Письмо Шагалу

Боря Коган
   Марк Захарович, пишет Вам один из героев Ваших произведений, Вы же знаете, что они все живы и бессмертны, как и обещано им в нашей Святой Торе. И, как одному из персонажей, мне бы хотелось окинуть беглым взором то, что Вы отобразили на своих полотнах. В сущности, Вы вывернули наизнанку еврейскую душу, с ее бесконечно глубоким и многообразным миром, соединяющую микромир с макромиром, земную конкретность и небесное отсутствие всяких границ.
Вы вернули наизнанку душу Б-гом избранного народа и перенесли ее на свои картины.
Для любящего еврейского сердца не существует земных законов, оно живет в другом измерении, непостижимом для разума, вне законов гравитации, вне природы человеческого тела, в этом духовном измерении все цвета обретают иную окраску и, все несовместимое в материальном мире, находит бесконечные аспекты внутренних связей. Профиль коровы и человеческий профиль глядят друг на друга и не поймешь, где больше человеческих черт. Бородатые скрипачи, опираются на убогие лачуги своих еврейских местечек, а их музыка облетает весь мир, который постоянно открывает новые имена виртуозов. Курицы и петухи, похожие на жар-птиц, преданно оберегавшие от голода местечковую бедноту, заняли почетное место на многих Ваших картинах. Но и в избушки евреев порой приходила радость, когда рождался младенец. И лучи лампады озаряли весь дом, окрашивая каждую доску пола, в золотой цвет, который излучают лики святых. И, объятый трепетом, отец ребенка многозначительно возносил вверх указательный палец, дабы воцарить тишину. А вот корова, шагающая над городом, держа зонтик в "руке". Залито теплом сапфира ее Б-жественное "лицо". И вдруг меня осеняет мысль - ведь коровы не гуляют с зонтиками в руках. Но не понятно, что является более естественным - изображенная корова Марком Шагалом, или мое недоумение? Залитые синевой небосвода, гуляют по картинам Шагала еврейские матери, всю душу отдающие детям.
А вот - еврей, прижимающий к сердцу Тору, с глазами бездонной печали, а рядом теленок, утешающий его игрой на скрипке, вспоминающий жертвенник в Храме. Жертва - не меньше, чем сам человек, который по сути - такая же жертва, как петухи и телята, ибо быть жертвой означает отдать всего себя во имя любви к Пресвятому и во имя любви к человеку. Распятие Иисуса, как мне кажется, для Вас, Марк Захарович, нечто иное, чем очередной христианский мотив, по-моему, это жертвенность еврейского народа, терпящего нечеловеческие муки в течение двух тысяч лет, во имя существования всего мира. Одно из этих распятий - катастрофа евреев в годы второй мировой войны и, как на Вашей картине ("Исход"), именно, с флагом этого распятия происходит еврейский исход двадцатого века.