Исповедь утопленника.. 10

Османова
10.

    - Она оказалась в  таком состоянии после  того, как случайно  услышала разговор.. не  могу произносить это  имя.. -  Гямяр-ханум прикрыла  глаза и, явно преодолевая  отвращение, ненависть, продолжила – Ибрагима со своим другом... Лейла  была  беременна от него  и  собиралась  сказать  ему  об  этом.. Я, конечно, против  добрачных отношений. Но.. увы.. Она потеряла  голову.. Она  безумно  полюбила его.. Она  всегда  говорила  мне: «Гамусь» - женщина слабо  улыбнулась – Она  меня  так  звала.. «Гамусь, он  ведь никогда не  женится на  мне.. Я  понимаю.. Где  он – где  я.. Он  -на  самой  верхушке  пирамиды,  в которой  я всего лишь  обслуга.. И  его  семья  просто  сгноит  меня. Но я  его люблю. .. Пусть  это  продлится  столько, сколько предопределено свыше.. И, будь что  будет. .»
   Она  не  собиралась  удерживать  или шантажировать  его. Ни в  коем случае.. Она  всегда соблюдала  осторожность.. Но, разве  можно избежать неизбежного??
     Это  было  8 Марта. Лейла собиралась в  ресторан.. «Я скажу  ему  об  этом  сегодня, Гамусь.. И  скажу,  что этот ребёнок  его  ни к чему  не  обязывает. Он волен поступать так,  как  посчитает нужным. Но  ребёнка  я рожу. В  любом случае – примет он  его  или нет. .»
    Я даже  не  пыталась её  отговорить.. Это было бы  бесполезно..
 С  той  самой  минуты,  как  за  ней  закрылась дверь, я  не  могла найти себе  места.. Ходила,  как неприкаянная по квартире.. Вот  из  этого  окна – Гямяр-ханум  кивнула головой в сторону  тяжёлых занавесок, наглухо закрывающих  окно справа  от себя. – всего  час  с  небольшим спустя,  я  и  увидела, как  во  двор въехало  такси  и  из  него  выбежала Лейла и побежала  в  сторону  блока прямо  по лужам,  даже  не  подобрав подол длинного платья…
  Я побежала к  двери  и  открыв, вышла  в  блок.. Лейла  бежала  по  лестницам,  сломя голову.. На ней  лица не  было.. Увидев  меня, она   горько  улыбнулась  и  прошептала: « Гамусь.. За  какие  и чьи  грехи я  плачу?..» Затем, Лейла  прошла  на кухню.. Села у  окна..  Смотрела в  одну  точку.. даже  не  плакала.. Она  вообще  никогда не  плакала..   Лейла  никогда  не  курила при мне,  я  догадывалась, конечно,  что  она курит,  но  не  подавала виду..  А  узнав, что  беременна, Лейла  вообще перестала курить – я  поняла  это. Ведь,  как  бы  она  ни пыталась скрыть  от меня, что  курит,  я замечала некоторые детали – от  неё пахло сигаретами,  например, когда  она приходила домой с  работы. Или  же,  несколько раз, ночью, я  видела  как  она выходила  тайком  на  балкон  и курила..   А  в  ту  ночь… Она достала из  сумки новую пачку  сигарет и,  сказав  мне : «Гамусь, только  ни  - че  -  го  не  говори.. Абсолютно ничего.. Умоляю....» -  и  закурила..  Я  обомлела.. Она  же  была  беременна!...
    Гямяр-ханум замолчала и протянув  руку  к  стакану Фуада, сказала:
 -  Фуад,  всё-таки,  позвольте,  я принесу  свежий  чай..
-  Нет-нет, Гямяр-ханум,  я  действительно не  хочу.. Благодарю Вас..
    Глубоко вздохнув, Гямяр-ханум продолжила:
- В  ресторане Лейле   нужно  было, простите,  ..в  туалет..
       Фуад  видел,   как   каждый  раз, произнося  ненавистно имя, Гямяр-ханум,  нужно  было  преодолевать в  себе ненависть  и отвращение.
   -  Ибрагим проводил её. Но она  не  смогла войти, потому,  что помещение  было занято. Женский  и  мужской  туалеты  разделял небольшой  коридорчик.. Чтобы  не  стоять там,  она вышла  в фойе  и увидела, что Ибрагим сидел на кожаном диване.. С  ним  рядом – его друг.. За  диваном  стояли  огромные  кадки  с искусственными  деревьями.. Лейла  решила подойти незаметно  и  закрыть Ибрагиму  глаза руками.. Она  подошла  на  цыпочках.. Они не  слышали её  шагов.. Зато, Лейла услышала всё...... Вы, Фуад, простите  меня, но я буду  говорить  слово в  слово то, что  рассказала мне Лейла..
- Не  извиняйтесь, Гямяр-ханум.. Именно это  мне  и  нужно.. Чтобы  Вы рассказали мне  всё  как есть.. Это необходимо для следствия..
- Тогда, мне  будет  легче говорить от имени Лейлы..
- Как Вам  будет угодно, Гямяр-ханум. Сейчас это  частный  разговор.. Но мне  нужно будет  взять у Вас  показания..
- Мне  нужно  будет  придти к  Вам  в  управление? – с  тревогой  в  голосе  спросила Гямяр-ханум..
- Нет, я приду  вторично,  с  сотрудниками.
- Спасибо..
- Не  стоит  благодарностей, Гямяр-ханум..
- Я не  знаю, почему  до сих  пор  стучит моё  сердце? Такое дряблое.. старое.. Мне  было  страшно  смотреть на  Лейлу.. Ещё  страшнее было  то, что  я ничем, абсолютно  ничем  не могла  ей  помочь.... Мне кажется,  что  она уже  была  не  в  себе.. Её  глаза горели каким-то  сухим огнём.. Её всю трясло, когда  она рассказывала мне то, что  ей пришлось  услышать  собственными ушами.. «Гамусь…Этот его  друг  сказал : «Ала, Ибрашка, гулагыма  сёхбятляр  чатыб. Ушаглар дейирляр, сюпюргячи иля  эвлянирсян. Дюздю, ала?Йеккя  кищисян,  ала. Аглыву  йыг  башува,  ала. »* (Слышь, Ибрашка,  до меня  дошли слухи. Ребята  говорят,  что  ты на  какой-то  уборщице  женишься. Это  правда? Слышь,   ты  же  взрослый  мужик.. Мозги  собери, слышь.) Я  замерла.. Думала,  что Ибрагим  вскочит  и прибьёт его..  А  он.. он  тоже  рассмеялся и  говорит : «Йер,  туллан, ала! Йягин,  о,  ад  гюнюмдя,  дай-дайын  ресторанындакы    офисйанка ( искажённое)  вар  иди е?,  бах, онунла  бир- ики дяфя гёрюбляр  ушаглар. Йандырыр  ахы онлары.. »  * (Да,  пошёл ты! Наверное, помнишь на моей  днюхе? в дядином ресторане  «офисйанка» была? пару  раз  с ней ребята видели. Вот  и горит  у  них).» 
    Гямяр-ханум вновь  тяжело перевела  дыхание…Фуаду  было  больно  смотреть на её  страдания.. Но такова была  его работа, что  ему  приходилось слышать и видеть самые низменные качества человеческой  натуры.. По мере того, как Гямяр-ханум говорила, перед  его мысленным взором проходили лицо  Лейлы, Ибрагима.. «Нужно будет выяснить – кто  этот «гагаш»..Подонки.. Какие же  подонки.. Рассуждают  о  людях так,  будто  это   грязь под  ногами..» .. 
   Голос Гямяр-ханум  прервал его тяжкие мысли.
   - «Гамусь,  он говорил, что я  для него  - всего лишь развлечение.. Что  чувства  у  него  уже  остывают.. Но пока  он  не насытился ... Правда,  он  использовал  совсем другое  слово. А  его  друг со смехом – с мерзким  таким,  грязным  смехом – спросил -  не  будет ли ..Ибрагим… против,  если он станет  ухаживать за мной....И  знаешь  что ответил Ибрагим?  Он  сказал: «Гагаш* (гардаш -  брат, гагаш -  братишка), гурбанды  сяня, озюдя,   пачкаларла, Лейла кимиляр. Бир  джындыр офисйантка* (искаженное) ня  бёюк  похду  ки, мяним  йа  да ки, сянин хятриня  дяйсин? Ала, лазым  олар,  чох оппаныб-тулланар – озюм тяшкил  эдярям.. Хеч  уряйивю  сыхма.. ».(Братишка, да пачками пусть будут  твоей  жертвой такие как Лейла. Что за  говно  большое какая-то  дешёвка-офисйантка, чтобы смела  обидеть  меня или  тебя? Слышь, да если понадобится, если будет  много  вякать, я  сам всё организую. Даже  не  сомневайся!» )
    Гямяр-ханум вновь замолчала.. В комнате  возникла тяжёлая пауза..
 -Фуад, поверьте мне, умудрённой  опытом и уставшей  от  жизни,  больной, старой  женщине, сердце которой  столько раз  разрывалось от боли и разочарований, что  я  не  понимаю – как  оно  ещё  стучит?  Ни один  мужчина на свете  не  может даже  представить  себе  и сотой части того, что может  испытать женщина, услышав такие  чудовищные  слова  в свой  адрес  из  уст  любимого и, якобы, любящего,  мужчины.. Вдобавок, мужчины,  ребёнка которого  она  носит под  сердцем..
     Я  спросила, что  же  она  сделала, услышав  всё  это?  «Гамусь, я  поняла,  что  если  сейчас выйду  к  ним,  то закачу  страшную истерику.. Я  не  знаю, что бы  я  сделала.. Поэтому, я  тихо, на  цыпочках,  обошла  диван  и пройдя незаметно за  их  спиной,  вышла из  ресторана. Села  в  такси.. Позвонила ему  на  сотовый и сказала, что  слышала  весь  разговор.. Что  никогда  больше в жизни  я не хочу  его ни видеть, ни  слышать.. И выключила  телефон…» Помолчав немного, Лейла сказала : «Я  завтра же  сделаю  аборт.. Я  не  хочу, чтобы  у  меня  от  этого  ублюдка был  ребёнок..» Сказав  это, Лейла. прошла к  себе в комнату, легла, не  раздеваясь,  в  постель и проспала почти сутки.. Проснувшись, она поехала  к  врачу и  сделала аборт.. Она  чуть не  умерла от кровотечения..  Ей  сделали операцию, в  результате  которой  она  никогда больше не  сможет иметь детей..
   Ибрагим потом пытался  как-то связаться  с  ней.. Но она избегала его... Телефон  отключила. Щенка и компьютер,  которые ей  подарил  Ибрагим,  она отдала нашим соседям снизу. Мы  с  ними очень  дружны.. Знаете, я  не  прощу себе, что не  смогла заметить того, что   поведение  Лейлы было более, чем странным  для человека, столько пережившего в короткий  срок. Она  вела  себя  так,  будто в её  жизни не  было ни Ибрагима,  ни  всего, что  связано  с  ним.. Она жила  так,  словно  стёрла  из  памяти  этот отрывок  своей  жизни. И я была  настолько слепа и глупа, что даже  не  задумывалась о том, что  это ненормально.. Она  не грустила, не  плакала. Нашла работу в магазине  парфюмерии.. Но иногда на  неё будто  нападало какое-то оцепенение.. Она могла  замереть и, стоя с  широко  раскрытыми глазами,  будто бы  прислушивалась к  чему-то.. Когда я её  окликала, она  отзывалась  на пятый или  шестой  раз.. И сначала  смотрела на  меня  не узнающим взглядом, словно, видела меня впервые  в жизни.. Когда  же  я спрашивала, что  случилось,  о чём  она  задумалась, она  крепко  обняв  меня, говорила : «Гамусь..не бери  в  голову.. Послышалось что-то.» А я, вместо  того, чтобы  добиться  от неё  ответа, с удовольствием принимала эти  объяснения.. Я  говорила сама  себе : «Наверное, она вспомнила Ибрагима и весь  тот кошмар..» И успокаивала себя  тем,  что  поступаю  правильно – не будоражу  воспоминания…Может  быть, если бы  я  тогда почувствовала что  происходит  что-то  ненормальное, то  заставила  бы её  обратиться  к  врачам.. Может,  тогда всё было  бы иначе.. И моя  девочка была бы  здорова и рядом  со мной.. Но.. увы.. Я ничего не сделала..
  Гямяр-ханум, горько вздохнув, замолчала.. Её  потухший  взгляд был  устремлён на портрет Лейлы.. Фуад положил  свою руку  на её  ладонь, неподвижно  лежавшую  на  ручке кресла..
- Гямяр-ханум, не  корите  себя.. Вы  ни в  чём не  виноваты, поверьте.. Это – судьба..
- Да..  Судъба.. Ничего не скажешь.. Страшная судьба у  моей девочки.. Иногда я  думаю, лучше  бы  она вообще  не   рождалась  на  этот свет. Зачем? Для  чего? Чтобы  осиротеть  в  три года? Чтобы  собственный  дядя обокрал и  обращался с ней  как  с приживалкой? Чтобы  самые  юные  свои годы  проводить  в  обществе  старой,  больной старухи? Чтобы  встретить на  своём пути дьявола? И ..потерять  рассудок  в  неполные  двадцать  лет? Оказаться в  сумасшедшем доме?!!! Судьба.. Да  будь  проклят  тот,  кто  уготовал  ей  такую судьбу..
   Глаза Гямяр-ханум теперь горели  такой  ненавистью, что  обладай  этот  взгляд силой  превратиться   в огонь, он  бы  испепелил небеса..
- Я  стала  богохулкой  на  старости  лет. Я, которая  всю жизнь, несмотря на  болезни,  страдания,  лишения,  благословляла  его  имя  чуть ли не при каждом слове  и вздохе.. Благодарила  его за  то, что  он  украсил  мою  старость  и  одиночество – ведь  у  меня  появилась  Лейла.. Невозможно  описать – как  она относилась ко мне,  как  заботилась! Далеко не  каждый родной относится  так  с  собственным  родителям, как  Лейла  относилась  ко  мне…А  теперь.. Теперь  я  даже  навестить  свою  девочку  не  могу….
  Гямяр-ханум с  трудом  встала,  опираясь на  руку  Фуада.. Она  подошла к  занавеске  и  отодвинула её. За  окном уже  смеркалось..
- Мои  глаза  не  выдерживают дневного  света.. Только  в  это  время  я  отодвигаю  занавески..
   Потухшим голосом сказала  она,  медленно вернувшись и  сев  в  кресло.
- Я, наверное, утомила Вас, Фуад..


- Нет, что  Вы?..
- Потерпите.. Мне  осталось  совсем мало что Вам  рассказать. Через  два месяца,  когда я  впервые заметила, что  с  ней  творится что-то  странное, она неожиданно  вообще  перестала выходить  из  дома   С  ней  стали  твориться страшные  вещи.. Ей  постоянно слышался детский  плач.. Она вскакивала среди ночи и  выбегала из  квартиры прямо  босиком.. Билась в двери к  соседям и кричала,  чтобы  они вернули ей  ребёнка..  Это было невыносимо.. Сначала эти приступы  были кратковременными.. Потом она  не  выходила из  этого  состояния  часами.. днями.. Потом она  исчезла.. Дай  Бог  здоровья  моим соседям, тем самым, кому Лейла отдала  щенка и компьютер.. Это они  ходили в  полицию, обошли все  больницы,  морги. Как я ещё  не  умерла? – недоумённо  пожала  плечами Гямяр-ханум.. – Их  сын  сделал на  компьютере объявление. На  нём  была  фотография Лейлы, номера их  телефонов и  просьба  звонить  в любое  время  суток.. Через несколько  дней  им  позвонили.. Лейлу забрали в  сумасшедший  дом, после  того, как её  нашли  танцующей  посреди центральной  улицы..
    А  несколько дней  назад ко мне пришёл  Ибрагим.. Если бы я могла,  то убила бы  его  собственными руками.. Я рассказала  ему  и  про  аборт, и  про  то, что Лейла уже пол -  года   находится в  психиатрической  больнице.. Я позвонила соседке  и спросила  у Анара -  её  сына –   остался ли у  него  образец того объявления.. Он сказал,  что  готового образца нет, но если  нужно  он  распечатает  с компьютера.. Я  попросила его  срочно сделать это  и принести мне  одно  объявление.. Через  пару минут  Анар принёс  это  объявление.. Я  вручила листок Ибрагиму.. Пусть полюбуется на  то, что  натворил..  Он  ушёл и  больше  не  появлялся.. И слава Богу..
    Фуад не  знал как  ему поступить – сказать ли  о том, что человек,  покалечивший  Лейлу – мёртв? После  некоторого раздумья, он, всё-таки,  сказал.. Гямяр-ханум выслушала его молча, чуть  ли  не  затаив дыхание.. В  её  глазах Фуад  прочитал торжество…И  не  осудил  её  за  это..