По Божией милости мне пришлось в течение 7 лет (2003 – 2010 гг.) работать в церкви. Хочу здесь представить небольшие зарисовки из жизни храма. К сожалению, по своей нерадивости дневники я вела нерегулярно и лениво, так что «записок» собралось – всего ничего.
Заранее хочу предупредить читателей, кому не приятна данная тематика, во избежание всяких недоумений и раздражений просто не читать эти «записки». Такой вот добрый совет. Поскольку дискутировать на темы веры я не буду. Кто-то приходит к Богу раньше, кто-то позже, даже на закате своей жизни, а кто-то не приходит вообще… Ну, что ж, и в том, возможно, есть Божий промысел.
х х х
Храм, в котором я трудилась, находится в Белоруссии, (ныне Беларусь) в г. Могилеве. (Он на фотографии). Этот кафедральный Трехсвятительский собор, названный в честь святых – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова - главный храм города. Поэтому в православные праздники является основным объектом паломничества прихожан.
Работа в храме – великая школа духовной жизни. Здесь каждый шаг, как на рентгене, всего тебя просвечивает. Каждый поступок твой, каждое слово выносится на суд Божий и человеческий. И всякий миг ты сам весь предстоишь пред очами Божьими и всеми святыми Его. И страшно… Страшно!
х х х
Я представляю, что попала работать под своды этого храма вот как. Смотрел Господь, смотрел на мою бестолковую, глупую и непутевую жизнь… Долго, что называется, смотрел… Затем вздохнул… да и взял меня под Свое Крыло.
В мирском же понимании случилось вот что. На одной из воскресных богослужений настоятель бросил клич с амвона, что требуются на работу две церковницы. И по совету подруги, а я как раз тогда подработку искала, я явилась пред лицом настоятеля. На собеседовании он задал мне два вопроса. Первый: «хожу ли я в храм?» - «Только по большим праздникам, в основном освящать яйца на Пасху, и за Крещенской водой» - последовал мой честный ответ. И второй вопрос: «как часто я причащаюсь Святых Христовых Тайн?» - «Ну, бывает… один раз в год… наверное» - дальше я замялась и потупилась. Настоятель глубоко вздохнул и сказал: «Всё ясно». И взял меня на месяц с испытательным сроком. Таким образом, я задержалась на 7 лет.
х х х
Кем меня только по первости отдельные личности в храме не называли: и «штучкой», и «козой», и «цаплей», и «нахалюгой», и «цыганской мордой», и «нечистиком…», и даже желали, чтобы я «пристыла» и «околела…» И хочешь-не хочешь, приходилось смиряться, - люди бывают разные, и болящие в том числе. Всех, к кому меня просили относиться осторожно, с кем советовали не вязаться и не цепляться, я по воле судьбы и вязалась и цеплялась. Как будто моя жизнь была слишком скучной, словно в ней было мало проблем.
Один старенький батюшка, впоследствии ставший моим духовником, учил меня в первые дни работы в храме, чтобы я ни с кем не спорила, кто мне будет делать замечания, а отвечала: «Исправлюсь… Исправлюсь…» Я кивала головой, соглашаясь с ним. Но, думаете, я последовала его советам?..
х х х
Тем, кто решительно требует непогрешимости и святости от рядовых работников храма, необходимо подумать о том, что они – не монахи, а обычные люди, которые пришли из мира, чтобы служить Господу и ближним, и у них те же слабости, те же грехи, что и у всех. И здесь, под сводами храма, они пытаются, как могут, стать лучше, чище, добрее. Но это процесс длительный, он требует немалых душевных усилий и затрат. Работа в храме – это прежде всего работа с людьми, и она ничем не легче, чем в миру, а в чем-то даже тяжелее...
Сейчас, оглядываясь на годы работы в соборе, я благодарна Господу за Его великую милость, что это было со мной. Я вспоминаю эти 7 лет, как самые счастливые и светлые годы моей жизни, хотя тогда я много роптала на тяготы церковного труда. Но тогда я это понимала слабо, теперь же вижу "яснее, как сквозь чистое стекло". Ибо, как известно, большое видится на расстоянии.
х х х
И в заключение хочу привести слова из письма архимандрита Иоанна Крестьянкина – старца Псково-Печерского монастыря: «Не всем бегать по церкви с тряпкой половой, не всем становиться служителями алтаря, но по зову Божию и любви к подвигу, ибо это служение – мученическое».
Пусть не в суд и не во осуждение будут эти «записки», а на пользу души моей и во благо ближним.
Первые 11 выпусков "записок" - в сборнике "Церковные баюшки".
http://www.proza.ru/2012/02/17/160