Князь Мышкин

Боря Коган
               
 Ключ к разгадке главной темы романа Достоевского "Идиот" скрывается в
вопросе: "А был ли князь Мышкин идиотом? На первый взгляд князь
производит впечатление юродивого Но назвать юродивого идиотом было бы,
по крайней мере, опрометчиво. Юродивый есть воплощение наивности,
непорочности и необычайной проницательности. И в действительно
всепроникающий, всевидящий взгляд главного героя не вызывает никаких
сомнений. Он шокирует читателя своим предсказанием убийства Настасьи
Филипповны Рогожиным - таков этот князь-"недотепа". Да, необычайной
проницательности ему не занимать. Однако, что касается непорочности,
требует глубинного анализа и подвергает сомнению, что речь идет о
настоящем юродивом. Но если это так, что заставляет ему рядиться в
юродивого? А тайна здесь довольно проста - нет более удобной позиции,
чем выглядеть наивным и "неуклюжим", когда на поле сражения душевных
эмоций животные инстинкты человека вступают в бой с неописуемо
завышенными моральными ценностями христианства. "Если бьют по одной
щеке - подставь другую". разве выполнимо такое предписание для
среднего мещанина, не достигшего великой духовной свободы и смирения?
Князь воистину верит во все идеалы христианства и страстно желает
следовать им, но сила животного начала не менее яростна в нем. Он
живет на стыке сражения двух начал, в бесконечном, сводящем с ума,
конфликте. Как затравленная мышь, князь мечется от одной половины
своей души к другой, и ни одну из них он не способен превозмочь, тем
более - соединить оба начала, что противоречило бы христианским
воззрениям. И каждый раз, когда проявляется в нем мышкин, князь
принимает роль юродивого, дабы снять с себя ответственность. В
особенности наглядно его конфликт разворачивается в сфере любви,
которая также двойственна, как и душевная сущность. Девственница Аглая
и роковая женщина Настасья Филипповна символизируют две силы
беспокойной души князя Мышкина. Он сам признается, что любит обоих,
душевную чистоту и страсть огненных глаз. До чего острая боль в этой
неполноценной любви, столкнувшей плотские чувства и идеализированную
чистоту, которая на поверку оказывается не такой уж и чистой. А
спасение князя приходит извне - Рогожин, грубый русский мужик, с
которым побратался Мышкин, совершает все за него, а затем стелит обоим
у подножия кровати, на которой покоится тело убитой Настасьи
Филипповны. И князь ложится рядом с убийцей, руками которого он решил
свой конфликт. Теперь князь свободен от страсти и плотской любви,
теперь он по-настоящему идиот, оторвавшийся от земли, но не сумевший
взлететь над своей животной природой. Князь - идиот, смотрящий на
Альпы в бесконечную даль, где, наверное, существует настоящий покой от
всех земных конфликтов.