Публий Теренций Афр и политический лозунг момента

Clittary Hilton
Жил себе такой римский драматург Публий Теренций Афр (Publius Terentius Afer, известный также под именем Terence Jann Timbang). Родился он то ли в 195 году ДРХ (по мнению историка-энциклопедиста Фенестеллы), то ли в 185 году ДРХ (как это сообщает грамматик Элий Донат в своём неоконченном опусе Commentum Terenti). Кому мы будем верить?

Пожалуй, я склоняюсь к Донату (Aelius Donatus) — хотя тот жил в IV веке AD, когда кости Теренция давно истлели. Но к донатову времени драматург П. Т. Афр был таким мощным классиком, что с датой его рождения можно было бы и определиться. Кроме того, Донат был опытным биографом. Он написал Жизнеописание Виргилия. Ученые люди, правда, говорят, что будто бы это жизнеописание содрано с недошедшей до нас Vita Светония. Но это только укрепляет наше доверие к Донату. Человек умел работать с источниками.

С другой стороны, Фенестелла не мог определиться даже с собственными датами. Некоторые сведения датируют сроки отпущенной ему жизни более чем в сто лет (35 BC — AD 36). Впрочем, если правильно считать, это будет только 71 год. Казалось бы, тоже немало, но если учесть, что нулевого года не было, так Фенестеллу становится просто жалко. По другим сведениям (св. Иероним Стридонский) жизнь Фенестеллы былa еще короче (52 BC — AD 19). То есть вроде те же 70 лет, но совсем в другое время.

Даже христианского имени Фенестеллы мы не знаем, по крайней мере, не знаю я. Может, у него и не было христианского имени, но я даже инициалов не знаю. Приписываемая ему книженция De magistratibus et sacerdotiis Romanorum, опубликованная под именем L. Fenestella, была на самом деле сочинена папским секретарем Флокусом (A. D. Fiocchi) в 1510 году.

Да-a, тоже мне энциклопедист был этот Фенестелла, скажу я вам! Если уж вам так дался энциклопедист, рекомендую Дидерота (Denis Diderot). Вот это был энциклопедист так энциклопедист! Родился маленький Дениска как из пушки 5-го октября 1713 года, а умер в точности 31 июля 1784, о чем весьма чётко написано в его энциклопедии. И никаких сомнений, что Jacques le fataliste написал именно он!

Вернемся к Теренцию. Родился он неизвестно когда в Карфагене, а умер в 159 году ДРХ, то есть совсем молодым, даже если верить Фенестелле, которому мы не верим. Согласно Донату (которому мы верим) получается вообще 26 лет. Умер Теренций за 13 лет до разрушения родного города, но успел побывать в римском рабстве, у сенатора Терентиуса Лукана. Который дал ему свободу в поощрение выдающихся способностей. Свобода не пошла драматургу на пользу, он стал ездить черт знает куда и по дороге из Греции безвременно помер.

Впрочем, за свою короткую жизнь Теренций успел написать шесть пьес, которые все дошли до наших дней. Все шесть — комедии. Я из них читала две, Евнух (Eunuchus) и Свекровь (Hecyra). Обхохочешься!

Может, кто-то из моих читателей читал и остальные комедии Теренция. У меня есть на удивление культурные и образованные читатели! Удивление моё связано с тем, что при своей культуре и образовании они еще и меня читают! Но самое удивительное это то, что даже последнейший из моих читателей, asinus, так сказать, asinorum, знает по крайней мере две цитаты из Теренция:

                Quod licet Jovi non licet bovi
                Homo sum, humani nil a me alienum puto

Первую цитату переводить не надо, даже asinus asinorum помнит "что дозволено Юпитеру, не дозволено быку". Вторая цитата тоже понятна, но на всякий случай переведём: "я человек, ничто человеческое мне не чуждо".

Вообще, впечатляет, не правда ли? Прожить 26 лет и оставить человечеству две такие фразочки ! Первую из них, кстати, я однажды имела удовольствие обыграть в маленьком опусе под названием "Политический лозунг момента":

                Quod licet Jovi non licet Вове

Но не грех и повторить!..

(Впервые опубликовано в 2007 году, в Живом журнале, http://clittary-hilton.livejournal.com/47333.html)