земля». Геннадий Степанович –  уроженец села Сивохрап – остяк (ханты) родился осенью 1934 года, значит этот год для него юбилейный. Эта выставка открывает череду мероприятий, посвященных  дате. Рисует он с раннего детства, но не в стиле генеральной линии соцреализма. Учился в Ленинграде на филолога, брал уроки рисования, осел на ПМЖ  в уральском Карпинске, малевал афиши в местном кинотеатре. В 1988 год – персональная выставка в Свердловске и Тюмени – огромный общественный резонанс, признание и награды – от «Почетного гражданина Карпинска» до «Народного художника России» и действительного члена Академии художеств России. Правительство Югры дарит ему художественную мастерскую и строит для него именную картинную галерею! А он пока живет  на два дома и в Хантах и в Карпинске. Родная земля стимулирует творчество художника. Сотрудницы галереи показывая эскизы работ Райшева притворно жаловались мне, что Геннадий за один вечер может создать столько эскизов, что им не хватает недели, чтобы их описать и архивировать. Степаныч все так ой же себе на уме – ироничен, остроумен – его картины причудливый смесь примитивного восприятия мира представителем древнего народа и европейской философии.
Его картины могут показаться очень простыми как мазня трехлетнего карапуза, но единожды взглянув на них почему-то хочется остановиться и подумать (тему размышлений ненавязчиво задает Художник). Геннадий Степанович открывал свою выставку и проводил для гостей экскурсию по ней. В большой комнате-мастерской, где у самого окна приютился мольберт с неоконченной работой практически весь объем комнаты забит картонами с картинами, и только посередине – узкий проход. Авторские комментарии достаточно ироничны – это земля, это небо человек на границе стихий, он объединяет их «Если бы я был настоящим художником, я вырисовывал из индивидуальные особенности, а здесь образ человека, его силуэт чтобы вы поняли – это человек.а не пытались узнать кто именно Тут гости, большинство которых составляли художники и сотрудники местных музеев, высказали свои впечатления от выставки, пришлось выступить и мне, спеть так сказать «Арию тюменского гостя». На прощание я фотографировал коллективный портрет гостей и Райшева с предварительной установкой – «Художник показывает посетителям выставки свою новую картину». Причем картины в кадре не было, она подразумевалось, как бы висела за  спиной фотографа. Зрителя в кадре, как бы разглядывают невидимую нам картину, а может быть и нас. Увы, местный народ оказался зажатым, естественно вести себя не смог, и снимок, по-моему, не получился как задумывалось.
А на следующий день – открытие фестиваля «Дух огня». Начинали пресс-конференцией в том самом велнесс-отеле, куда меня не поселили.
В начале – Оргкомитет. Начало затягивается – ждут губернатора ХМАО-Югры Александра Филипенко. Сергей Соловьев, известный кинорежиссер и отец-основатель фестиваля стоит у входя в зал грустный, и даже немного мрачный. Не дождались, начали без Васильича.  За официальным столом Сергей Соловьев, Андрей Плахов, Олег Урушев, Марина Зверева и представитель генерального спонсора…
Все свои проблемы организаторы сваливают  на мировой финансовый кризис и рады даже тому, что фестиваль не отменили и призовой фонд не урезали. Почти без перерыва  свою пресс-конференцию дает международное жюри фестиваля. Мне кажется это «герои вчерашних дней» имена которых больше значили в прошлом:  Англичанин Хью Хадсон мастер документального кино и рекламных лент. Был осчастливен «Оскаром» в 1982 году его «Огненные колесницы» были признаны «Лучшим фильмом года», Мориц де Хальден из Швейцарии –  очень влиятельная персона в киноиндустрии – бывший директор Берлинского и Венецианского международных кинофестивалей. В свою бытность на этих постах весьма благосклонно относился к советским картинам, давал им дорогу на европейский экран. Дополнили состав жюри режиссер и сценарист Гука Омарова и екатеринбуржец кинокритик Валерий Кичин. Должен был приехать обладатель гран-при предыдущего фестиваля Лени Абрахамсон, но слишком долго решался вопрос –«Быть или не быть фестивалю» и  ждать он не стал и не приехал. Разговор на прессухе шел настолько предсказуемый и скучный, что от него ничего не осталось ни в записной книжке, ни в голове. Да нет одна фраза есть – Хадсон сказал, «Что такие фестивали интересны неожиданными находками киношедевров, так сказать жемчужин…» почему то он не продолжил фразу, вероятно, он не полностью процитировал поговорку о поиске жемчужин в ну сами знаете  в чем.  Еще жюри по традиции клялось в своей непредвзятости и говорило, что оценивать картины они будут с позиций зрителя.
На «десерт» общение представителей СМИ со съемочной группой фильма «Анна Каренина».  Много лет я слышал о том, что Сергей Соловьев снимает картину по знаменитому роману Льва Толстого, и вот, наконец! Сергей Александрович просит нас не судить строго – этот фильм «мое прочтение известного романа» не попытка вступить в спор с ранее снятыми картинами.
Картину представляют артисты Мария Аниканова (Кити), Елена Дробышева (Долли), Ярослав Бойко (Вронский), оператор-постановщик Сергей Астахов.
Передо мной сидит Аниканова – очень красивая молодая женщина, фигуристка – в смысле спортсменка, ставшая актрисой. Лет 15 назад ее выбрали на роль Кити, но съемочный процесс шел очень медленнео с большими простоями. Тем не менее, когда пришло время, она сама напомнила о себе мастеру и убедила Соловьева в том, что она еще достаточно молода, чтобы сыграть эту девочку. Пока люди обсуждают скучные вещи о прокатной судьбе картины, я увлекаюсь в съемки Маши – фотографировать её очень интересно, она то хмурится, то мечтательно прикусывает пальчики, а ее улыбка, ее смех отзываются в моей душе серебряными колокольчиками. Кстати личная судьба Маши к несчастью напоминает судьбу её героини Китти – ее женихи без всякого повода оставляли ее на пороге Загса, уходя к другим девушкам, но Маша выстояла. Теперь в ее личной жизнь наладилась кажется Ой, в разговорах возникает какая то пауза. И я влезаю с умным вопросом «Что бы ни напридумывал режиссер, мы то видим картинку, снятую оператором. Как вам удается понять, что и как именно надо снимать? Астахов говорит, что он опытный оператор (ни кто не сомневается) и что у него есть внутреннее понимание постановочных задач
Отвечают оба в смысле, что они давно работают вместе, уважают позицию друг друга, и у них конфликтов не бывает… (А я что, об этом спросил?)
Ладно, спрошу Аниканову. Маша, вы читали роман? На меня смотрят с осуждением эти красивые карие вишни (зачем мне?) мне становится даже как то неловко за свой вопрос… Маша – я прочитала сценарий Ваша героиня самая молодая в романе, какая ей судьба уготована – Долли или Анны?   Маша улыбается загадочно покусывая красивые пальцы. На помощь актрисе приходит режиссер – ну конечно Анны, ведь если у женщины есть мозги, она выбирает судьбу Анны!  (Кто бы сомневался, подумал я, если бы Соловьёв думал по-другому, то Друбич сыграла бы в картине кого-нибудь другого.
Судя по моему впечатлению о картине Сергей Александрыч читал роман как то странно, то проглатывал целые страницы романа, то вчитывался буквально в каждое слово, в каждую букву. Говорит что снимал одновременно еще две версии картины – англоязычную и телеверсию для ОРТ. Вечером того же дня – торжественное открытие фестиваля, непременный атрибут этого события красная дорожка проложенная среди сугробов и аплодирующие кинозрители,
звезды кино, дефилирующие по ней, и прочие, прочие, прочие…
Встречаю Еремея Даниловича Айпина, местного писателя. Его роман, экранизированный на студии Югра-фильм, обещали показать на этом фестивале, но не успели. Когда то мы с Еремеем учились в одном учебном заведении – ханты-мансийском национальном педагогическом училище. Когда я в 1971 году поступил туда, Еремей уже учился «на писателя» в Лит институте в Москве, но, приезжая на каникулы домой обязательно  встречался с нами, сидели, разговаривали, попивали портвейнчик, он рассказывал нам о Москве, литинституте. Тогда писатели для меня были небожителями, людьми особенными,  обитавшими в далеко в прошлом или в далеком пространстве. А тут настоящий писатель с нами – рядом за одним столом. Меня он, говорит, не помнит, это обычно, когда младшие видят и помнят старших, а те не слишком обращают внимание на «молодеж». Сюрпризом для меня оказалась встретить в Ханты-Мансийске с писателем Сергеем Козловым. Он, по-моему не учился на писателя, закончил филфак Тюм ГУ, учительствовал на Севере, в Горноправдинске. Пишет, публикуется. Теперь он – главный редактор окружной газеты «Новости Югры». В 2008 году я был на премьере фильма по его повести «Наследники». Фильм снял Костя Одегов, участник фестиваля «Духа Огня»  2006 года. Когда-то именно Одегов рассказал мне о кинофестивале в Ханты-Мансийске. Все судьбы завязаны причудливыми узлами, как будто кто-то пишет роман о нашей жизни.
Вообще на фестиваль часто приезжают одни и те же люди, с ними устанавливаются теплые дружеские почти родственные отношения. «Ханты-Мансийск» - звучит как своеобразный пароль при встречах.
Борис Грачевский, худрук «Ералаша», приезжает в Ханты каждый год, его журнал традиционно открывает программу детских фильмов. Эта программа составляется из популярных, проверенных временем лент, к которым относится и «Ералаш». Перед показом сюжетов Борис Юрьевич выходит к юным зрителям, рассказывает байки о съемке сюжетов, отвечает на вопросы зрителей, а затем просит рассказать о самых запомнившихся сюжетах. Ребята рассказывают, иногда прерываясь, чтобы посмеяться, а если что забывают, то Грачевский подсказывает. Вообще в фестивальных коридорах Ханты-Мансийска в разные годы можно было встретить   кинознаменитостей
Александр Мита, Виталий Мельников, Георгий Данелия, Эммануил Виторган, Георгий Данелия, Александр Абдулов, Сергей Говорухин, Павел Лунгин, Лидия Федосеева-Шукшина, Пьер Ришар, Даниэль Ольбрыхский, Барбара Брыльска, и др… Можно было встретить лиц опосредованно относящихся к кино. Однажды, подремывая в коридоре в перерыве утомительного киномарафона, я вдруг увидел человека похожего на знаменитого Михаила Шемякина. Оказалось знаменитый художник приехал в столицу Югры дабы презентовать свой кинопроект – Гофманиану –   сериал снятый по произведениям немецкого сказочника. В фойе местная меховая компания ежегодно представляет коллекцию модной меховой одежды, и я воспользовался случаем, чтобы сфотографировать Михаила в необычном для него имидже. В этом году бюджет фестиваля был значительно сокращен, поэтому его культурная программа  ограничилась выставкой фотографий.
В дни фестиваля проходят концерты классической музыки. В 2008 году проходила презентация Югорского органа, в этом – концерт камерной музыки. Классические искусство не встречает массового понимания в этом городе – на тех концертах, которых я был, зрителей собиралось не более 50-ти человек. Кстати и на просмотрах кинолент зрителей немногим больше, редки случаи, когда зал выглядит заполненным.
Фестиваль можно назвать маленьким, местным, но и  международным событием – на него приезжают люди из всех уголков мира – Вьетнама, Китая, Японии, Бразилии, Аргентины, представители Западной Европы и США стран бывшего СССР. Я не упускал возможности поговорить с вьетнамцами об общности культуры вьетнамцев и хантов, с киргизским режиссером о значении выражения «Сундук предков», с русским бразильцем Кириллом Михановским о рыбалке и футболе (Первым делом на площадке я разыскиваю и прячу все мячи, иначе кинопроцесс сорвется) с веселыми аргентинскими продюссорами о футболе – Марадонна это настоящий король футбола – вердикт никто не оспаривал, хотя говорили, что Месси лучше.
Как и на больших фестивалях в Хантах есть место скандалам, скандальчикам и слухам.  Кстати наш фестиваль   проходит в те же сроки, что и вручение Оскаров в США Иногда и номинанты совпадают.
В 2006 году В США на лучшую иностранную ленту номинировалась дебютная лента  Андрея Кравчука «Итальянец». Американских киноакадемиков не тронула судьба российского детдомовца, а в Хантах он получил «Золотую тайгу – приз зрительских симпатий». Ответ последовал «симметричный» в 2007 году дебютная работа немецкого режиссера Флориана фон Доннерсмарка «Жизнь других» получила в США «Оскара» за лучший иностранный фильм, а в Хантах была ничем не отмечена. Я думаю, что картина слабая, грешит типичными для дебюта ошибками, но факт есть факт. Кстати политика вмешивается в работу фестиваля регулярно. В 2006 году гран-при получила лента финского режиссера «Моя лучшая мама» о судьбе финского мальчика во время Финской войны 1939 года, В 2007 – Ласточки прилетели режиссера Аслана Галазова, сына Асланбека Галазова – первого президента республики Северная Осетия.
В 2009 году скандал мог быть настоящим. Из источников близких к жюри автору стало известно, что одну из российских картин участниц фестиваля администрация президента РФ не рекомендовала к участию, но именно она стала главным претендентом на Гран-при. «Россия 88» Павла Бардина. В краткой аннотации к фильму говорится «Банда скинхедов «Россия 88»  снимает агитационные ролики для того чтобы выкладывать их в Интернет, попутно камера фиксирует жизнь банды» Просматривая картину понять позицию авторов невозможно – обычные русские ребята, проводят время вместе, занимаются спортом (качаются) отмечают дни рождения, разбираются с «нерусскими». Все заканчивается трагедией – главный герой по кличке штык убивает родную сестру, ее возлюбленного грузина, и кончает с собой.
Картинка которая так не понравилась чинушам: на стене спортзала висит портрет Гитлера, когда заходит милиционер, портрет переворачивают – а там … портрет Путина.
Скандал так и нее получил развития – гран при получила лирическая лента «Слепая любовь» Словакия, а Павлу достался спец-приз жюри та же Золотая тайга, те же премиальные – 300 тысяч долларов, только название другое.
Ну что ж, как говорила моя дочка изгоняемая из спальни родителей, – у взрослых свои игры.
Общее впечатление от 4-х фестивалей
картины которые нравятся мне не нравятся жюри и наоборот
фильмы российских авторов мне нравятся больше, чем иностранные, хотя и есть исключения
 после столь интенсивного киномарафона 5 картин в день долго не хочется смотреть никакое кино даже боевики и даже по телевизору.
Население Ханты-Мансийска ленивое и нелюбопытное – большинство картин идут при полупустых залах.