Фанни и Александр

Боря Коган
               

Фильм Ингмара Бергмана "Фанни и Александр" – одно из лучших произведений искусства двадцатого века. Почти невозможно выделить главную тему этого произведения, не потому что ее нет, а вследствие того, что фильм необъятен по своей многоплановости, по бесчисленным нюансам, отраженным в фильме. Автор, глазами маленького и тонко чувствующего Александра, созерцает и воплощает на экране  бесконечно пестрый и многослойный мир, а, точнее, миры, существующие параллельно, почти не соприкасаясь друг с другом. Дом, где родился Александр, - это светский мир, с его непрекращаемой игрой, интригами и легкомыслием, с его праздниками, вселяющими надежду и радость, с его несчастиями, заставляющими на какое-то время задуматься о смысле бытия, с его удачами и мелкими горестями, которые разбавляются в общей суете этого мира, который мчится, словно карусель неведомо куда и движимая неизвестно кем.
Но беззаботный мир своего дома для Фанни и Александра неожиданно исчезает, превратившись в противоположный мир дома священника, за которого выходит замуж их овдовевшая мать. Мир этого нового дома дышал средневековьем. Детей окутал дух холодного аскетизма, доходящего до крайней жестокости. Это был мир зла, пришедший из времен инквизиции. А, главное, не существовало никакой связи с их родным домом, дети, словно попали в параллельный мир, о котором ничего не знали.
Но вот, неожиданно приходит спасение – старый друг их бабушки, Ицхак, хитростью и силой молитвы, крадет заточенных детей из дома священника и увозит к себе домой. Теперь глазам Фанни и Александра раскрывается новый мир, доселе им неизвестный.
Вместе с Ицхаком проживают двое его детей Аарон и Ишмаэль. В доме огромное количество кукол, которые служат Аарону для кукольных представлений. А Ишмаэль живет в запертой комнате и обладает сверхъестественными магическими способностями. Дом Ицхака кажется мрачным, в нем царит беспорядок, но самое главное, в нем царит непредсказуемость и таинство. Это мир искусства, переходящий в мистику и магию. Александр чувствует себя здесь неуютно и тревожно, особенно после всего пережитого. Но на деле, именно этот новый дом приносит детям полное спасение от угрозы священника. Встреча Александра с Ишмаэлем раздвигает перед Александром границы этого мира, позволив соприкоснуться с миром магии и телепатии, благодаря влиянию которых сгорает дом священника. Дух Ишмаэля побеждает материю и зло. Непостижимая, магическая сила добра таится в запертой комнате мироздания, дожидаясь своего часа, когда раскроется сокрытое, во имя избавления этого мира. Таков дом непонятных и отстраненных от всех евреев.
Нам неизвестно, что двигало автором при создании этого фильма. Быть может чувство вины за молодые годы, когда он был членом гитлерюгенда? Быть может факт, о котором писал еще Ницше, что вся мораль Европы, да и всего западного мира, имеет в своей основе еврейские корни? А быть может, как происходит со всеми гениальными произведениями, рукой Бергмана двигала рука Творца, пожелавшего приблизить к Себе весь мир идолопоклонников посредством евреев, которым были переданы Скрижали Завета и начертанные на них заповеди. Так или иначе, в своем фильме Бергман утверждает, что спасение мира от зла и жестокости придет через духовный мир евреев.