Маленькая кошечка

Сергей Чекалин
       Маленькая кошечка
       Сидит на окошечке:
       - Где ж мои котятки,
       Малые ребятки?

Песенку эту услышал я впервые от Марины, моей жены. Пела она её детям нашим, потом – внучкам. А ей пела её бабушка Тоня, Антонина Георгиевна, а бабушке – её бабушка. Далеко начало уходит.

Грустная песня. Что имеется в ней в виду, не знаю. Всё можно иметь в виду. Скорее всего то, о чём до сих пор думаю я. И случилось это всего однажды, но на всю жизнь.

Кошка в доме – существо обязательное. Причём, именно в доме. В деревне – это единственное животное, которое имело право находиться рядом с человеком, когда он ест, спит. Выходила она на улицу, во двор, на охоту, мышей ловила, а то и крыс. С крысой ведь редкая кошка справится. У нас была такая однажды. Мышей или крыс, пойманных ею, кошка приносила домой. Если не было у неё котят маленьких, которых приучать надо было к охоте, то приносила она уже убитых, а то и с откушенной головой, чтобы уж наверняка. Хозяину, что ли, показать – вот, стараюсь я, не зря кормите. Если у кошки котята, то для них она приносила полуживую мышку. Отдаст им, а сама следит, чтобы не убежала. Убежит мышка от котяткиных игр, кошка снова её возвращает на рабочее место. До тех пор, пока мышка жива.

Котят было обычно несколько штук. Забавные такие. Подрастут немного – и нам игра. Кошка нам доверяла, не запрещала котятам с нами общаться.

Это только кошка в доме постоянный житель. Собаку в дом в деревне никогда не пускали. У неё и в мыслях не было зайти, даже в сени. Улица, хозяйственный двор, да и то с ограничениями, и её собственная конура. Из других животных в дом могли на время попасть телёнок-сосунок, ягнята, козлята, поросята. А из птиц – куры, утки и гуси, которые высиживали яйца. То есть только временно, по необходимости. Вот к этим животным и птицам кошка относилась настороженно, а если котята у неё были, то и до драки. Подбежит ягнёнок или козлёнок к котёнку, и получит своё от кошки. С птицами было спокойней, с цыплятами и утятами маленькими. Всей группой играют. Кошка хоть и охотница, но никогда ни одного цыплёнка в доме или на улице не трогала. А котята наиграются, набегаются, прибегут к матери молочка попить, птенцы – за ними. По кошке лазают и клювиками ей в живот зарываются, как и котята. Не для того, конечно, чтобы молока попить, а по образу и подобию. И за кошкой бегали, как за мамой. После появления на свет мама у них та, что рядом оказалась. Бывало, что курица или утка птенцов бросали, не держали при себе, возвращались к своим друзьям и подружкам. А птенцам мама нужна, вот они и выбирали маму их друзей по играм.

Кошка, будучи при котятах, не любила ягнят и козлят, да и поросят – тоже. Они озорные, неуёмные. Бегают по избе наперегонки с максимально возможной скоростью, даже чуть-чуть побыстрее. Какими-то немыслимыми скачками. Запрыгивают на кровать, спрыгивают с неё и, не останавливаясь, летят в другой конец избы. Ноги бегут быстрее, чем они сами, копыта по полу проскальзывают. Такая беготня стоит по дому, что и кошке самой не поздоровится, не то, что её котятам.

Овцы своих ягнят защищают от собаки или кошки наскоком. Подбежит, остановится, топнет передней ножкой. Не замай, мол, хуже будет. А как хуже? Ну, боднёт, разве что, безрогим лбом. Не то, что коза. Она и подбежит, и копытом может ударить, и рогами не только пригрозит. Если овца на взрослого человека или ребёнка не решится напасть, то козе – хоть трактор, тоже и ему достанется. Ну а у кошки, само собой, и зубы острые, и когти – любому не подарок.

Если бы всех котят живыми оставлять, то дом превратился бы скоро в кошкин. И отдавать их некому. У всех такая же забота – куда девать котят? И маленькими ещё котят у кошки забирали и лишали их жизни. А иначе и нельзя было. Так же, как, впрочем, и со щенятами.

Такое вот дело и пришлось однажды сделать мне. Дала бабушка ведро, котят в него посадила и мне: «Отнеси их вниз, утопи». Вниз – это имелось в виду к ручью, где огород наш кончается. Понёс я, а ещё не представлял, что я буду делать, и как это происходить будет. И пришлось всему этому происходить на моих глазах и моими руками. И рассказывать об этом ни к чему. А уж после, ко всему прочему, и наступило:

       - Где ж мои котятки,
       Малые ребятки?

Несколько дней искала кошка своих котят. По всему дому ходила, звала, во дворе, на улице. Но самое тяжёлое это то, что нам она в глаза заглядывала, помощи просила. И когда я с её взглядом встречался, казалось мне, что знает она, кто убил её детей. Да не знала она, а то досталось бы мне за её детей. И поделом досталось бы.

Единственный раз это было и на всю жизнь осталось. Думаю, сейчас, как же это могло быть, чтобы взрослый человек ребёнку, мне тогда лет шесть-семь было, такое мог поручить? Понятно, что это необходимость. Но избави от неё непонимающего эту необходимость.

Ведь воспринимается сама собой необходимость забивать скот или птицу. Они предназначены для того, чтобы давать молоко, шерсть и другое. Они ещё и еда. Рубил я головы птице, курам и уткам, тоже ещё ребёнком был. И ничего. Это необходимость. Сам я скот никогда не резал. А брат мой ещё школьником, десятиклассником, овец резал и свинью сам заколол. Рука, как говорят, у него твердая. Сам он и разделывал. Это мужская работа, и связана она с домашним хозяйством, такая же, например, как накосить травы или картошку убрать. Правда, не все умеют таким образом управляться со скотом, не у всех рука твёрдая, но отношение к этому такое же, как к косьбе травы.

Пусть убежали котята и спрятались где-нибудь. Пусть навсегда. Пусть их ищет-зовёт мать, сидя у окошечка. Пусть будет такой обман. Пока. Пока необходимость не заставит самого взять ведро и положить в него маленькие попискивающие жизни.