Кориолисово ускорение

Борис Воронин
     Солнце, дожди. Морозы, ветры. Вулканы формируют лик нашей планеты. Каньоны. Овраги, гавани, острова, грандиозные хребты  -  результат их деятельности. Но есть и такой творец природных ландшафтов, тихо и незаметно изменяющий облик Земли,  как Кориолисово ускорение.
Кто изучал теоретическую механику, знает, что его еще называют поворотным ускорением, связанным с вращением Земли вокруг своей оси. Посмотрите на любую речушку   -   как она извивается!  И берега поочередно то пологие, то крутые. Куда направлен вектор Кориолисова ускорения  -  там берег будет обрывистый. За сотни лет русла рек коренным образом меняют рельеф и ландшафты. Где были заливные луга  -  возвышаются сосновые боры и ельники, и наоборот. К городам, вблизи которых не было рек, они удивительным образом приближаются. И этот процесс бесконечен.
Поворотное ускорение зависит от скорости и направления водного потока, а также угловой скорости вращения Земли. Преподаватели теоретической механики без особого энтузиазма разъясняют правило определения направления Кориолисова ускорения, уж очень оно заумно. Гениальный Н.Е. Жуковский сформулировал свой принцип определения вектора этого ускорения, он проще, но на конкретной местности им руководствоваться тоже нелегко.  Очень трудно прогнозировать будущий облик территорий после воздействия поворотного ускорения: процесс протекает медленно и зависит от многих причин.
В детстве я любил посидеть в одиночестве на обрыве берега маленькой подмосковной речушки. Оттуда открывалась великолепная панорама. Особенно запомнились дни бабьего лета. Вьюга листопада, прелесть тишины нарядного лета. Глаз тешит румяная
мозаика расцвеченной травы и вянущей листвы. Последним теплом дышит хрустальная синева неба, и радостно звенит внизу вода.
Через много лет пришел на обрыв. Разочарованию нет предела: раньше обрыв всегда был виден издалека, охристо-красноватым цветом ярко выделялся на зеленом фоне леса. И вот я его… не вижу. Лишь отдаленные очертания напоминают о былом красавце. Не узнаю места: склон густо зарос молодыми березками, крапивой и зонтичными растениями. Речка резко повернула за сто метров от обрыва.
Что же произошло? Вероятно, прежнее русло слагали сравнительно крепкие грунты, а где-то они были слабее. Водный поток  охотно вгрызался в них, а со временем подключилось и Кориолисово ускорение. Прощай,           обрыв.… До свидания, речка…