Встречи... отрывок из романа Дворянка

Яна Бори
Кавказский воздух пошел на пользу Надежде Юсуповой. Она жила в двухместном номере в новом здании на втором этаже. Окна комнаты выходили на горы, и Надя каждое утро любовалась восходом солнца. Милая, добрая соседка по комнате, по возрасту схожа с матерью, быстро сошлась с молоденькой сибирячкой.
- Луиза Ивановна – обратилась Надя к ней еще лежа в кровати – У вас такое имя необычное…
- Ой, Надюша, настрадалась я с этим именем. Особенно в детстве, потом в юности. Все казалось, что зарубежное, боялась каждого человека в форме. Родители погибли, я у тетки росла,  а та, как узнала, что интересуются моим происхождением и говорит «Живи, как знаешь, большая уже» и вон меня со двора. Помыкалась я по людям, годов-то мне всего четырнадцать было, а по росту, не больше десяти. Поехала в город на фабрику, взяли ученицей, имя сменила на Лукерью…. Потом, как уже орден вручали, так призналась, что Луиза. Ох,  и поругали меня, я опять расстроилась. Но орден вручили. Вскоре замуж вышла, … опять же имя… – она засмеялась звонким заливным голосом – Имя у моего мужа Любим…
- Как? – Надя от удивления приподнялась на кровати
- Любим…
- Луиза и Любим… почти одинаково и необычно, красиво – Надюша упала на подушку и мечтательно посмотрела на потолок, стараясь что-то там увидеть, но кроме свежей извести ничего не заметила
- Так и живем, Надюша, согласно имен, в любви, вот уж скоро тридцать лет будет…. Детки наши трое, старшую назвали Любовь Любимовна, младшую дочку  Светлана Любимовна, она у нас родилась беленькая и с длинными волосами, хоть бантики привязывай, глаза голубые – светлая одним словом, а сынок, … долго спорили, какое имя ему дать,… долгожданный… перед ним я двоих потеряла от тяжелой работы, орден не такой сладкий для меня… Ой, что я, зачем тебе? Ты же молодая, знать и пугать не надо – она отмахнулась рукой и замолчала
- Что вы, Луиза Ивановна, я много, что знаю, у меня на руках родители померли, сестра, а рожать она начала при мне, когда машину дождались, все тянула, муж на ученьях был, он в танковой школе учился, … можно сказать, я и приняла племянницу…
- Так она дома родила? – подскочила Луиза
- Дома, комнату снимали, хозяйки тоже дома не было, потом и она пришла и доктор… Как-то быстро она родила, первый ребенок, а потом долго болела… Девочка ничего, хорошо, а она болела … - Надя уткнулась в подушку и заплакала
- Наденька, не надо, успокойся – обняла ее соседка – Нам нельзя вспоминать с нашим-то сердцем…
- Не пожила совсем Оля… Как сына назвали?
- Святослав…
- Святой значит, несущий свет…
- Святослав Любимович…
- Девчонки, наверно, любят его… - заулыбалась Надя
- Еще как, все никак не может определиться и жениться. Красивый он у нас получился. Высокий, стройный волосы, что солома, а брови черные, учится на агронома… Надюша, приезжай ко мне, я его с тобой познакомлю…
- Ой, … - махнула рукой Надя и зарделась румянцем - Далеко вы живете, да и времени мало, работы много….
- Жених есть? – насупилась Луиза
- И есть, и нет, … уехал и пропал, уже… Время, говорят, такое…
- Ой, не дай бог война…

Вспоминая, вздыхая, утирая слезы, они поднялись и быстро стали собираться к завтраку. Каждое утро они пешком, по дорожкам среди кустарников и цветников проходили к столовой. Эта прогулки были для них вместо зарядки. Надя не любила утреннюю гимнастику, а Луиза говорила, что зарядки у нее достаточно дома.
- Здесь я лучше поваляюсь и погуляю по красивым местам, а то приеду и к станку, а там одна зарядка и никаких прогулок…

За недели, проведенные в санатории, Надя поправилась, щеки стали розовые, губки, что покрашенные свеклой. Красиво прибранные на голове волосы, как у Луизы делали ее совсем взрослой и по-настоящему красивой. Она первый раз за всю жизнь посещала парикмахерскую, и это доставляло ей удовольствие. Глядя в зеркало, Надя вспоминала Дуняшу, которая прибирала волосы матушки, а та подавала ей заколки, вспоминала себя и свои банты, вспоминала Олю, как причесывала ее к свадьбе. Все было в прошлом. А она, Надя Юсупова, теперь в парикмахерской и за ней так же ухаживают и наводят красоту. Она, Надя Юсупова, награжденная орденом, отдыхает и поправляет свое здоровье в лучших санаториях страны. Ее называют уважительно Надежда Романовна, приглашают к столу и убирают постель. За такими воспоминаниями ей становилось грустно, но и радостно, что она претворила в жизнь мечты отца и матери. Она стала человеком в новом обществе, ее признали, ее приняли.
- Где же мое счастье? – думала Надя, сидя на скамеечке в парке, как проводила свою соседку Луизу Ивановну домой – Как бы и я хотела троих детей, нас ведь тоже трое, две девочки и мальчик…Неужели счастье не для меня, и пройдет мимо, не улыбнувшись….

В мечтах она не заметила, как  подошел мужчина, и присел рядом с  ней.
- Барышня, вы не поможете мне дойти до корпуса? – тихо спросил знакомый голос
Надя повернулась и внимательно посмотрела на старичка, похожего на доброго учителя.
- Сергей… Николаевич, … это вы? – неуверенно спросила Надя
- Узнала. Я уж думал при таких орденах и не признаешь старика…
- Господи, Сергей Николаевич, как я рада. Вы давно здесь?
- Да, скоро уезжаю, Надежда Романовна, ты-то как? Как здоровье?
- Уже получше… А вы как?
- А что нам старикам, только и думать о здоровье, искать болячки…Все про тебя, Надюша, знаю? Нелегко тебе пришлось. Но, думаю, с мужем повезет и счастье увидишь…
- Не знаю, Сергей Николаевич, как-то обходит оно меня…Где вы живете? Где девчонки?
- Пойдем, поговорим по дороге, обед скоро… - они поднялись и направились медленным  шагом к столовой – Ты кого-то провожала?
- Соседку по комнате. Ткачиха… Я тоже скоро съезжаю, пять дней осталось…
- Мне четыре… Хорошо, что увидел тебя… Я же один остался, а живу в Тюмени. Детский дом закрыли, меня сюда перевели. Здесь в школе работал, потом в техникуме, путевку дали, до сих пор в помощи не отказываю, учителя часто болеют, я заменяю…А девчонки, по разному у них случилась жизнь… Мария Меньщикова уехала, поступила учиться на иностранные языки. Давно не писала мне, работа переводчика. Жила в Ленинграде, последнее письмо получил из Москвы. Елизавета нашла своего брата, а он пошел по плохой дорожке и ее с собой увлек… Не пишет она мне, но Мария сообщала, что куртизанкой стала… С ее внешностью, артисткой можно было быть, а она пошла за братом…
- А он что?
- С компанией связался – воровской, там же и твой одноклассник, Мишка Савельев. А Сергей Павлович,… помнишь такого? – он повернулся к Наде и посмотрел на нее, лицо ее было серьезным и ни один мускул не дрогнул, она, как, и не слышала вопроса – …В ЧК работает – продолжал учитель - … и  таких, как Мишка ловит… Вот, как жизнь наша складывается, Надюша…

Они оба замолчали и Сергей Николаевич, опираясь на руку своей ученицы, старался не отставать. Надя не торопилась,она убавляла шаг. Тоска заполнила ее душу. Оставшиеся дни она проводила со своим учителем. Провожала его на вокзале в сторону Тюмени. На следующий день уезжала сама.

Ее никто не провожал. Надя стояла на перроне и ждала поезда. Она ехала через Москву, чтобы что-то узнать о Сергее.
- Посторонись – послышался громкий голос военного и Надя вздрогнула. Навстречу ей шел отряд вооруженных солдат. Она взглянула и увидела, впереди всех шел капитан и смотрел во все глаза на нее. Сердце Нади екнуло
- Сережа...