Курение - выбор или необходимость?

Анна Мишина
Речь пойдет не о взрослых людях, которые сами пришли к этому решению, а о детях и подростках, которых многие видят на улицах. Совсем еще юные они прячутся от наших взглядов в переулках или за гаражами. Или открыто, даже нагло, показывают себя. Что они чувствуют? Почему пришли к этому? У меня много примеров и много историй, но я расскажу несколько.

У меня есть хорошая подруга, которая много значит для меня. Первый раз я увидела ее с сигаретой, когда нам было лет по двенадцать. Я сразу же сказала ей то, что думаю – я была против, конечно. Мы вступили в «холодную» войну за ее вредную привычку и где-то год назад я оставила ее в покое. Почему? Потому что детская глупость перешла во взрослое решение, которое она обсудила с родителями. Ее родители (мать курит, а отец бросил несколько лет назад), еще до того как она начала курить, провели с ней беседу о вреде курения. Проходила она на кухне и родители говорили нравоучения с сигаретой в руках. Все, что они пытались донести - улетучивалось так же быстро, как и дым сигарет. Действительно, родители, неужели можно надеяться, что ваш ребенок не будет курить, если постоянно видит вас с сигаретами? Ребенку очень тяжело понять ваше беспокойство, если вы не понимаете его. Ведь родители не только самые первые и главные воспитатели, которые запрещают и разрешают, они еще и пример для подражания, который показывает что хорошо, а что нет. Это элементарно, как таблица умножения, поэтому правда тяжело понять, что курение несет вред, смотря на курящего родителя…

Теперь мы выросли, но у моей подруги вырос младший брат. Ему только тринадцать, но он тоже курит. Подруга знает об этом, но смирилась очень быстро. Причина, по которой он начал курить достаточно глупая: чтобы не выделяться среди друзей. Практически все его друзья покуривают тайком от родителей и высмеивают тех, кто не хочет этого делать. А какой подросток, тем более мальчик, хочет остаться без друзей, быть гонимым из компании, выделяться из толпы? Малый процент. Для него проще губить себя, бояться родителей, но иметь что-то общее и быть как все…

А что можно сделать, чтобы это не происходило? Запретить? Запрещено, но запретный плод так сладок, особенно когда его протягивают на блюдечке. Ведь все продавцы знают, что подростки покупают белые пачки для себя, а не для родителей, но все равно продают. Ведь все знают, что этому маленькому мальчику, который «стреляет» сигарету у вас на улице, до совершеннолетия еще как до луны. Но это случается… Так нужно ли говорить с возмущением о безнравственности молодежи, когда мы все сами в этом виноваты? Может, нужно сначала понять, почему это происходит?