о переворотах в сознании. 1

Елена Вислова
Сколько раз происходит у человека переоценка ценностей? Я вам скажу. Каждый раз, когда в его жизни что-то кардинально меняется.
Пока ты сама не стала матерью, ты смотришь на беременных женщин, мамочек с детишками и самих малышей со смешанными чувствами. Да, ты не против детей, они тебе симпатичны, и ты хочешь их. В перспективе. Но…совершенно не представляешь себя с животом, содрогаешься от мысли о роддоме и процедурах, которые придётся пройти, а от плачущего ребёнка оторопь берёт: Как мамочка понимает, чего ему надо? Он же не разговаривает! И ночью так же?! Какой ужас! Как же они справляются?????!!!!
И вот у тебя рождается первый ребёнок. Страх куда-то уходит, гадкие процедуры забываются, а каждый писк своего малыша ты начинаешь понимать так, будто он разговаривает с тобой нормальными человеческими словами.
Ты полна желания быть ему хорошей мамой. Даже самой лучшей. Ты следишь за правильным питанием малютки, ударяешься в панику при появлении соплей, а если, не дай бог, закашлял—ещё не известно кому больше нужен врач : тебе или ребёнку. Ты таскаешь его в школу раннего развития, лет с 4х записываешь в какой-нибудь кружок. В общем, стараешься воспитать чадо так, чтобы не было стыдно ни за себя, ни за него. И пусть попробует кто-нибудь сказать, что ты его не любишь.
С рождением второго малыша ты начинаешь понимать , как много упустила с первым. Ты так же тщательно занимаешься его здоровьем и воспитанием, но относишься к его успехам не так критично, а просто радуешься тому, как он поёт,танцует, занимается спортом.
Да, я знаю, у вас первый от второго не отличается, его успехам вы радовались точно так же. Уверены? А дневничок вести не пробовали? А потом, когда старшему будет лет 10,вместе его почитать? Вы удивитесь количеству элементарных ошибок сделанных вами с «благими» намерениями.
С третьим ребёнком ты понимаешь, что ничего не понимаешь. Ни , собственно, в детях, ни в жизни вообще. И если с первыми двумя ты частенько задаёшься вопросом — почему при одинаковом воспитании, питании, отношении они НАСТОЛЬКО разные? --- то третий просто в тупик загоняет своей индивидуальностью. Таких детей у тебя ещё не было……
Этой же фразой ты отвечаешь расстроенному воспитателю в детском саду на вопрос «как справиться с вашим ребёнком?» и разгневанным мамочкам, которые прибегают и жалуются, что твой ребёнок матерится по всем правилам архитектуры, как на детей, так и на взрослых. И это особенно обидно, учитывая, что дома никто не матерится вообще.
Это, конечно, не обязательный сценарий, но самый распространённый..
Вот о чём я начала говорить? Ах, да! О переворотах в жизни и в сознании. Так вот, дети, конечно, мощный стимул для постоянной переоценки ценностей. Но ничто так не переворачивало моё видение мира с ног на голову, как 15 лет работы в детском саду.
У всех,кто не является сотрудником «дома света тепла и радости» есть своё какое-то представление об этом заведении и о людях, которые там работают. Давайте я попробую озвучить.
Детский сад---это такое хорошее место, где вашему ребёнку будет не хуже, чем дома. Там много интересных игрушек, которыми играют(а не ставят на полки для показухи) и книжек, которые читают( а не используют как наглядность). Там вкусно и разнообразно кормят с соблюдением всех норм здорового питания и гигиены. С детьми работают опытные люди. Чуткие и отзывчивые. Это мы дома не можем справиться с чадом без вопля и шлепка. А они должны уметь! Они ПЕДАГОГИ! А если не справляются тогда какие же они на фиг педагоги? Пусть увольняются! Таким в детском саду не место!
Ну и ещё куча категоричных стереотипов в таком же духе. Я ничего не перепутала? Впрочем, я не жду, что вы согласитесь, но судя по тому, что я читаю на форумах в инете, так оно и есть. Я сама рассуждала так же 18 лет назад.
На самом деле идеального воспитателя, это поистине мифическое существо, я встречала всего один раз за всю сознательную жизнь. Когда в 19 лет только начинала свою работу с детьми в качестве музыкального руководителя одного детского сада.Звали её Людмила Алексеевна. Ей тогда было лет 26-27.
Вообще-то музыкантов я не отнесла бы к педагогическому составу. Они считаются существами высшей касты и о внутренней жизни групп мало что знают. Но я в 19 лет была сопливая, не гордая и свободная от семьи. Поэтому частенько во вторую смену подрабатывала на группах. Мы с Людой довольно тесно общались. Я ни разу не видела её без улыбки. Я ни разу не слышала, что бы она повышала голос. В её группе был порядок, не смотря на жуткое для нынешнего времени количество детей. Я думаю, её очень любили родители. А дети тем более. Она была…. как солнышко! Всегда лучезарная и светящаяся. Такой, во всяком случае, я её запомнила. И больше таких, увы, не встречала……
В этих 15ти годах,о которых я упоминала,был пятилетний перерыв. Я, если можно так выразиться, служила в армии.Точнее работала на узле связи Барнаульского Лётного Училища. Не столько служила, сколько в декретах сидела. И возвращаться в детский сад не собиралась. Но жизнь , как всегда, всё корректирует по своему. Во время второго моего декретного отпуска училище сократили . Наши девчёнки успели быстро пристроиться в другую воинскую часть. Но для меня было всё не так просто. Лётное было весьма демократичным заведением для женщин-военнослужащих. В новой части всё было, как «на войне». А у меня двое маленьких детей. Я не готова была жертвовать их интересами, сутками не появляться дома, пропускать их утренники и первые звонки и быть не в состоянии разговаривать с ними по вечерам. Я осталась безработной. Это было не лёгкое время. Но пойти опять работать в садик мне ещё не приходило в голову.2 года работы музыкантом разрушили в моих глазах первый миф : «в детском саду царит атмосфера радости, тепла и благожелательности».
Такую атмосферу создаёт кто? Люди благополучные, счастливые (хотя бы относительно) по жизни, искренние и открытые……А кто работает? Женщины одинокие, разведённые, мало у кого личная жизнь складывается удачно. У многих мужья сильно пьют. У некоторых даже сидят. Женщины ,которым в силу возраста больше деться некуда. И есть ещё молоденькие девочки, пришедшие пересидеть декрет. Ноги бы их не было в детском саду, но ведь больше никуда не возьмут. А декретные-то нужны. ….. Сейчас появилась новая категория : женщины, работающие из-за детей. У которых нет другой возможности устроить ребёнка в детский сад. Это не значит, что люди плохие, но никто из них не скажет « я пришла в садик, потому что всегда хотела там работать». Нет благополучных людей в наших детских садах. Или их мизерно мало . Они не способны как то осветлить общую атмосферу, они лишь вызывают зависть и тихое шушуканье по углам. Только некоторым воспитателям удаётся сохранить светлую энергетику, но исключительно внутри своей группы. И то при условии, что маленький коллективчик (два воспитателя и няня) сложился давно и отношения там дружеские и открытые. Если они полностью друг другу доверяют. Сколько у нас таких групп? Хорошо если хоть одна найдётся. А в общем и целом детский сад произвёл на меня впечатление большого серпентария с атмосферой соперничества, подозрительности и бесконечного вранья.
Несколько раз мне доводилось присутствовать на педсоветах и я ужаснулась процветающему там психологическому каннибализму. Сегодня «съедают» одного, в следующий раз того, кто «съел» предыдущего. Мне тоже доставалось. Молодых специалистов только ленивый не пинает. )))))) Первые полгода я делала много ошибок. Какие-то по неопытности, а некоторые по «совету» старших товарищей.
Однажды к нам на практику пришли девочки с музыкально-педагогического отделения. Моя напарница, тётка с опытом, сразу отрезала : ко мне не ходите! А меня поучала :не давай им воли! Ты в зале главная. И делать они должны только то, что ты скажешь!
Где была моя голова, когда я её слушала? Я терроризировала этих девочек, я не пускала их к инструменту, если они опаздывали немного, я не разрешала им вести занятия по собственному сценарию. А сценарии у них, надо сказать, были очень интересные. Я практически сорвала им практику.
В последний день одна из них подошла ко мне и посмотрев в глаза спросила : «Почему вы себя так ведёте? У вас меньше опыта, я заметила. Мы могли бы вам помочь»….Мда…..Если бы можно было вернуться назад я бы не только не выпендривалась, но сидела бы на этом занятии как послушная ученица и вникала во всё, что они делают. Но тогда я была просто упёртой дурой, которая всего лишь хорошо владеет инструментом. И всё. У меня было не то образование, которое необходимо музыканту детского сада.
К своему первому выпускному утреннику я была не просто хорошим, а очень хорошим муз. руководителем. У меня был отличный репертуар, я писала сценарии в стихах и легко могла провести открытое занятие. Но эти девочки….я помню их до сих пор. И сейчас, когда у моей дочери впереди практика в школе, я очень надеюсь, что с ней ничего подобного не случится.