Традиции

Юрий Примаков
      Детство человечества не кончается. Люди не веками, а тысячелетиями воспитывались   на сказках. Все проблемы решали герои или сказочные существа. Им помогали боги. Остальные современники событий ликовали, страдали, наблюдали. Постольку поскольку в предначертанность событий, в их неизбежность верили по традиции, то никто и не пытался уйти от судьбы. Некуда. Погоня за богатством для  одних кончается нищетой и революциями для других, иногда  временным благополучием. Люди не пытаются даже учиться ограничивать свои желания, ибо в сказках, на которых они воспитывались  жадность и излишества  наказывались редко.  Победы над чудищами и великанами решают сиюминутные проблемы и не ставят вопрос о том, откуда берутся эти великаны и чудища и почему они враждебны.  Постепенно чудища и призраки вытесняются  пришельцами. Без врагов, без пугал нет геро-ев, нет спасителей.  Отчаянные положения требуют мудрецов, провидцев, таинственных жрецов и магов. Эти схемы меняются в оформлении, но не меняются по сути,  ибо сами люди меняются очень медленно. Уроки истории, заповеди пророков и посланцев игнорируются  до самой  последней минуты. Возрастание технических возможностей (кино, телевидение, книги и прочее) укрепляет сказочные традиции и затрудняет познание и осмысливание истиной причины тех или иных событий. Постольку поскольку политики в основном опираются на неосведомленность населения и на недоступность точной информации, используют социальную напряженность, нерешенные экономические проблемы и  эмоциональный   взрыв, сказочные образы  и сюжеты всегда востребованы.
       Можно ли что-либо изменить в этой схеме? Очень трудно. Привычные образы транс-формируются, сюжеты слегка меняются, но забывчивость и нежелание внимательно самим разобраться в том, что именно и как происходило в действительности, каковы были подлин-ные результаты тех или иных действий, неизменно приводят к повторению  старых ошибок и возрождению старых надежд на чудо, на героя, на случай и удачу. Сейчас в мире происходят два   взаимоисключающих процесса. С одной стороны длительная попытка  объединить все человечество в одно сообщество, а потом и в одну семью для выполнения и корректирования необходимых работ, а с другой стороны тяга к самоопределению, к подчеркиванию своей самобытности. Работящие, думающие, осведомленные люди понимают, что серьезных успехов можно добиться только сообща. Только в процессе перестройки самих людей и их сооб-щества. Многие предпочитают борьбу с угнетателями, злодеями, ибо образ врага и его ге-ройского сокрушения знаком им с детства, из которого они не вышли. Привычнее по-сказочному, одним ударом меча решать все проблемы, чем долго  напряженно работать вме-сте с незнакомыми людьми над незнакомой задачей.  А главная задача по-прежнему не ре-шена – как совместить быстрый научно-технический прогресс и сохранившуюся детскость подхода к сложным и трудным проблемам. Как заменить сказочного героя кем-то новым – размышляющим и работающем, как заменить цели личного обогащения и самовластия, ро-мантическим практицизмом, основанном на понимании общего блага всех существ, включая и людей.26 августа 2008 г.