Глиняные поэмы Юрия Новикова

Анна Петросян
В один из снежных дней января редакция «Платановой аллеи» отправилась в гости к интереснейшему человеку – всемирно известному художнику-керамисту Юрию Новикову. Его дом в Нижней Пластунке – это и  мастерская,  это и музей керамики, это и жилой дом,  двери которого всегда открыты для гостей. В творческой атмосфере, в окружении прекрасных картин и скульптур  мы поговорили о работе и вдохновении, о прошлом, настоящем и будущем.
- В прошедшем 2011 году у Вас произошло грандиозное событие – сочетание юбилеев (Ваше 65-летие и 40-летие творческой деятельности) и две выставки в двух городских музеях – “Из глины я стихи свои творю» в арт-медиа центре «Родина» и «Керамос» в Сочинском художественном музее. Какие выводы Вы сделали по окончании выставок? Какие эмоции испытали?
- Эмоции у меня были интересные. Приятно, что некоторые сочинские чиновники узнали о керамисте Новикове, даже медаль памятную вручили от Хостинского района. Я в свою очередь подарил работы арт-медиа центру «Родина» и Сочинскому художественному музею. Очень люблю дарить работы. Любая выставка очень значима для меня. К каждому своему юбилею делал персональную выставку. Что такое выставка? Это возможность автору посмотреть на себя со стороны.
В 2011 году поставил собственный рекорд – открыл одновременно две выставки в Сочи. Выставил около трехсот работ. Мои работы смотрелись хорошо и в небольшом зале «Родины», и в огромном зале Художественного музея. Обе концепции выставок придумала моя супруга, профессор СГУ, доктор искусствоведения Наталия Ивановна Барсукова. Я ей абсолютно доверяю как профессионалу и мастеру своего дела. И мне приятно, когда мои заказчики мне тоже доверяют и ни во что не вмешиваются. А вот когда кто-то пытается учить других и советовать, как правильнее сделать, мне кажется, это просто проблема провинциальности, и только мешает работать.
- Ваша биография впечатляет и ее можно приводить в пример. Вы нашли себя, попробовав разные занятия. Вы художник-керамист, вдыхающий жизнь в глиняные изделия, в картины, скульптуры, панно. Камины все неповторимые. Гордитесь собой?
- Я не горжусь (улыбается), просто понимаю, что, к сожалению, я такой пока единственный в нашей стране. Печально, но нынешнее время не способствует развитию творчества. Все вокруг только и говорят, что культуру нужно поддерживать. А как - не знает никто. Надо просто создать условия, чтобы талантливых художников, поэтов, литераторов стало больше, и они могли достойно жить своим трудом, а не получать нищенскую зарплату. Творчество должно кормить художника, но так бывает крайне редко. За границей художники часто еще где-то работают, а любимым делом занимаются в свободное время в качестве хобби. И произведения продают через салоны и на выставках-продажах. А вот у нас почему-то выставки есть, а продаж нет. Не устаю повторять, что на любой выставке посетители должны иметь возможность приобрести понравившуюся работу. А музею остается определенный процент. Ведь это так удобно. Но в Сочи это почему-то не принято. Парадокс?
- В чем черпаете вдохновение на труд и творчество?
- На работу меня вдохновляет работа. У меня несколько дополнительных специальностей - разнообразные знания и навыки очень важны, они всегда помогают. Хочу рассказать немного о школе, в которой я учился в Санкт-Петербурге. Это школа для одаренных детей,  «Петершуле», основанная Петром Первым. Ее, кстати, окончили многие известные люди, в том числе актер и режиссер Михаил Казаков. У нас преподаватели были выдающимися учеными, было трудно учиться - многие уходили. Я был обычным учеником, мне казалось – вокруг гении. После армии я поступил в технический вуз. И оказалось, что многие предметы уже знаю – философию, политэкономию, это нас так хорошо в школе учили. В техническом не доучился, потому что понял – не моё.
Потом  поступил в Муху (Государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Мухинское училище), получил там глубочайшие знания и навыки в области искусства и дизайна. Я постоянно учусь. Моими учителями и наставниками были Анна Александровна Лепорская (единомышленница К.Малевича), Илья Сергеевич Глазунов, Петр Петрович Литвинский и многие другие. Сейчас учусь у своих студентов. В первую очередь – компьютерному мышлению. Мне интересно понять возможности компьютерного моделирования и визуализации  в искусстве.
- А как в вашей жизни появилась керамика?
- Спонтанно! Я хотел быть художником-графиком. Делал линогравюры. Пришел в Муху на подкурсы, а приятель предложил поработать учебным мастером – глину месить, и я согласился. Год проучился и проработал, мне все было интересно. Ездил на заводы, наблюдал, читал. На базе этих технологических знаний, я вырос как художник, обучаясь в Мухе, и это позволило в будущем творчестве неограниченно экспериментировать с материалом в своих разнообразных композициях.
После института занимался проектами интерьеров  - это посольства России в Мадриде, Вене, Вашингтоне. Потом постепенно перешел к работе с заказчиком напрямую. У меня был свой салон в Петровском пассаже в Москве, активно участвовал в выставочной деятельности Москвы. Сейчас проходят две выставки – здесь, в моей галерее, и в ресторане «Дом 1934». Эта выставка интересна тем, что можно провести параллели с известными французскими художниками, выставлявшимися в кафе. А чем Сочи хуже Парижа? Мне кажется, не нужно ждать заказов, имеет смысл делать встречную работу.
- Что увидят пришедшие к вам на экскурсию гости, о чем узнают в первую очередь?
- Все экскурсии разные. Хотя есть канва. В первую очередь показываю гостям уникальную изразцовую печь, самую высокую в мире. Причем, это печь в субтропиках. Когда посетителям интересно, рассказываю о производстве, все показываю. Потом поднимаемся наверх – в галерею. Многое зависит от того, что людям любопытнее. Кому-то интересны темы религии, литературы.
Такая мастерская, как у меня в Сочи, сейчас единственная в России. Это «мини-заводик»: делаю все от «а» до «я»: полный цикл - от завозимых материалов и создаваемой из них глины до готовых изделий, произведений искусства. Мне очень хочется создать сайт, где бы я мог показать свои работы, рассказать о них. Также всегда готов делиться знаниями, не устаю подробно рассказывать о тех или иных этапах создания произведения искусства из керамики, технологических моментах, без которых художнику-керамисту невозможно работать.
Буду рад сотрудничеству с сочинскими турфирмами, которым интересно предложить отдыхающим – нашим соотечественникам и иностранцам посещение моего музея-мастерской. На экскурсии и мастер-классы ко мне приезжают студенты-дизайнеры, школьники, журналисты местных и федеральных каналов и печатных СМИ и, разумеется, коллеги художники.
- Расскажите о ваших учениках – кто они и что уже умеют.
- Ученики приходят и уходят. Сейчас учится в мастерской один молодой человек – Денис Лещёв. Он очень способный, трудолюбивый. Будет хорошим мастером. Мне кажется, чтобы достичь высоких результатов в работе, нужно быть фанатом своего дела. Важно ежедневно заниматься любимым делом, не бояться трудностей. Вот недавно два дня занимался наладкой автоматики: я задаю программу, и печь обжигает все по ней. Я больше не вмешиваюсь в обжиг, как раньше. Чтобы создавать красивые картины на керамике в технике «майолика», необходимо виртуозное владение кистью. Для этого также необходимо ежедневно работать. Но и узнавать и применять новые технологии важно. Периодически освежаю знания по истории искусств и техническим наукам. Подолгу сижу в интернете. Хотя в керамике что-то революционно новое придумать сложно: материал архаичный.
- А вы отдаете предпочтение чему-то в своей работе – имеются в виду изделия?
- Всё делаю: панно, сырные доски, скульптуры расписываю, камины, печи. Часть подготовительной работы выполняют помощники: сын Олег, художник декоративно-прикладного искусства Татьяна Войтюк. С Татьяной мы работаем уже 14-ый год. Бывает, появляются помощники, потом уходят: труд-то каторжный. В современной нашей специальности нет подмастерьев, как раньше было, приходится всё делать самому художнику. Вспоминаю, как сам учился печи класть, ходил с мастерами по домам. Вот и нашу уникальную печь сделал сам – девятиходовка и греет вся. В ней около 617-ти изразцов.
- Где бы хотели выставить ваши произведения? Есть такие мечты или планы?
- Я готов выставлять свои произведения везде, где они востребованы. Неважно, где: пусть это будет ресторан, выставочный зал или Музей Гуггенхайма. Мне нравится, когда люди видят результаты моего творчества. Что касается планов, то хотелось бы выставиться в Москве, Санкт-Петербурге. Но сейчас главное – здоровье. 
- С кем из коллег общаетесь?
- Из сочинских авторов мне интересно творчество скульптора Акопа Халафяна, мы дружим. Недавно мне прислала книгу (монографию) моя соученица Нелли Петрова, художник росписи по фарфору Императорского фарфорового завода. Она очень талантливая. А так – я всегда открыт для интересного общения.
- Как меняет человека взаимодействие с глиной и создание произведений искусства из нее?
- Любой труд ценен. Глина – это материал, который дает энергию. Она омолаживает. Ведь я – блокадный ребенок, все детство болел. Но тем не менее никто не скажет, что мне 65 лет. А глина, она живая, она дает полет мысли. Не зря все больше людей в разных странах начинают увлекаться созданием изделий из глины, сами учатся ее обжигать, читают специальную литературу.
- Вы успешный человек. Ваши произведения пользуются популярностью. Несколько советов тем, кто хочет продавать плоды своего таланта.
- Ничего никому советовать не буду, ведь у каждого свой индивидуальный путь. Просто скажу, что успешность человека зависит полностью от его усилий, его труда и желания чего-то достичь. Еще важно найти свою дорогу, следовать ей и совершенствоваться. Вот здесь, на Леселидзе 37/1 – у меня 11-ая по счету мастерская. Каждый раз нужно было все оборудовать и подготавливать для работы.
- Смотрите телевизор? А что именно?
- Смотрю в основном канал «Культура». Там сейчас идет хорошая передача, как изучить быстро английский язык. Я ее смотрю с ручкой и листочком, очень стремлюсь улучшить свои познания в английском. Вот, видите, это специальные карточки. А в компьютере – специальные уроки.
- В Сочи есть, по-вашему, бомонд?
- Как мне кажется, творческая атмосфера на курорте была: художники встречались, общались, устраивали выставки, дискутировали, спорили, думали о будущем. Потом это как-то стихло. Теперь поддерживаю отношения с некоторыми сочинскими авторами, а во время выставок есть возможность пообщаться на интересные темы с большим количеством художников. Но, мне кажется, культурная жизнь должна быть более насыщенной. Жаль, что зачастую возникает ощущение, что ты знаешь и умеешь многое, но это никому, кроме тебя, не нужно. Мне импонирует в людях любознательность, открытость новым знаниям, с такими и мне интересно, общение становится полезным и приятным.