Вариант сознания... ч. 84
Образчик философствования.
В крымском журнале «Брега Тавриды» - сильная философская состав-ляющая, идущая от покойного основателя А.И.Домбровского. Анатолий Иванович учился на философском факультете Ленинградского университета. В четвертом номере необычная статья Антонины Архангельской, написанная в духе «философствования» - без строгого логического аппарата и понятийного каркаса, от которого нормальном человеку становится тошно уже на первой странице. Архангельская работала в «Германии туманной» и вывезла оттуда преклонение перед романтической школой философии братьев Шлегелей и Новалиса (Йенский кружок). Вот что она пишет о романтическом философствовании:
«это принципиальная незавершенность умственного процесса, фрагментарность, эссеистичность. <…> именно в кризисную, переломную эпоху эти вынужденные обрывы мысли оказываются наиболее приемлемыми способами постижения реальности». Она ссылается также на Карла Ясперса, который в ХХ веке также утверждал фрагментарность как ключевой тип философствования ( «Брега Тавриды», 2006, № 4).
Я так и подпрыгнул от удовольствия. Я давно уже усвоил идею, что из всех литературных жанров именно «арабески» наиболее адекватно отражают мир. В этом ключе я написал свой «Шкаф». В этой форме написана книга «Чехов в наши дни» и последующие «Записки музейного человека», которые получили хороший резонанс в критике.
А.Архангельская цитирует Гегеля: «взаимодействие» есть конечная причина вещей... Что, если эту идею распространить и на самую конечную причину вещей - Бога? К примеру, Бог как взаимодействие двух вселенных: вселенной космической и вселенной человеческого разума… Нет человечества - нет и Бога… Бог как взаимодействие конечного и бесконечного… Бог как взаимодействие времени и пространства… Взаимодействие как коренной принцип системного анализа лежит в основе моей кандидатской диссертации. Есть ли общефилософская типология взаимодействий? Разрабатывал ли типологию взаимодействий Гегель?
18 августа 2006.
* * *
Притягательность зла
Очень интересна идея о соотношении прекрасного и безобразного у Августина Блаженного. Он утверждал, что «контраст Прекрасного и безобразного образуют гармонию целого». По этому поводу Антонина Архангельская пишет («Брега Тавриды», 2006, № 4), что категории этики и эстетики здесь составляют единое целое, значит, их можно и нужно соотносить друг с другом. Мы бы не знали, что есть Добро, если бы не было Зла. Безобразное не просто оттеняет Прекрасное, оно само способно быть Прекрасным и Возвышенным! Стало быть, Августин понимал, насколько может быть притягательно Зло в его идеальных, даже антигуманных формах!
19 августа 2006.
* * *
Позвоните в колокольчик…
Идея всеобщего детерминизма у китайцев оформлена как идея взаимодействия стихий, управляющих жизнью. Это взаимодействие чревато как прогрессом, так и регрессом. Созидающий поток выглядит так: Вода питает Дерево, Дерево рождает Огонь, Огонь порождает Землю (пепел), Земля рождает Металл, сохраняющий Воду. В разрушающем круге логика иная: Вода гасит Огонь, который расплавляет Металл, Металл рубит Дерево, Дерево корнями истощает Землю, Земля поглощает Воду…
Такая логика взаимоотношений характерна и для людских сообществ. Если общество пошло по разрушающему кругу, то гаснет огонь любви, истощается почва традиций, иссыхают реки милосердия, гибнут ростки надежды… Но как вернуться к нормальному, созидательному движению жизни? Как определить и подавить точки бифуркации - моменты поворота общества к саморазрушению?
Если бы знать, если бы знать… Так говорили в тяжелые минуты чеховские герои…
Автор статьи о фэн-шуй в «Зеркале недели» пишет: «Проблемы в жизни - позвоните в колокольчик, и помощь придет…». Наши предки с давних пор названивали с колоколен, взывая к помощи Бога. Так сказать, фэншуизм в христианской транскрипции.
2 ноября 2006.