Вариант сознания... ч. 84

Шалюгин Геннадий
          
          Образчик   философствования.
В крымском  журнале «Брега Тавриды»  -  сильная   философская  состав-ляющая,  идущая  от  покойного основателя А.И.Домбровского. Анатолий  Иванович  учился  на философском  факультете  Ленинградского университета.  В  четвертом  номере необычная  статья  Антонины  Архангельской,  написанная  в  духе  «философствования» -  без  строгого  логического  аппарата  и  понятийного  каркаса,  от  которого  нормальном  человеку  становится  тошно  уже  на  первой  странице.  Архангельская   работала в  «Германии  туманной»  и  вывезла  оттуда  преклонение  перед  романтической  школой  философии  братьев  Шлегелей  и  Новалиса (Йенский  кружок). Вот  что  она  пишет  о  романтическом  философствовании:
«это  принципиальная  незавершенность   умственного  процесса,  фрагментарность,  эссеистичность. <…> именно  в  кризисную,  переломную  эпоху  эти вынужденные  обрывы  мысли  оказываются  наиболее  приемлемыми способами  постижения   реальности».  Она  ссылается также  на  Карла  Ясперса,  который  в  ХХ веке  также утверждал   фрагментарность  как  ключевой  тип  философствования ( «Брега Тавриды»,  2006,  № 4).
Я  так  и  подпрыгнул  от  удовольствия.  Я  давно  уже   усвоил  идею,  что из  всех литературных  жанров именно  «арабески» наиболее  адекватно  отражают  мир.  В этом  ключе  я написал  свой  «Шкаф».  В  этой  форме  написана  книга  «Чехов  в  наши дни»  и  последующие  «Записки  музейного  человека»,  которые  получили хороший резонанс  в  критике. 
А.Архангельская  цитирует  Гегеля: «взаимодействие»  есть  конечная  причина вещей... Что,  если  эту  идею  распространить  и  на  самую  конечную  причину  вещей  -  Бога? К  примеру,  Бог как  взаимодействие двух  вселенных:  вселенной  космической  и  вселенной человеческого  разума…  Нет человечества  -  нет  и  Бога… Бог  как  взаимодействие  конечного  и  бесконечного… Бог  как  взаимодействие  времени  и  пространства… Взаимодействие  как коренной  принцип   системного  анализа  лежит  в  основе  моей  кандидатской  диссертации.    Есть ли  общефилософская   типология взаимодействий? Разрабатывал  ли типологию  взаимодействий   Гегель?
                18  августа  2006.
                * * *
                Притягательность зла
Очень  интересна  идея  о  соотношении  прекрасного  и  безобразного  у  Августина  Блаженного. Он  утверждал,  что  «контраст  Прекрасного  и безобразного  образуют  гармонию  целого». По  этому  поводу  Антонина Архангельская   пишет («Брега  Тавриды»,  2006, №  4),  что  категории  этики  и  эстетики  здесь   составляют  единое  целое, значит,  их можно  и нужно  соотносить  друг  с другом.  Мы  бы  не  знали,  что есть  Добро,  если  бы  не было  Зла.   Безобразное  не  просто оттеняет Прекрасное,  оно  само   способно  быть  Прекрасным  и  Возвышенным! Стало  быть,    Августин  понимал,  насколько  может  быть  притягательно  Зло  в его  идеальных, даже  антигуманных формах!
                19  августа  2006.

                * * *
                Позвоните в  колокольчик…
Идея  всеобщего  детерминизма у китайцев оформлена  как  идея  взаимодействия   стихий,  управляющих жизнью.  Это  взаимодействие  чревато  как прогрессом,   так  и  регрессом.  Созидающий  поток  выглядит  так:  Вода питает  Дерево,  Дерево  рождает Огонь,  Огонь порождает  Землю (пепел),  Земля  рождает Металл,   сохраняющий  Воду.  В  разрушающем  круге логика  иная:  Вода  гасит Огонь,  который расплавляет Металл,  Металл  рубит  Дерево, Дерево  корнями истощает  Землю,  Земля  поглощает Воду…
Такая  логика  взаимоотношений   характерна  и  для  людских  сообществ.  Если  общество пошло  по разрушающему  кругу,  то  гаснет огонь любви,   истощается  почва  традиций,   иссыхают реки  милосердия,   гибнут  ростки надежды… Но  как вернуться к  нормальному,  созидательному  движению  жизни?  Как  определить и  подавить  точки  бифуркации -  моменты  поворота  общества к  саморазрушению?   
Если  бы  знать,  если  бы  знать…  Так говорили  в  тяжелые  минуты чеховские  герои…
Автор  статьи  о   фэн-шуй   в «Зеркале  недели»  пишет:  «Проблемы в  жизни -  позвоните в колокольчик,  и помощь придет…».  Наши предки  с  давних  пор   названивали с колоколен,  взывая  к  помощи  Бога. Так сказать,  фэншуизм   в христианской  транскрипции.
                2 ноября  2006.