Рига - Ленинград

Анатолий Дудник
Севастопольская осень начала восьмидесятых. Крейсер в  доке Северного завода. Я – молодой лейтенант отпущен в краткосрочный отпуск  в Ленинград к жене и дочери. В симферопольском аэропорту убеждаюсь, что ранее, чем через сутки прямой оказии до славного города нет. Приходится искать иной путь и он, к моей радости, вырисовывается в виде рейса на Ригу, который через  несколько часов переносит  меня  с Чёрного моря на Балтийское.

В Риге есть рижский бальзам, но нет билетов на самолёт!  После золотой крымской осени местная хмарь в серых тонах мне не по душе. Но Ригу все равно давно и заочно люблю по рассказам отца, который как-то ездил туда в  70-ых в санаторий и привёз мне и брату в далёкий Казахстан  пару связок  зелёновато-жёлтых бананов. Поэтому Рига в моём восприятии до сих пор связана с  тропиками, как Алма-Ата с ароматными яблоками сорта апорт, и ничего с этим уже не поделаешь.

Вариант  дальнейшего следования на поезде тоже, почему-то, сам собой отпадает, и после небольшой прогулки по городу, оказываюсь  я  на  городском автовокзале, откуда вечером  отправляюсь на автобусе в Ленинград. Что в  далёкое советское время  могло  бы сравниться с новым  «Икарусом»?! Только авиалайнер или другой комфортабельный туристический автобус, например, как тот, на котором нас - курсантов возили на экскурсию по Гдыне, Гданьску и Сопоту на втором курсе. Садишься в  мягкое, высокое, удобное кресло в  чистом салоне ещё нового автобуса  и сразу чувствуешь, что жизнь удалась. «Замечали?!»

Моё место в первом ряду справа:  все видно и слышно. Ведут наш замечательный автобус поочередно два вежливых латыша лет тридцати  или постарше – интересно слышать непривычный акцент.  Отличные и чистые, на мой радиолюбительский взгляд, совершенно незнакомые записи Владимира Высоцкого разносятся через бортовой усилитель. Песен много и текст завораживает – заставляет вслушиваться в каждое слово. Мягко покачиваясь, по не самой плохой  дороге едем в сумерках, затем в полной темени, сделав всего несколько коротких остановок. Глубокой ночью проезжаем  Псков. Вот и  долгожданный  заснеженный Ленинград!