Энгр. «Турецкая баня». 1863 г. Париж. Лувр.
«Турецкая баня» - смелая по замыслу картина, прославляющая красоту женской плоти. В некотором роде это небольшое тондо можно считать венцом всего творчества Энгра и лебединой песней французской классической живописи вообще. Нельзя не удивляться искусству, с которым художник вписал в небольшой круг двадцать пять обнаженных женских тел. Стремясь усилить динамику изображения, Энгр отказался от простой линейной перспективы и разместил своих героинь как бы в сферическом пространстве. Впечатление сферичности достигается ощутимым объемом главного персонажа сцены - женщины в чалме, играющей на музыкальном инструменте, выпуклая и обращенная в глубину спина которой кажется выступающей из плоскости картины. Замкнутость круга нужна была художнику для плавного, как бы вторящего окружности ритма разнообразных, по преимуществу закругленных линий. И для воплощения атмосферы восточного гарема с его скованной и бездеятельной жизнью. К достоинствам рисунка и замечательной мягкости освещения нужно присоединить тонкое чувство колорита. В общий нейтральный телесный тон художник включил небольшие, но хорошо согласованные и как бы перекликающиеся между сбой пятна красного, синего и лимонно-желтого.
ЭНГР http://proza.ru/2010/04/07/237