о нянях, воспитателях и несправедливости

Елена Вислова
Рассказывая в общих чертах про детский сад, я как то забыла о себе любимой. )))))) Прошло два месяца после того как я вышла на работу. Мужу стало легче. Более того, мы нашли одного профессора. По словам мужа, он руководил центром повышения квалификации при мед университете. Все городские мануальщики учились у него. Этот профессор не только лечил мою половину, но и давал ему работу. Муж делал у него какой-то мелкий ремонт. Часть денег уходила на лечение, а часть выдавалась зарплатой. У нас, наконец, появились деньги, и мне можно было спокойно уволиться. Но к этому времени я начала сомневаться. Ну, уйду я…..и что? Зарплата хоть и маленькая, но не лишняя. И вообще…..мне слишком комфортно стало в этой группе с этими воспитателями. И к детям я привязалась. За два месяца я стала не только одной из лучших нянь, но ещё и, наверное, самой избалованной няней. У начальства не было ко мне претензий по работе. А воспитатели создали для меня просто райские условия на удивление остальным няням. Должна сказать, что няни---это самая превилегированная часть сотрудников. Они никогда с этим не согласятся, но, поверьте, так оно и есть. Они просто не понимают. Конечно зарплата самая низкая, НО! На нянях нет столько ответственности, как на воспитателях. Если почитать их должностные обязанности, можно прийти в ужас от количества обязанностей . Но по сути, няни отвечают головой лишь за чистоту в группе. Кое в чём они обязаны воспитателям помогать. Но в особо сложных случаях имеют полное право устраниться и переложить решение проблемы на воспитателя. Особо сложными случаями я считаю, например, упёртого истерящего ребёнка, к которому применять педагогические меры воздействия крайне проблематично. Начальство избегает ссориться с нянями. Если что-то не так, их иногда отчитывают, а чаще всего уговаривают, но дрючить так, как воспитателей на педсовете, никогда не рискнут. Нового воспитателя найдут быстро, новую няню могли искать месяцами. Ни один нормальный воспитатель не поссорится со своей няней из-за ерунды по той же самой причине. А нынче, когда на воспитателей навешивают всё больше и больше ответственности, у них, по-моему, вообще претензий к няням нет. Даже к безответственным. Лишь бы они были, и в группе было хотя бы относительно чисто. В противном случае весь пед процесс пойдёт насмарку. Ещё один плюс : няни никогда не ссорятся между собой. Во всяком случае, я таких эпизодов не знаю. И взаимовыручка у них на зависть воспитателям. Администрация практически не в силах ЗАСТАВИТЬ няню, в отличии от воспитателя, отработать сверх нормы, если она не хочет. Няня не рискует при этом ни деньгами, ни карьерой. Но если кому-то нужна была подмена, няни без труда договаривались между собой, просто ставя начальство в известность о подмене. И редко когда отказывали в выручке друг другу.
У нынешних нянь ( по крайней мере в нашем садике)есть куча мелочей, существенно облегчающих их работу. От современных моющих средств до пылесоса. У нянь в моё время не было почти ничего. Особенно тяжко приходилось во время отключений горячей воды. Если детей много, в обед приходилось перемывать жуткую гору посуды в ледяной воде. Не удивительно, что у многих нянь руки отнимались, с кожей творилось что-то страшное. Нам давали резиновые перчатки. Но мыть в них посуду крайне неудобно. Невозможно почувствовать качество мытья, да и не намного теплее рукам в перчатках, а ещё из перчаток постоянно посуда выскальзывала и билась. Её меняли без проблем, но при этом бедной няне приходилось выслушивать от завхоза кучу гадостей в свой адрес. Инструкция предписывает во время отключения воды брать горячую воду на кухне. Хотя бы для замачивания. Но если посуды много для нормального замачивания нужно ведра два. На кухне столько горячей воды не было! И брать её успевали только няни младших групп, потому что кушать их дети садились раньше. Няням старших групп частенько даже ведра не доставалось. Но чаще всего няни с верхних этажей вообще предпочитали не таскаться с кипятком. Тем более если у воспитателей педсовет или ещё что-то и им, няням, предстояло на весь тихий час остаться в группе одной, стоя одной ногой в спальне, другой в мойке. Бегать с вёдрами по этажам было не легче, чем мыть посуду в холодной воде.
Так вот у меня первой в садике появилось средство для мытья посуды. Это сейчас сады покупают их официально и выдают, как рядовое моющее средство. А тогда купить это можно было только с согласия родителей. И мне его купили! А ещё мне купили нормальную половую щётку. У меня была и садовская. С «занозной» ручкой и почти вылезшей щетиной. Работать ею было всё равно, что подметать пол голой шваброй. И так в саду везде. Дадут какое-нибудь г...но, а рапортуют (и родителям в том числе, попечительскому совету), что персонал обеспечен инвентарём в полной мере. Да ещё идеальных результатов работы требуют! Вроде бы мелочи, но они имели значение. Меня в шутку называли «блатной нянькой». Иногда в гости заглядывали другие нянечки и жаловались, что с воспитателями ни о чём не договориться. Что всё им не нравится, кругом придираются, жалуются на них медикам и заведующей, да ещё хотят потом, что бы няня их подменяла в случае чего. Я в этих случаях просто молчала. Если бы стала рассказывать, как мне работается, это выглядело как хвастовство и выпендрёж. Меня не дёргали глупыми придирками, на подобии тех, что я иногда читаю в интернете : «Моя няня посуду помоет, группу уберёт и уходит покурить или с подружками поболтать, а я вынуждена одна сидеть с детьми». А няня и не обязана сидеть с детьми! Есть определённые моменты, когда няня обязана находиться в группе. Подготовка помещения к занятию, занятие с подгруппой, собирание детей на улицу и встреча их с улицы. Ну и в тихий час, если у воспитателей собрание. Всё! Ну, впрочем, у меня не было привычки болтать где-то. Я с удовольствием общалась с ребятишками, рисовала дидактический материал, помогала писать картотеки. Когда мои старшие стали по очереди выпускаться и поступать в школу пришлось много бегать по врачам, комиссиям. Всё это требовало свободного времени, в том числе убегания посреди рабочего дня. Официально я обязана была каждый раз писать заявление на имя заведующей. Но каждый день не напишешься. И честно говоря, меня не беспокоил гнев начальства. Главное мои воспитательницы относились к этому с пониманием. Отпускали и подменяли, если надо. Я ценила это тогда и до сих пор вспоминаю с благодарностью.
При таком раскладе, согласитесь, какой смысл увольняться? Мне и на работе было хорошо. По натуре я человек, который любит некоторую упорядоченность в работе и в жизни вообще. Творческий хаос иногда приветствуется и аврал пережить можно. Если он не постоянный. Работа няней в детском саду, где жизнь течёт хоть немного по расписанию, как раз давала мне эту упорядоченность. Иногда ко мне заглядывал муж, и, окидывая взглядом группу, говорил со вздохом : «Лена, когда у нас дома такой порядок будет?» ))))))
Я, по мере сил, тоже старалась облегчить труд своих воспитателей. Просила только об одном : не заставлять меня подменять их! Я готова была что-нибудь для них рисовать, вырезать, писать, придумывать, отработать за них 31 декабря, если попадало на рабочий день. Я старалась не уходить на больничные. Но, глядя, в каком котле им приходится вариться иногда, шарахалась от воспитательской работы, как чёрт от ладана.
Между собой Училка и Амёба поссорились только один раз. И то, ссорой это назвать было никак нельзя, потому что кисельная Амёба старалась не ссориться ни с кем и ни при каком раскладе. В самом начале их совместной работы, как-то пришедшая на вторую смену Амёба, сказала нам «здрасьте», положила свои вещи и ушла. В группу этажом выше. Может по делу, а может чаю попить. Вернулась не быстро. И тогда вскипевшая Училка совершила поступок, который я до сих пор понять не могу. Она пошла к заведующей и сказала, что не будет работать с таким воспитателем, который вместо работы бегает по группам. Даже не поговорив с Амёбой…….и это при том, что Училка терпеть не могла ходить на кого-то жаловаться. Амёбу после этого, кажется, на ковёр вызывали. Получить такой ножичек в спину мало приятного и, честно говоря, я думала, что это начало конца их сотрудничества. Будь я на её месте или кто-то другой именно так и было бы. Но Амёба не стала выяснять отношения. Наверное, она просто приняла это к сведению и впредь они жили очень мирно.

Два раза в год Амёба уходила на сессию. Тогда у нас начиналась текучка. Я успела увидеть всех воспитателей в работе, когда они к нам приходили или когда подменяла нянь на других группах. В большинстве случаев убеждалась, что может быть, у нас и нет идеальных воспитателей. Но есть очень хорошие. Которым не хватает всего лишь нормальных условий работы. Даже не зарплаты! Условий! Вы не представляете сколько замечательных людей уходит, не выдержав чудовищного психологического пресса со всех сторон. Часто без смены, часто без няни, с детьми, которые, кроме солнышек и лапочек, априори являются энергетическими вампирами. А тут медики с одними требованиями, методист с другими, заведующая с третьими. Частенько эти требования противоречат друг другу. И меняться могут каждую неделю, создавая «ножницы» для воспитателя, загоняя его в угол и заставляя врать либо родителям, либо начальству. Рассказывая в самом начале о категориях людей, работающих в детском саду, я забыла упомянуть молоденьких девочек, которые приходят в детский сад, мечтая «изменить мир», заниматься детьми и подарить им всё самое интересное. Они вперёд всех попадают под этот пресс. Их ставят в невыносимые условия, заваливают бумажной работой, бьют по рукам за инициативу и готовы убить за любой промах. Хотя казалось бы! Соглашается человек работать без смены или без няни --- холь её, лелей! Отстань с мелкими претензиями, не ругай прока за ошибки, которые она безусловно допустит при таком раскладе, да напишет она потом эти дурацкие планы! Лишь бы ушла с работы с чувством, что хоть кто-то понимает, в каком кошмаре она находится! Нет, давят, до обиды, до слёз….Сверху ещё наваливаются родители, у которых от страха глаза велики, со своими претензиями.
Нам с родителями, можно сказать, повезло. Я не помню каких-то крупных скандалов и претензий. Они очень уважали нас всех и, что лично мне было особенно приятно, практически не делали различий между воспитателями и няней. Но один случай-таки расскажу, как пример родительской…….не знаю….беспардонности что ли…..безнаказанности….
Ходил к нам в группу замечательный мальчик Максим. Спокойный ребёнок. Мы с ним горя не знали. Папа Максима был юристом. Брутальный такой мужик, похожий на шкаф с антресолями. В его голосе я всегда слышала командные нотки. И хотя никогда, во всяком случае, при мне он не грубил и не хамил воспитателям, на лбу у него невидимыми буквами я всегда читала «Если что не так---порву в клочья». Поэтому не то, что разговаривать, на глаза попадаться лишний раз ему избегала. Однако чутьё меня редко подводило.
Как-то во второй половине дня, этот товарищ пришёл пораньше за своим ребёнком. На смене была Амёба. Какое-то время в приёмной было тихо. Мальчик одевался. Потом мы услышали гневный голос его отца. Что-то потеряли. Амёба вышла в приёмную, что бы выяснить, в чём дело. Я тихонько выглянула из группы. Юрист, как грозовая туча навис над растерянной Амёбой и громовым голосом отчитывал её за то, что у Максима пропали варежки. Возражала ли она? Я не услышала. Но ,по моему, такие люди, как этот папаша, в принципе возражений не приемлют. И спорить с ними бесполезно. Амёба, надо сказать, только недавно пришла на смену и детской одежды ещё не касалась. Мало того, в тот день мы не ходили на улицу, потому что был бассейн. Значит, варежки должны лежать там, где их утром положили. А утром Максима приводила мама….Бурча что-то про бардак и метая молнии из глаз юрист удалился. Амёба, совершенно расстроенная, ещё некоторое время ходила по приёмной и проверяла кабинки.
Варежки нашлись. Угадайте где? В шапке Максима. Папа надел на ребёнка шапку вместе с варежками, которые лежали внутри. Инцидент был исчерпан. Но извиниться перед Амёбой, за грубость, за то, что всё это произошло на глазах у ребёнка, никто и не подумал.