Сказка про Лесовичку

Ольга Шамшурина
В давние, давние времена, когда домовые и лессовые от  людей не прятались, жил в одном лесу Лесовик со своим семейством. Жена у него Дубравушкой именовалась и хозяйкой дубравы была. Сын Озерин озером лесным управлял. А доченька любимая, по имени Лесовичка, всем помогала. Все они в дружбе жили, соседям помогали особенно Речаве, хозяйке могучей, широкой реки, которая в вешние дни, в период таяния снегов становилась широкой и неуправляемой. Холили хозяева лесов животных и птиц. Уважительно к людям относились, дарили им грибы и ягоды, рыбу в реках и озёрах позволяли в любом количестве ловить. Земных богатств в достатке было. Люди были благодарны им за такие заботы. Всё шло хорошо.
Но вот однажды увидела Лесовичка красивого парня из ближней деревни, по имени Сёмушка и влюбилась в него. Проходу не даёт: то на грибную полянку выведет, то у брата Озерина для любимого своего всем на восхищение улов выпросит. А сама спрячется за деревом и наблюдает, как её любимый радуется. Потом выйдет из-за дерева, пройдёт неподалёку засмеётся и исчезнет в одно мгновение. Понравилась и парню Лесовичка. Но как не понравится такая красавица. Беловолоса и белолица она, словно береста на берёзе. Глаза и брови чёрные, что рисунок на бересте. Стан её строен и гибок, как деревце молодое. Щёки, что зорьки утренние, губы алые, что малина спелая в лесу.
Полюбилась Сёмушке Лесовичка, и пошёл он, у её отца с матушкой руки их дочери просить. Изумился Лесовик, взволновалась Дубравушка. Где же это видано, чтоб дочь вечных жителей вышла замуж за обычного человека, за сущность малым веком ограниченную.
Объясняют родители недоумение своё тем, что неразумна любовь их. Желание их подобно дереву, которое влюбилось в листик ажурный, или сосне, полюбившей шишку еловую. То и другое опадёт в своё время, в прах обратится, какая здесь может быть любовь. Попытались родители повлиять на события, но ничего не изменишь, ждёт Лесовичка от Сёмушки, от возлюбленного своего ребёнка. Согласились родители, благословили их, сыграли на селе свадьбу богатую. Всё село три дня пировало, неделю веселилось.
По истечении положенного срока родился у них первый сын. Василием его назвали, так как родился он на зорьке вечерней. В час, когда Солнце, по древнему Илия, закатилось, как люди говорили «василилось» или восседало.
Через три года на ранней утренней зорьке родилась у них доченька, и назвали её Зоренька. Через пять лет родился у них ещё один мальчик. Павликом назвали его, так как родился он зимой, в ясную полнолунную ночь. Больше детей у них не было.
Дети росли, отец их старился, а Лесовичка была всё так же молода и прекрасна. Её, да белые, кудрявые локоны волос, выбивавшиеся из тяжелых кос, уложенных короной на голове, чёрные глаза с густыми ресницами, высокие брови смущали многих деревенских парней. На её стройную фигурку заглядывались и женатые мужики. Лесовичка печалилась, что её муж стареет, потчевала его всякими снадобьями, но они имели лишь временное действие.
Дожив до двухсот лет, умер её возлюбленный Сёмушка. Долго плакала Лесовичка, плакали её дети, оплакивая разлуку с отцом. Дети к тому времени выросли, возмужали, многим ремёслам обучились. Вот только о семейном счастье не помышляли. Видели они, что люди враждебно, с завистью к ним относятся. Ведь от матушки они обрели вечную молодость, а от батюшки сноровку ко всяким делам, ко всякому ремеслу, к любому рукоделию.
Видела и Лесовичка недружелюбное отношение к себе, но уходить из деревни не хотела. Прижилась она в Сёмушкиной избе добротной, полюбилось ей печь топить, пироги, да хлебы стряпать. Полюбилось за скотиной ухаживать. Всё у неё в руках, на зависть другим, спорилось и ладилось: и корова молока больше всех даёт, и куры лучше всех несутся, и на огороде урожаи самые, самые. Была она также мудрой врачевательницей, так как все травы и все премудрости знала, любую хворь от дитя малого или старика немощного отогнать могла.
Позвали её как-то к одному богатому купцу, уверяя, что его дочь младшая захворала, хотя Зоренька, дочь Лесовички только что видела её весёлой и здоровой. Стала отговаривать Зоренька матушку, чтобы та не ходила к купцу, недоброе что-то почуялось ей. Успокоила дочку Лесовичка.
-Болезни зачастую внезапно приходят. Никто не знает, что с ним будет в следующее мгновение, - улыбнувшись, проговорила Лесовичка, - а раз позвали, надо идти. Не могу я по-другому. А ты, доченька, просто темноту болезни ощущаешь, вот и взволновалась.
Но ошиблась Лесовичка. Это была не темнота болезни, а тёмные замыслы купца. Решил он овладеть вечной красавицей, сделать её своею второй женой. Отослал он всех  домашних своих к тому времени по делам, и стал домогаться до неё. Обиделась Лесовичка, оттолкнула купца, ведь она, как все вечные люди, силой не дюжей обладала. Глянула презрительно и, ничего не сказав, ушла из их дома.
Созвал тут купец братьев своих, слуг и должников всевозможных. Стал жаловаться им, что Лесовичка к нему домогалась, богатство его ей приглянулось, в мужья его к себе захотела. Узнав про это, рассердилась жена купца, подговорила всех должников купеческих, что им все долги спишут и простят, если они Лесовичку со своим «выводком» погубят. Обрадовались люди, согласились. Тяжкие долги купеческие, сколько не выплачивай, они всё возрастают. Знали люди, если кто задолжал купцу, то вечным должником быть ему. Поэтому, тут же согласились таким простым способом от долгов освободиться. Правда, не все купцу поверили, знали, что нельзя его слову верить, но всё же смолчали они, спорить не стали.
Уловила Зоренька замыслы недобрые, стала уговаривать мать уйти из села. А та и слышать не хочет. Братья тоже несерьёзно к тревогам сестрицы отнеслись. Сидят они в своей мастерской, любимым делом занимаются, заказы выполняют, резные наличники готовят, никуда уходить не хотят.
Собралась тогда Зоренька, и сама потихоньку в лес убежала. Рассказала деду с бабушкой о тревогах своих. Те родственникам своим поведали, и отправились все вместе на село, чтоб взглянуть, что же такое там творится.
Шли не спешили, да как раз вовремя пришли. Хоть и ночь на дворе, да люди злые всегда тёмные дела во тьме делают. Вот и тут, обложили они потихоньку соломой дом Лесовички, сараи их, мастерские и подожгли всё. Подходят лесные жители к деревне, а там светло, словно днём, солома вокруг дома горит, пламя до крыши достаёт, дым клубами валит.
Махнул тут Озерин рукой, поднялась волна сильная на озере, взвилась на облако ночное и пролилась дождём небесным. Загасила волна солому, омыла пепел с брёвен дома, с крыши черепичной. Погасила пламя на крыше, крытой щепой, в мастерских, где сухая стружка резная воспламенилась. Выскочила Лесовичка из дома с сыновьями своими но, одурманенная дымом едким, упала на руки брату своему.
Испугались люди, увидав чудеса такие, разбежались по своим домам, боясь гнева хозяев лесов и полей. Но не стали лесные жители воевать с неразумными людьми, перенесли они на облаке небесном дом Лесовички со всеми постройками в место тайное.
С тех пор больше не видели люди лесных жителей. Правда говорят, что Василий и Павел приходили в сёла близлежащие и в родном селе бывали. Были у братьев в разные времена жёны, были и дети, да только не дожидались братья, пока их люди обнаружат, в том, что не стареют они, как матушка их любезная. Исчезали они ещё молодыми мужьями. Уезжали будто бы на заработки, и без вести пропадали.
Но жёнам и детям своим всегда старались помочь. Так в нужный момент то одно, то другое, всё самое необходимое, вдруг в домах появлялось. То постоялец заночевавший, подарок нужный оставит, то за работу сделанную, хозяин щедро заплатит. А работать внуки и правнуки Лесовичкины умели. Ведь через Лесовичку таланты различные и дары необычные во врачевании и в творчестве от великих жителей просторов земных к людям перешли. А навыки и тонкости мастерства учёбой да воспитанием передавались.
Приходили сыновья Лесовички в сёла и города мастерами и учителями, многому людей научили, многому и сейчас учат. Но и сами дети их, и дети их детей, и внуки их, и правнуки хорошими учителями были. Жили они долго, дольше других людей, хотя вечность в третьем поколении терялась. Зато здоровьем и силой люди этого рода отличались недюжей, но больше всего мастерством. Большими мастерами дел своих были, и, особенно, отличались во врачевании.
С тех пор так и пошло, если где появляются целители необычные, то говорят люди, что это род Лесовички проявляется. Бывает правда, что гордые и завистливые люди гонят их, как когда-то и Лесовичку гнали, но не держат они обиды на людей, а с добротою в сердце своём делают дела нужные. Жалеет людей род лесной, таинственный, хозяева просторов земных, и всячески помогают им, чем могут. От того, наверно, люди добрее и талерантнее становятся, и приходят в мир дни радостные и счастливые, как сегодня.  Приходят умения, сказочные замыслы явью становятся. А то ли ещё будет. Много тайн знает род лесных жителей, многое передать людям может.