Понять сказку

Валерий Осипов
     Слово «ложь» пристало к понятию «сказка», словно ком грязи к чистому платью.      «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.»  И не разобрать уже, кто первый произнёс эти слова: то ли А.С. Пушкин, то ли сам народ. А слова-то не точные. Сказка не ложь, а жизненная правда, написанная особым, сказочно-мифическим языком, который ещё нужно понять.
     «Война грибов» - так называется русская народная сказка про то, как грибы собирались на войну. У сказочных грибов всё как у людей. Чтобы не участвовать в опасном предприятии, у них находится множество отговорок. Грибы-белянки отказались идти на войну потому, что они «грибные дворянки». Волнушки – потому, что они «господские стряпушки». Опёнки – потому, что у них «ноги тонки». Охотно пошли на войну только «дружные ребятушки» грузди. Вот и вся сказка, если не считать её концовки. А концовка такова: «Это было, когда царь Горох воевал с грибами». Необычность сюжета, отсутствие фабулы, невесть зачем сообщённая подробность о времени действия - всё это заставляет задуматься, пристально всмотреться, внимательно вчитаться в каждую строчку этой незамысловатой то ли сказочки, то ли побасенки, то ли мифа.
     По нашему мнению, Царь Горох – это никто иной, как древнеегипетский фараон Гор-Ах, правивший Древним Египтом более 5 тысяч лет тому назад. За такое долгое время его тронное имя в устах сказочников из Гор-Аха превратилось в Гороха. Что же касается грибов, с которыми он воевал, то за ними угадывается царство со столицей Микены, Микенское царство. В переводе с древнегреческого Микены как раз и означает «грибы». О достоверно известной в истории войне двух тогдашних мощнейших царств, Микенского и Египетского и напоминает эта сказка.
     Многие детали этой сказки-мифа ещё ждут своего истинного прочтения. То, что грибы «белой расы» не пошли на войну, можно трактовать как использование наёмников «чёрной расы». Возможно, что именно об этом говорит одна из фресок Минойской эпохи с острова Санторин. На ней белый командир ведёт за собой отряд воинов-негров.
     Думается, что не случайно сказка собирает вначале всех грибов под дубом, где гриб-боровик, «всем грибам полковник», призывает грибы на войну. Древние капища, в том числе и у древних русов, были именно под дубами, в священных дубовых рощах.
     Именно рыжики оказываются в сказке «богатыми мужиками». Рыжий цвет волос издревле считался признаком смешанного расового происхождения. Рыжим меньше доверяли. Достаточно вспомнить русские пословицы про рыжих. Дети от смешанных браков зачастую более хитры, более ловки и изворотливы, а потому и более богаты.
     Каждый вид грибов в этой сказке, возможно, означает определенный слой древнего общества Микен, определённую касту. Понятно, что грузди символизируют профессиональных воинов. Быть может, тут окажется полезным вспомнить про красноватый оттенок в окраске груздей, про их «широкоплечесть» и «коротконогость». Такие подробности могут указать на этническую принадлежность воинов-груздей и прояснить происхождение древних изображений именно таких широкоплечих и коротконогих воинов. Кстати, коротконогостью выделялся и легендарный Одиссей (он же Улиссий).
      Даже великий знаток русского языка, Владимир Даль, и тот, по-видимому, не понял глубинное содержание этой сказки. Именно Далю принадлежит обновлённая её редакция. Но это новодел. А здесь нужна была кропотливая реставрация истинного смысла.

     Впервые в несколько иной редакции эта статья была опубликована в журнале «Свет. Природа и человек», № 6, 2005, с.59.