7. Водовозы

Тамара Белова
Водовозы
ПОЗВОНОЧНИК МНЕ УСТРОИЛ ДОПРОС:
- ЧТО ТЫ СТОНЕШЬ? ТЫ МЕНЯ С ДЕТСТВА БЕРЕГЛА?
Ладно, не допрашивай меня больше. Сама всё вспомню и расскажу тебе.
Детство и юность прошла в трудах. Как же быть иначе? Семья то большая. Старшие братья разлетелись из родного гнезда. Я осталась в семье старшей, а младше меня три брата и племянник. Жили на руднике Спокойном. Отец его открыл (геолог), ныне покойный. После военное время, голодное. Страна только начала подниматься из разрухи. Каждая семья выживала, как могла. Кормились в основном с огородов. Уж не скажу, сколько соток было, но помню огромный огород. Да в то время землю никто не мерил: сколько сможет семья разработать, одолеть.
Так этот же огород со всякой мелочью поливать надо. А колодец на весь посёлок один в трёх километрах от дома. Да ещё дорога-тропинка через болото. Зимой, когда болото замерзает, проще. А вот летом на тележке не проедешь. Только вокруг, а это лишний километр.
Да, не сказала, воду то не развозили на машинах.
Кто как мог, так и доставлял воду. Папа делал тележку – летом бочку ставили на неё и всей  «многочисленной ратью» везли её. И вот так раз несколько съездишь. Мама носит на коромысле восьми литровые вёдра.
А, что такое «коромысло»?
Ну, это как бы круглая палка, стёсанная посредине, для того, чтобы было удобно нести на плечах. Чтобы плечи не натереть до мозолей, коромысло обёртывали тряпкой. Оно изогнуто в виде дуги и на концах крючки для удержания вёдер. Коромысло делали сами или по заказу у мастеров. Тот уж старался коромысло украсить и узорами.
Зимой было хуже. Если летом скотина сама находила себе воду, то зимой нужно было навозить и на их долю. У нас была коровушка- кормилица, обязательно телёночек, а там бычок, что на мясо предназначен. А как же иначе? Свинья, курочки- все пить хотят.
А зима то в Забайкалье лютая. Поставили мы бочку ведер на двадцать на санки и поехали за водой. Папа же нам сказал:
-В воротах намёрзла шишка, очистите её в начале.
-Ладно, потом почистим.
Когда привезли бочку и в ворота стали въезжать, бочка на этой самой шишке  возьми, да и опрокинься. Ну, везёт же мне: обкатило ни кого- нибудь, а меня. Переодели меня в сухое, да опять поехали.
Застудилась я, заболела.
Подросла и мне папа сделал коромысло. Будь оно не ладно, все плечи стирала. А вёдра  давили на мой позвоночник.
Так уж ты меня прости и пойми, я ведь была опора для мамы. Нам детям войны и послевоенного времени всем досталось. А как же иначе? Надо было выживать. А ты теперь мне за всё это и мстишь. Перестань, прошу тебя.


продолжение http://www.proza.ru/2012/08/16/1392