О ляпах педагогических и человеческих 3

Елена Вислова
Когда у нас с Училкой уже сложился хороший тандем, нам, наконец, дали второго воспитателя. Сменщица была совсем молоденькой. Я видела её и раньше. Какое-то время к ней в группу ходила моя дочь. Но поскольку время это было очень недолгим, то я не особо приглядывалась, не особо прислушивалась. Миниатюрная, симпатичная, подвижная. И всё-таки…Было в ней что-то застывшее. Как кисель. Одно и то же выражение лица. Среднее. Без каких либо проблесков эмоций. Всегда ровный голос. Вялые, даже мяукающие какие-то интонации. Амёба. Я называла её так про себя почти до выпуска.
Не то что бы я невзлюбила Амёбу. Просто подобно ребёнку я сразу определила, что главной в группе будет Училка. Я вообще тогда была ещё слишком категорична во всём. Мне казалось, что воспитатель, у которого есть дети, причём дошкольники или младшие школьники,— это лучший вариант для работы в детском саду. Такой воспитатель любую ситуацию примеряет на себя и своего ребёнка и, следовательно, лучше понимает детей и делает меньше ошибок.
У Училки дети были уже взрослыми людьми. У Амёбы их не было вообще. Поэтому они регулярно «радовали» , так сказать, педагогическими ляпами.
Училка была жутким сухарём. Строгость, безусловно, нужна. Но первые года два , когда малыш ещё не уверенно чувствует себя в группе, он очень нуждается в ласковом словечке и тёплом взгляде. Даже хулиган. Выдавить ласковое словечко из Училки было не реально.
---Да, я сухарь---вздыхала она---ну, что поделаешь? Какая есть. Не могу по другому.
Мне не нравилось, с какой жёсткостью она говорила «нет», когда дети, увидев новую игрушку, пытались взять её и поиграть. Ну зачем мы их тогда покупаем?! Мне не нравилась какая-то её негибкость в отношениях с детьми. И частенько я недоумевала вслух, когда мы оставались с глазу на глаз, без детей. Как она терпела моё недовольное бульканье одному Богу известно. Но однажды всё-таки Училка взорвалась. Как-то к ней подошла девочка с рисунком. Я сидела рядом, что-то вырезала . На рисунке была то ли розовая корова, то ли синяя лошадь. Не помню точно. Но девчушка была очень довольна результатом и пришла похвастаться. Вот что бы вы сказали своему ребёнку в этом случае? Наверное то же, что и я. А я бы сказала примерно следующее : «Это очень красиво. Это наверное сказочная корова(лошадь). А давай теперь нарисуем такую корову(лошадь),какая на самом деле бывает». И ребёнка не обидела и в то же время постаралась сформировать правильное представление о животном.

Реакция Училки меня убила.
--- Что за ерунду ты тут нарисовала? Таких коров(лошадей) не бывает!---сухо проворчала она.
У девочки вытянулось личико .Она забрала свой листочек и ушла. А я вскипела.
---Зачем вы так? Она же расстроилась!
---Он нарисовала не правильно. Если я её похвалю, она так и будет считать, что коровы бывают розовые.
---Она просто видит мир по другому. Это детям свойственно вообще-то. Есть же картина «Купание красного коня»? Это признанный миром шедевр искусства и никто не считает художника не грамотным. У него просто другое видение мира.
--Не лезь!—вдруг рявкнула на меня Училка.
Я аж опешила и замолчала. Мы не разговаривали с ней до обеда. А во время тихого часа, когда мы пили чай, она посмотрела на меня и сказала мягко
---Не дуйся.
---По вашему, я была не права?
---Наверно права. Ты часто бываешь права. Но не вмешивайся в дела воспитателя. Договорились?
Тогда я восприняла это, как «нянька, знай своё место», всё равно обиделась и даже в разговоре с кем-то сказала, что Училка---сухарь и работа с детьми явно не её ипостась. Но очень быстро поняла, как я заблуждалась на её счёт. Своеобразное поведение Училки дало свои результаты. В группе воцарился почти идеальный порядок. Новые игрушки дети получили лишь после того, как научились беречь, играть и складывать на место старые. И это было правильно! Методично и последовательно она приучала детей жить в чётком спокойном ритме. От занятий до мытья рук. И эта организованность настолько облегчала мою работу, что я перестала «булькать», и лезть с замечаниями, а «телячьи нежности» с детьми взяла на себя.
Иногда она ворчала, что я балую ребятишек, но, в общем, не возражала. Мы не стали соперницами в соревновании «кого дети больше любят и уважают». Мы стали дополнением друг друга.

У Амёбы опыта было маловато, но она не так давно закончила колледж и параллельно с работой получала высшее образование. Поэтому с детьми работала « как учили», не особо заморачиваясь правильно ли учили и нужно ли это применять. Я бы инструктаж любого молодого специалиста начинала с известных по какому-то фильму слов : «Забудьте всё, чему вас учили». Ну, или почти всё. Потому что в детском саду очень мало классических ситуаций. Всегда что-то среднее, о чём в учебнике или на лекциях не предупреждали.
Например, она стремилась скормить детям всё, что положено на тарелке . Само по себе не плохое стремление. Но если ребёнок, например, категорически не любит печень? Или если его тошнит от одного вида кипячёного молока? Если просто не вкусно приготовлено? Такое бывало не часто, но бывало. Даже если сама Амёба морщилась от вида или вкуса приготовленной пищи, детей она заставляла съедать всё. Доводя некоторых даже до слёз. Я не уверена, что это правильный подход. Во всяком случае, надеялась, что с моим ребёнком так не поступают. Чем руководствовалась Амёба в своих действиях? Наверно тем, что по логике нормы питания составляли не дураки. И если ребёнок не съедает норму, значит, он кушает плохо. А родители должны быть уверены, что их чадо накормлено хорошо. Такими же стереотипами мыслят и многие мамы и, особенно, бабушки. Давайте попробуем разобраться «что такое хорошо, а что такое плохо».

Врачи утверждают, что человеческий желудок, в нормальном состоянии, размером всего с кулак. Значит, детский желудок---с детский кулак. А порции на обед в детском саду вы видели? Да даже на завтрак? Завтрак---это как минимум два детских кулака. Обед---пять. Прибавьте сюда калорийность блюд. Поневоле задумаешься, а нормально ли мы кормим детей в детском саду? Или перерастягиваем им желудки, делая их предрасположенными к язвам и гастритам? Это не утверждение. Это рассуждение. И вы тут можете это оспорить. Но сами-то подумайте, разве на обед вы даёте ребёнку дома столько пищи? Обычно или супчик, или второе. И уж мало кто будет впихивать своему ребёнку силком.
Можно предположить, что у детей обмен веществ быстрее, чем у взрослых. Набегаются---слона съедят. Да не двигаются они столько в детском саду! Дети, особенно старшие группы, всё время занимаются. То есть сидят. У младших занятия должны проходить по подгруппам. То есть часть сидит за столиками, часть со мной в спальне. Тоже сидит. Потом они меняются местами и опять сидят. Самые подвижные занятия—физкультура и музыкальное. Но они не каждый день и по 15-20 мин. Прогулка? Час в лучшем случае. И постоянные одёргивания : не беги, не прыгай и т.д. В группе приветствуются только спокойные игры, без беготни. А ещё у Амёбы был такой воспитательный приём «приучение детей сидеть спокойно». Авторитет Училки был непререкаем. Ей достаточно было бровью повести, что бы наступила тишина. Амёба брала на измор. Сажала детей на стульчики и терпеливо дожидалась, пока все угомонятся.
----Мы не будем читать(разговаривать, гулять), пока не наступит тишина.---повторяла она своим ровным, монотонным голосом.
Продолжаться это могло долго. Но хулиганам-то по барабану. А представьте, каково было детям, которые послушно сидели и ждали, когда всё это закончится. Там сидят, тут сидят….Я не хотела бы сомневаться в правильности действий Амёбы, но сомневаюсь, что в данном случае можно говорить о быстром обмене веществ и хорошем аппетите у детей.
Нет, есть, конечно, ребятишки, которые съедают всё и ещё и добавки попросят. Таких уговаривать и заставлять не надо. И к подготовительной группе их становится всё больше и больше. Может быть это результат правильной работы воспитателя, а может быть переедание становится привычкой. Решать вам. Но я лично, когда мой младший пошёл в садик, сразу попросила воспитателя не заставлять моего ребёнка есть то, что он категорически не хочет.