Почему дети иногда убивают сами себя?

Павел Каравдин
ПОЧЕМУ ДЕТИ ИНОГДА УБИВАЮТ САМИ СЕБЯ?

В 1979 г. академик Л.Понтрягин опубликовал статью «Этика и арифметика», в которой писал: «Примерно год назад несколько математиков Академии наук СССР обратили внимание на то, что учебники математики для средней школы стали неоправданно трудными. Изложение материала в них страдает громоздкостью, туманностью, обилием ненужных или второстепенных вопросов, а местами — прямой научной и методической безграмотностью. Использовать их в качестве учебников не под силу не только детям, но, пожалуй, и многим из их наставников». Понтрягин пытался повлиять на ситуацию, но первые же попытки вмешаться натолкнулись на серьезное сопротивление.

Люди моего поколения помнят, как изучали геометрию в школе по учебнику Киселева. Теоремы доказывались легко и понятно и развивали логическое мышление. Но вот попал мне современный учебник «Основания геометрии» (М. Наука. 1979), в котором автор А.В. Погорелов пишет в предисловии. «Мне неоднократно приходилось читать университетский курс оснований геометрии... об аксиоматическом построении евклидовой геометрии... Несмотря на элементарность этой части курса, изложение ее в указанном объеме требует значительного времени. И фактически дело обстоит примерно так. Когда, наконец, устанавливается естественный порядок следования точек на прямой и для отрезков доказывается существование длины, аудитория становится настолько подозрительной, что начинает сомневаться вообще в возможности когда-нибудь дойти до теоремы Пифагора таким путем, Это сомнение дальнейшим изложением не только не рассеивается, а еще больше укрепляется тем, что из-за недостатка времени лектор обычно ограничивается очень немногими следствиями аксиом конгруэнтности и переходит к рассмотрению различных предложений, эквивалентных пятому постулату». Вот ведь как умеет наука простое дело превратить в сложное, малопонятное.

Почти все послевоенные годы средняя школа подвергается реформам. В итоге ошеломительный результат. "Вечерний Челябинск" 10 июня 1997 года сообщил, что Независимая ассоциация детских психиатров и психологов утверждает, что 93 процента детей нуждаются в помощи психоневролога. 28.04.97 утром по областному радио выступала детский психолог Л.М.Поспелова, которая хорошо объяснила, что наша образовательная система калечит детскую психику. Особенно страдает психика детей в элитных физико-математических школах. - Детей со здоровой психикой становится все меньше, - говорит психиатр В. Буйков.- Ярким примером служат наши клинические отделения: большинство пациентов очень молодые люди - 18-25 лет. ("Челябинский рабочий" 16.03.1999 г.) Почему?

В конце Х;Х века в физике обнаружился кризис, о котором писал даже Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм». В основе кризиса лежит представление о двойственности света, о котором известный астрофизик написал: «Наше воображение бессильно представить нечто такое, что может быть одновременно волной и частицей, но само по себе  существование дуализма волна-частица (так называемого корпускулярно-волнового дуализма) не вызывает сомнения» (Поль Девис «Суперсила» М.1982, с.30).

7 мая 1991 года мне удалось выступить перед студентами и преподавателями физического факультета ЧелГУ с кратким сообщением о двойственности света. Я нарисовал на доске  картинку и сказал, что если представить корпускулу света в виде восьмерки, летящей через пустое пространство и постепенно теряющей линейную и вращательную скорость, то непонятная двойственность света становится понятной. Аудитория взорвалась: «Что всю физику придется переписывать?» - «Не всю, но от двойственности придется отказаться».
 
Я не объяснял, что моя гипотеза освобождает физику от многих безумных теорий (большого взрыва, теории относительности и т.д.и т.п.). Позднее физик В.А.Клименко, давший мне слово перед аудиторией сказал: «Наверное, Вы правы, но как нас учили, так и мы учим». Еще позднее я хотел выступить  более подробно перед преподавателями  университета, но проф. В.Бучельников сказал мне: «Мы не пустим Вас в науку. Если Вы правы, то мы будем неграмотными и не сможем преподавать».  Циолковский писал: «Кажется естественным, что судить об открытиях и изобретениях предоставляют учёным. Но…  Как показывает история, эта оценка, особенно великих открытий и предприятий, почти зауряд была не только ошибочной, но и враждебной, убивающей беспощадно всё выдающееся…  Постоянно отвергаются старые гипотезы и совершенствуется наука. И всегда этому более всего препятствуют учёные, потому что они от этой переделки более всего теряют и страдают». («ИР» №3 – 1980 г. с. 32-33).

Жизнь проходит в преодолении проблем, больших и маленьких. Преодоление большой проблемы вызывает переживание, называемое счастьем. Обратное явление – несчастье.  Дети тоже стремятся к борьбе с проблемами. Смотрите, малыш отказывается от помощи и кричит: «Я сам». Все живое стремится к знанию. Разве муравьи, например, не хотят знать, когда будет дождь, чтобы успеть закрыть входы в муравейник от дождя. Дети стремятся познать окружающий их мир и стремятся в школу – главный источник знаний. Детские мускулы развиваются постепенно возрастающими нагрузками. Аналогично, детские мозги должны развиваться постепенно возрастающими нагрузками доступными для понимания. Но школа забита теориями недоступными для понимания, о некоторых я рассказал выше.  Подростки протестуют от оглупления путем отказа от школы, но не могут внятно объяснить проблему. Конфликт с родителями становится неразрешимой проблемой и подростки погибают. А мы, взрослые не можем им помочь. Перед нами несокрушимый авторитет РАН.   Я пишу о проблемах физики, о проблемах образования, почти 40 лет, но воз и ныне там и похоже проблемы усугубляются. Иначе не было бы столько подростковых суицидов только в феврале 2012 года.

Примечание: Рисунок, который я рисовал в ЧелГУ, есть в моей статье на "Прозе ру" "Интерференция и тяготение".
 
Павел  Каравдин, 12 февраля 2012 г.