Заключение

Ирина Радунская
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончена книга. Многие люди сочиняли ее сюжет, чтобы ты, дорогой читатель, мог шагнуть в своем творчестве выше и дальше них. Потребовалось немало времени для того, чтобы рукопись превратилась в книгу. Закончив этот труд, автор ждет ответа читателя.
Сумела ли книга показать, что человеческое познание не имеет конца? Что бесконечно не только развитие науки, всей науки, науки в целом, но бесконечно и развитие каждой ее отдельной области. Бесконечны и возможности встреч разных научных направлений и рождение на этом пути новых непредвиденных направлений познания...
Любая кажущаяся узкой и ограниченной область науки имеет нечто общее с шагреневой кожей. Но шагреневая кожа Бальзака сжималась вслед за очередным свершением, сжималась, чтобы исчезнуть. Наука же с каждым свершением расширяется, и отдельные ее оазисы, рассеянные в пустыне незнания, постепенно растут, то почти незримо, то огромными скачками. Растут, смыкаются, перекрываются, превращая пески невежества в плодородную почву знания.
Но когда, наслаиваясь, пирамиды знания поднимаются к небесам, с их вершин видны бескрайние пространства неведомого мира, который еще ждет своих первопроходцев.
Первопроходцы идут, сменяя друг друга, опираясь на вторые эшелоны, закрепляющие и углубляющие их прорывы.
Поэтому автор не может пребывать в праздности. Закончив рукопись этой книги, он вновь посещает лаборатории, вновь читает научные журналы, стремясь отобрать самое интересное, самое впечатляющее. Отобрать то, что он в силах понять, опираясь на доброжелательную помощь своих друзей — ученых. Вновь часами сидит за столом, стараясь рассказать об этом интересно и понятно. Например, о фантастическом продвижении физиков в понимании явления «высокотемпературной» сверхпроводимости, начавшемся на рубеже 1987 года. И о синтезе в Дубне 110 элемента таблицы Менделеева в августе этого же года и о синтезе 113-го элемента там же в 2003году.
Кончая эту рукопись и начиная новую, автор горячо благодарит не только сотрудников издательства и типографии, но и ученых, тех, с кем ему удалось поговорить, за их великий труд на благо человечества, за глубокое наслаждение, которое доставляют простому человеку тяжкие и сладкие усилия, необходимые для приобщения к плодам науки.
Эти плоды обильны, их хватит на все поколения жаждущих истины. Будущее принесет нам более фундаментальные знания, более плодотворные идеи, более глубокие мысли; еще сильнее будет мощь человеческого разума. Но мы не уйдем далеко, если не будем сверять наши шаги в будущее с опытом, с ошибками прошлого. Это и стало задачей книг цикла «Предчувствия и свершения».

На дворе- XXI век. Бурное начало!
Ни один век не начинался с таким напором, с такими разочарованиями и такими обещаниями.
Какие предчувствия оправдались, какие свершения вселили надежду на светлое будущее человечества?
Сегодня — время осмыслить прошлое, извлечь из него все полезное, отбросить вредное.
Трилогия "Предчувствия и свершения" в канун нового столетия подводит итоги интеллектуальным достижениям человечества, старается угадать их развитие в будущем. Проводит анализ научных предчувствий и пытается оценить свершения, которые подарили нам предшественники. Те, кто поднял нас на свои плечи, чтобы мы смогли видеть дальше них.
Автор трилогии, завершая третий том, уверен и. хочет уверить читателя в том, что и сегодня ни одно из предчувствий ученых, которые разгадывали тайны: Вселенной в предшествующие века, не оказалось лишним, ненужным. Все исследования имели смысл: они либо нащупали правильный ответ на поставленный вопрос, либо отбросили ошибочные варианты, а следовательно вышли на более прямой путь к истине. На каких-то перекрестках истории они вывесили указатели: "Пути нет", "Тупик" или "Горячо", "Путь к цели".
Ничто не пропало даром. Все пригодилось при переборе вариантов, столкновении мнений, дало толчок новым мыслям, догадкам, возбудили азарт к новым поискам, новым попыткам. Подстегнули игру ума...
Автор хочет обратить внимание читателя на особую композицию трилогии. Это не хронологическое изложение истории мысли в области натуральной философии /физике/, космологии, астрономии, математике и других основополагающих современных областях знания. Нет! Книги трилогии "Предчувствия и свершения", "Великие ошибки", "Призраки", "Единство" — это как бы три круга "ада" познания. Три ступени, три уровня научной цивилизации.
"Великие ошибки" иллюстрируют заблуждения ученых в результате незрелого научного опыта. Еще нет у науки такого мощного орудия познания как целенаправленный эксперимент. Не нащупан верный критерий в отсеве ложного от истинного. Только Ньютон научит верному методу: начинать с эксперимента, результат проверять теорией и делать вывод после проверочного эксперимента.
Первый том рисует атмосферу интуитивного нащупывания истины.
Второе, "Призраки", это как бы следующий этап созревания ищущей мысли, когда к интуиции подключается воображение. Ученый целенаправленно ищет математическую модель исследуемого явления, привлекает аналогию из других областей знания. Это второй круг "ада познания" более высокий уровень квалификации исследователей. "Призраки" рассказывают о снах, которые умеют видеть ученые, чтобы представить то, что нельзя наблюдать. Они судят о жизни невидимого атома и далекого космоса.
И, наконец, третий том, "Единство" выводит читателя на современный уровень духовной зрелости человеческого интеллекта: осознание единства природы, а следовательно, единства законов природы. Саедствие-возможность штурма очередных проблем: привлечением методов и знаний, добытых в других областях науки.
Отсюда и разные стили в изложении книг трилогии.
"Великие ошибки" написаны легким, почти сказочным языком. "Призраки" учитывают то, что читатель подрос, возмужал, поумнел в процессе чтения первой книги и ему можно доверить серьезные проблемы. Он уже более опытен, искушен в понимании драмы идей.
"Единство" —- равноправный разговор с читателем. Автор призывает читателя включиться в битву за истинное знание, за построение современной духовкой цивилизации. Надежда, расчет на то, что читатель посвятит свой интеллект  разгадке, еще неразгаданных тайн природы.
Автор надеется, что после прочтения трилогии молодой человек
будет готов к самостоятельной творческой деятельности к зрелому мышлению. Он постигнет логику науки, включится в трудную, увлекательную, всепоглощающую работу ума — познание мира.
Он овладеет новыми, еще не известными правилами игры, Игры Природы.

Москва,8 феврали 2004 года