Вместо заключения

Ирина Радунская
О ПОДВИГАХ МЫСЛИ
(ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

Помните первую фразу романа «Сто лет одиночества» Габриэля Маркеса? «Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед...» Мальчик из далекого селения, где никогда не бывает зимы, увидел чудо. Это главное удивление детства заслонило в последние минуты жизни все события, битвы, потоки крови и смертей, все грехи, наслаждения, все впечатления дальнейшей жизни...
Не только мальчик, но и взрослые жители Макондо, селения, которое Маркес расположил на берегу какой-то далекой реки, вдали от центров цивилизации, как зачарованные смотрели на кусок льда, завезенный к ним бродячими цыганами. С немым изумлением наблюдали, как бородатый цыган демонстрировал почтенной публике то, что он назвал восьмым чудом света, - зажав в руках два железных бруска, он входил в хижины, и онемевшие от изумления люди видели, как железные предметы, давно и невесть куда запропастившиеся, вдруг вылезали, словно живые, из-за печек, из- под лавок, из щелей и тянулись навстречу волшебным брускам...
...В своей автобиографии Эйнштейн назвал два впечатления детства, определившие его судьбу и профессию: компас, который показал ему отец, когда мальчику было четыре года, и «Геометрию» Евклида. Повиновение магнитной стрелки неведомой силе открыло Эйнштейну мир непознанных тайн. И желание войти в этот мир не покидало его до конца дней.
История маленького селения Макондо, рассказанная нам Маркесом, интересна тем, что это селение - модель человеческой цивилизации, затерянной и, возможно, одинокой в просторах Вселенной. «Мир вокруг, - пишет Маркес, - был таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцами...»
Но разве не так обстоит дело и сегодня, и каждый день?
Разве мы - сегодня, в центре просвещенного мира - не поражаемся загадочной силе экстрасенсов? Академии наук мира изучают это явление и пока не находят ему объяснения. Да мало ли загадок будоражит наше воображение - мы спорим об антимирах, летающих тарелках, тайне Бермудского треугольника... Короче, разве постоянно, рядом с нами не возникают загадочные явления, которым мы сначала не находим названия, а чтобы назвать их, понять, посвящаем свою жизнь?
Роман «Сто лет одиночества» ставит своей целью исследовать душу человека, одной ногой нащупавшего тропу в будущее, а другой еще увязшего в болоте невежества и суеверий. Это психологический роман. Я же хочу обратить Ваше внимание на другой литературный жанр, блистательно расцветший во второй половине XX века, жанр, который специально и целенаправленно изучает возможности человека познавать новое, исследует его способность к научному творчеству, показывает чудо постижения безграничных тайн окружающего мира. Я говорю о научно-художественном жанре.
Я была принята в члены Союза писателей СССР в 1967 году. Это было очень урожайное для советской литературы время. В Доме литераторов, в ЦДЛ, жизнь бурлила и фонтанировала. Творческие вечера, семинары, встречи собирали творческую интеллигенцию всего Союза писателей –беллетристов, очеркистов, поэтов. Формально мы принадлежали своим цехам – были Объединение прозаиков, поэтов, очеркистов, детских и юношесских писателей. И в объединении очеркистов входила группа писателей особого жанра: научно-художественного. Данин, Писаржевский, Андреев, Строгова, Орлов, Вебер, Разгон, Карцев и еще горстка писателей, которые в это время создавали особый жанр литературы – научно-художественный.
Я могу смело утверждать – аналогам этому жанру нет ни в одной стране. Есть научно-популярные книги, есть биографии великих ученых, но увлекательных книг о приключениях мысли, об интеллектуальных подвигах – ни до периода шестидесятых, ни после – не было. Это уникальное явление. Авторов занесло в это русло по разным причинам – кого не печатали по политическим соображениям, кто считался диссидентом, кто сидел. И вот они вынужденно оказались в особом русле, контролировать которое было довольно сложно. И они в силу своего литературного таланта плюс высокой интеллигентности и образования писали о том, о чем писать не мог каждый встречный-поперечный. Это была особая литературная ниша. Сегодня – у меня такое впечатление – таких писателей нет вовсе.
О чем же писали авторы этих уникальных книг?
Произведения научно-художественного жанра вводят читателя в мир загадочных явлений природы, учат познавать природу, использовать ее силы на благо человечества. Учат не только покорять ее, но и понимать, помогать ей, охранять для будущих поколений.
Рассказы, очерки об открытиях ученых, их прозрениях и заблуждениях, предчувствиях и свершениях - это истинно молодежная литература, так как рассчитана не на праздное любопытство, а на возможную ориентацию в выборе профессии.
Спектр сюжетов таких произведений широк. Они рассказывают об истории научных открытий, технических достижений, о поисках и разгадке непонятного. И при этом охватывают почти все сферы человеческой жизни и деятельности - фактически всю историю человечества. Это напряженный процесс познания загадочных явлений, устройства мира, сути всего живого и неживого.
Пройдя вместе с действующим лицом весь путь от наблюдения нового явления до его понимания, вкусив всю заразительность общения с людьми сильного интеллекта, читатель поневоле проникается азартом научного или технического поиска, стремлением к познанию тайн природы и законов развития общества, желанием подражать незаурядным людям. Его мозг пробуждается, приобретает тот интерес к знанию, без которого никогда не возникает потребность к самообразованию.
Если молодой читатель не стремится работать в области научного творчества и не становится ученым, книги, благодаря которым он соприкоснулся с волнующей деятельностью ищущей мысли, не пройдут для него даром, какую бы профессию он ни избирал. Он поймет важность дисциплинировать свою мысль, необходимость следовать в своей творческой работе логике и точности. То есть он овладевает искусством познания, он понимает, что творчество не удел избранных одиночек. Науке познания можно научиться, и эта наука доступна сегодня каждому.
Научно-художественными книгами, то есть романами о подвигах мысли, интересуются люди самых разных профессий - от ученых до врачей, от артистов до учителей, от дипломатов до рабочих. Эти книги помогают им в их профессии, наверно, потому, что законы творчества едины.
Во время поездки в Японию мне довелось встретиться и беседовать с замечательным ученым, Нобелевским лауреатом академиком Хидеки Юкавой. Он физик-теоретик, человек, разгадавший тайну строения материи. Но последние двадцать лет жизни, кроме проблем физики, его волновали поиски теории творчества - он верил, что человека можно учить творчеству, и это необходимо для прогресса человечества.
Жизнь настоятельно требует, чтобы современный человек обладал научными знаниями. В этом - один из залогов мира на Земле. Ведь наука в наши дни - грозная сила, которую надо уметь держать в руках, надо уметь надеть узду на тех, кто хочет использовать ее против человечества. Люди должны быть во всеоружии знания. Этому также учат произведения научно- художественного жанра.
Научно-художественная литература объединяет то, что веками разъединялось, - научное и художественное видение мира. Она формирует объемное миропонимание, мироощущение. За последние десятилетия, которые проходят под знаком НТР, все явственнее проявляется тяга современного человека к утраченной целостности восприятия мира. В произведениях о путях познания, о людях науки воссоздается - исторически и логически - синтетический образ современной культуры. Образ мира складывается путем научной логики и метафорической обобщенности.
Научно-художественные произведения очень разнообразны по своему исполнению - это может быть документальная повесть, или глубокое исследование творческого метода, - но все они отражают многообразие возможностей взаимного проникновения науки и искусства. В них дышит напряженный поиск истины - то, что стало знаменем нашей эпохи. «Демон проблем сжимает меня в своих когтях... Думаю, что я наконец ухватился за краешек истины». Эти слова Эйнштейна определяют эмоциональный окрас творчества современного человека почти любой профессии.
Хочу напомнить слова замечательного советского ученого академика Иоффе: «Искать и находить новые пути и новое понимание мира - одно из самых больших удовольствий». Эти слова могут быть эпиграфом ко многим книгам и очеркам об уникальных людях, посвятившим себя познанию Вселенной - ученых.
Я попыталась передать Вам, читателям XXI века то, что увидела благодаря своей профессии научного публициста в лабораториях ученых во второй половине XX века. Это тот фундамент, на котором будет строится цивилизация XXI века.
Не бывает дома без фундамента, дерева - без корней...
Как сказал великий скромник Ньютон: если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах предшественников.
Москва, май 2011
И. Радунская