Мастер и Маргарита

Боря Коган
                ВЕРА,  НАДЕЖДА,  ЛЮБОВЬ.
Очень трудно рассматривать роман Булгакова, как очередное произведение
искусства в области прозы, нет - это пророчество, ниспосланное свыше,
воплотившееся в хрестоматию Веры, Надежды и Любви. "Люди будут
смотреть на солнце через прозрачный кристалл" - говорит Йешуа, ибо
солнце и есть символ веры, господства Творца, дарующего свет всему
живому изо дня в день, из поколения в поколение. Вера - это абсолютное
отсутствие границ, неизмеримо приближающая человека к своему
Создателю. Именно поэтому говорит Йешуа, страх - один из самых
страшных пороков, ибо он отделяет человека от бесконечного света.
Страх есть противоположность любви, а вера - ее сестра.
Но есть и другая сторона - мир тьмы, который представляет Воланд.
Мастер живет в этом мире, он - подобие луны, отражающей свет солнца.
Он дарит свет миру, который окутала тьма, но, к сожалению, не может
вырваться из него и слиться с солнцем, таково его предназначение,
поэтому награда Мастера - это покой, а не свет. Мастер - это Надежда,
утешающая всех нищих и обездоленных, измученных и растоптанных. И так
рождается союз между Мастером и С-ной. Тьма, по воле Творца, не может
существовать без света луны, но и луна без тьмы была бы невидимой. А
свет, соединяющий солнце с луной, - это Любовь, которую представляет в
романе Маргарита. Йешуа, Мастер и Маргарита - это Вера, Надежда,
Любовь.
Но что же такое тьма? А тьма - это всего лишь отсутствие света. И
приходит она в тот момент, когда люди оставляют веру, погружаясь в
бездну своих пороков. Она приходит, как отражение внутреннего
состояния душ и, отражая его, воплощается в духовный облик С-ны,
который поражает всех, кто окутан тьмой.
Такова воля Творца, воздающего каждому по вере его и по его поступкам.
Кульминация этого вечного романа великий бал С-ны - это не вызывающее
сомнений свидетельство всех обитателей ада, провозглашающих победу
Духа и торжество Веры.
К сожалению, Михаил Афанасьевич наделил одноликий  облик С-ны несравнимым образом Творца, о котором сказал пророк Исайя: "создающий свет и творящий тьму, воцаряющий мир и творящий зло", и действительно, неужели С-не присуще прощать грехи, покровительствовать влюбленным, превознося верность и чистоту души, сострадать мученикам. Что не говори, но образ С-ны Булгакова не укладывается в рамки этого персонажа. Конечно же, было бы смехотворно нарядить  Самого Б-га в элегантный черный костюм и изобразить гуляющим по улицам Москвы. Но если не Б-г, тогда хотя бы Мессия должен был бы воплотиться в роль, которую Булгаков определил для своего
 С-ны. Только в этом случае, покой Мастеру и Маргарите, Мессии было бы необходимо создать в этом мире, а не только в раю. С другой стороны, воистину С-ной в романе является тот, кто окутал неверием и жестокостью этот низший из миров.