За армию За армию

Илья Соколов 3
   
   1.   Учебка! Учебка – шести месячные курсы.  Для обучения младшего командного состава.   Моя находилась на сорок девятом километре трассы Хабаровск - Комсомольск, на военном жаргоне так-же и называлась. Сорок девятый километор а как официально даже не запомнилось. Артиллерийская - вот и всё!
 2.   Войска основное место службы солдата, для меня это был артеллериский полк. Расположеный в пятистах метрах от стеллы города Петреопавлоска-Камчаиского.
 3.   Зборы!   - военные  один месяц.  Это  -  "зборы"   после трёх лет военной кафедры(на первом курсе военки небыло) между  четвёвтым и пятым курсом  института,  офицерские.     Есть такой городок - Бикинн на одноимёной речке в Хабаровском крае, вот там я  проходил эти "месячные".
 Итог.  Больше   РОДИНЕ    я непонадобился ни разу! до пенсии, и она родина в литце военкомата потеряла мою учётную карточку, я и не солдат вовсе а дым-призрак.
 4. .Не думаю что это приятное "чтиво"- эти воспоминания - но это моя жизнь.

  Армия, мой путь к тебе начинался через телевизор, передача «Служу Советскому Союзу» и через географическую карту, размеры страны,  впечатляют до сей поры. Империя!
Второй раз сильно задумался об армии в Семнадцать лет, поехал поступать в армейский вуз в Ленинград, точнее в его пригород, Зеленогорск.
 Я НЕ ПОСТУПИЛ, не то чтобы конкурс был большой, сто два человека на сто мест, не поступили два гражданских человека.
  И сразу вспомнился анекдот: папа? А я майором стану, конечно, сынок, а генералом. Да  ну а мАршелом!  Нет, сынок, у маршалов свои дети есть,  не быть тебе маршалом
 Ещё там, на экзаменах я ощутил подвох, по физкультуре мне поставили четыре! Нонсенс, у меня бала такая подготовка что я не задумываясь дрался всю сознательную жизнь с любым противником, четко зная что мне делать.. 
 Не поступил я, и слава Богу, под ковёрная борьба не для меня.
 Через два года ушёл в армию, заплатив деньги за снятия с меня брони от армии. Работал на военном заводе.
 Призвался в мае, за три дня до девятнадцати лет.

 Красивое утро, вечером были гости, проводы в армию. В девять утра, сбор в военкомате, в десять вылет, полёт навстречу солнцу, ЯРКИЙ И КРАСОЧНЫЙ, прилёт в Хабаровск.
 В аэропорт нас побоялись, заводить. Привели на  площадку для разгрузки бетонных  плит, обычный трёх метровый забор аэродрома, дорога, и сложенные в два человеческих роста дорожные плиты.
 Для приёма больших самолётов, нужна большая взлётная площадка, вот и навозят огромное количество плит.
 В этот бетонный карман поместили нашу команду, пятьдесят – семьдесят человек, еще не солдат, уже не гражданских людей.
 Следом приводят ещё одну команду призывников, дагестанцев, также пятьдесят – семьдесят мальчишек, к ним выплыли от куда то два аборигена, кавказкой наружности.   
     Организовали молодёжь, на лезгинку, Я хлопал в ладоши восхищенный с какой энергетикой они танцуют, как меня всё это завораживает, объединяет с танцующими.
 Если умел, встал бы к  ним в круг, но, увы, я остался только зрителем.
 Подошёл КамАЗ и нашу команду стали грузить в него, я шел, где то пятым от последнего, когда эти танцующие ребята, полу кольцом охватили наш КамАЗ и последнему ребятёнку с бумажной пульки стреляют, в ухо, с резинки на пальцах.
 По пацанячему сказать, задираются, всём всё ясно и понятно, БЕЗ СЛОВ, ору во всё глотку: Крымчаке! Вылась из Камаза, тут от нас что-то хотят! Меня обходили и продолжали садиться в КамАЗ ребята, и не один не осмелился вылезти на драку! Остались в вдвоём против, толпы людей   я начел     драку,   не как не ожидал, что мои земляки, зная почти все друг друга не выйти драться. Нонсенс.
 
   Крымчан хватило только на организацию совместной попойки в самолёте дешевой бормотухи.   Ещё и из за этого случая после армии я не вернулся в Крым, быдлом жить -  серостью бессловесной неохота, себя не уважать!    Мне гораздо ближе дагестанцы по свободе духа. Какой в Совхозе культ начальничка-феодала развит "жуть", любой начальничек уже   КНЯЗЬ - удельный! Все остальные его рабы

 И так, одного – трёх, уработаю в лёгкую, дальше что?    Бегу куда?    С лева забор, справа плиты, у меня даже документов нет. Паспорт здал,военник у офицера, принимаю решение защищать спину плитами, лицо первым попавшимся, качая маятник, использовать как щит человека.
  Одного пропускаю, второго хватаю за грудки, плечом успокаивая его пыл преследователя. Шпанёнок барахтается, получая удары от своих.  Прокусывает он мне ухо, получая под дых локтём, небольшая пауза. Ситуация, противник не бежит попасть по нему сложно, еще и задачи даёт, маленько.
   Кульминация:   прибежавший офицер, стреляет, поверх голов с ракетницы, сноп искр, фейерверк днем, ракета от бетонных плит, много искр дала. Этой паузы мне достаточно добежать до КамАЗа. Но не все преследовали меня, за пинали под КамАЗ ещё одного Крымчанина, и стоят, веселятся, опять  хватаю кого-то за грудки, спиной к колесу. А противник не дерется, а хлопает по плечу:     ты молодэц, иды в машину мы не тронэм. прходы.
 Очень от души поблагодарил земляков, вместо  развлекаловки  получилась бойня. Разодранной курки, прокушенного уха не жаль, моральное оскорбление: и с этими солдатами мне служить!          У меня сейчас есть друзья дагестанцы, с Крыма нет.

 Хабаровская пересылка прошла как то не заметно, направили в учебку, артиллерийскую, судьба.                Полковая тоже незаметно прошла, запомнилась батарейная.
Захожу в маленькую комнату – канцелярия, табличка на двери, шесть офицеров  и я седьмой тесно, все смотрят  на тебя. Взрослые такие дядьки, один задаёт «идиотский» вопрос:      сколько будет два умножить на два, смеюсь в лицо всем, а сам балбес пытаюсь вспомнить доказательства, что будет пять.
Звучит команда – записать в разведку.
  Полдня ушло на подгонку формы,   хотя и не без смеха,   на гладильной доске глажу форму.   Заходит паренёк узбек, и очень серьёзным видом просит у меня:  дай тюг, пожимаю плечами и вопрошаю!   Тебе с какой? Левой или правой руки,   нэ мнэ тюг которым гладыш,            я тоже форму погладить хочу.
 В столовую строем.   Запах еды вызывал рвоту,    перловка ЭТО ругательное слово стало, лет на десять.
 День про кантовался не жрамши, утром адаптация прошла успешно.   Столовая рай.
 Второй день в армии как-то не задался, было не очень тепло, ветрено. Но больше всего не понравилось болото,  красивое да,   огромное да. 
 Но вылив с сапогов воду, сушится негде, полигон этого не предусматривает.
  Есть только, постоянно рвущейся трос, мишень по болоту тянущий, и наша задача его заменять, когда он рвется.
 В общем, на третий день,  утром на разводе я вспомнил фильм «Новые приключения Шурика» и сделал шаг в перёд, когда старшина, спросил за сантехника.
 Долго ждал старшину, трижды он обрывал меня, подожди. Вот сто двадцать человечей, получили задание, идем разбираться и мы. Одев на сапоги – чулки ОЗКА, идем в подвал: там характерный запах свежих, фекалий человеческих!
 Быстро ставлю диагноз, разрушена канализация, старшина поясняет: зимой перемёрзла труба, чистили ломом с крыши, калено с дырой в мою ладошку, маленькое такое. В трубу фекалий не попадает ни грамма,  всё на пол подвала льётся,  самотёком пробирается в колодец.
 Запасного калена, нет, и в ближайшей пятилетке не будет, зато узнаю много интересных подворотен полка. Токарка, слесарская, электрик, свинарник, клуб, соседний полк, всё рядом. Нахожу очень, широкую изоленту, сорок сантиметров, да две дощечки, законопачиваю ими дыру, изготовляя своеобразный хомут, на трубу. Ура! Урааа.. победа.
 Есть возможность сесть на лестнице в подвал, написать первое письмо, МАТЕРИ как уехал из дома, ещё не писал.
  Успел написать только три буквы. З д р.     авствуй мама, я люблю тебя. Тут - же вспоминаю, что мне девятнадцать     СЕГОДНЯ.
 Впрочем, такие бурные день рождения встречались и потом, но зто уже другие истории, а этот день добрался только до двенадцати дня.
  В раю подметил странность, во взводе у нас два дяденьки за два метра, садятся за стол, один к себе, жбан (кастрюлю) с первым, второй со вторым подвигают, наложат себе от души, а остальным что осталось. Как-то меня это покоробило, хоть и вонючая капуста с перловкой, жрать охота, не только хлеб.
 Стараюсь забежать, перве е их, и беру в руки половник,  дай говорят мне, а я отвечаю: возьми попробуй, один не поверил пошёл брать. Половник ни капельки не погнулся, об его лоб, я с оттяжкой ударил, чтоб не убить. Больше за своим столом я их не видал ни разу.
 Двухметровым дяденькам двойной паёк, положен по штату, наши офицеры на третий месяц это увидели, когда шишку на лбу заметили у бойца, он - же первый возле них стоит
 Вообще чем выше дяденька, тем зажигание, позже. Я уже курю, а он, только думать, начинает. Мои офицеры ни как понять не могли, почему они у меня всегда квадратное катят, круглое несут.
 У подвала вторая серия была, тело фекальное по подвалу текло, берега у арыка, не ровные и не глубоки, чистить надо. Доложил старшине об наболевшем, успокаивает он меня, у меня на это дело, дагестанские бойцы есть. А ребята ему в ответ, мая – твоя не понимает, приходит взводный, ответ тот - же, комбату ответили что больше трёх суток ареста он дать не имеет право, и вообще они ещё не солдаты – присяги не было ещё.
Дошло дело до полковника, замполита полка, одели на ребят ОЗКА, противогазы, ребята робют он с ними, сидит беседует, объясняет, он им они ему.
 Мы в армию пришли СЛУЖИТЬ а не говно черпать, он им объясняет,: что всё робить солдату нужно, а за отказ полковнику, не губа, а срок, дизбат.  Работы арык чистить мало, один базар, я давно по подвалу хожу. Трубы чеканю, со мной помощник с дагестанцев увязался,
 Нашли сгнившую трубу водостока с умывальника, нашей батареи. Водостоку нужна сварка для ремонта. Принимаю решение заглушить трубу, деревянным чопом, пошёл искать, с чего заделать затычку. Сделал, и чтоб не облачатся в ОЗКА, прошу этого Гену, забей в трубу. Халясо, бэз проблем. Сходил до старшины, обрисовал ситуацию, хочу помыть руки. И слышу, что чёп не вставлен, вода льётся в подвал.
А  из курилки гыр-гыр , не русская речь, в курилке все двенадцать Дагестанцев заседают, спрашиваю: Гена цвали, что-то не так? Пошто не заделал дело - чеп не забил. В ответ слышу, что он мой папа, и почему-то тряпка, для придания блеска способом натирания сапог, висит у меня на лбу. Бровью я успел повести, и повисла тишина, двенадцать пар глаз, замерли в ожидании моей реакции. Божья роса говорю, укладывая аккуратно тряпку на место.
 Наша команда призывников в учебке, была последней в весеннем призыве, другие уже по два-три месяца отслужили, старики, они всё знают. Вопрошаю у них, в батареи сто двадцать рыл, двенадцать держат всех в руках, в курилку с их разрешения ходим? Надо ставить на место Дагестан, ты начни мы поддержим.
 Ждать долго не пришлось, вечером вся батарея строем возвращается со столовой, дагестанцы как белые люди идут с «чипка» - кафе. Старшине это не понравилось, решил с ними строевой урок провести.
Я своим глазам не поверил, все дагестанцы на плацу, мой Гена кровать, топчет спиной, бегу к нему и вопрошаю когда он успел папой моим стать, одна его табуретка не выдержала бетонной стены, Гена после моего второго удара стал что-то кричать из- под кровати.
 А теперь представьте ситуацию: Гена верещит, море народу, почти вся Батарея набилась в кубрик, успокаивают истерику Гены.
Отпустили с плаца, остальных, ни бегут меж людей как по воде плывут, передвигая людей, иначе пройти не возможно, бегут спасать Гену.
 То что дальше происходило, не вышибчеш, все хором спасали Генины слезы, бить не кто ни кого не стал, меня как зачинщика драки, повели к комбату, чё ему лопотал, плохо помню, знаю что виновным Гену посчитали. Но Гена на всё это шибко обиделся, у него на этот счет, свой мнение было, отличное от ребят Дагестанцев.
 Три дня Гена душой болел, с кровати вставал только в туалет, пока комбат его в войска не отправил.
  Ну а меня ребята Дагестанцы три дня, зарэзать, обещали. Потом объяснять начали, что пришли СЛУЖИТЬ а не идиотов слушаться, для этого объединились. А Гена так, недавно с гор спустился.
 Давай в нашу ватагу, вместе всё вершить, дал я на то согласие, и правда вместе проще, как говорится и батьку бить.
  Но парадокс, то одну славянскую морду побили, то другу.
 Через три дня указал им на это, Серега Баранов хороший переговорщик, предлагает. Давай мы твой взвод не трогаем, ты всё остальные не вмешиваешься? На том и порешили. Роль серого кардинала у меня плохонько получилась, много ошибок не больших наделал.
 Например: запретил Вадиму стирать подворотнички чужие, наших  двух метровых дяденек, и пообещал им пластическую операцию носа. Все хорошо, но в умывальнике, через какое-то время опять его застою, за стиркой воротничков, вопрошаю, чьи! а он твои: я – же не давал тебе их стирать, а у тебя Валера есть, этого достаточно.
 И получилось как в анекдоте.
 Идёт Илья Муромец по лесу, глядь сидит Соловей разбойник за побитую голову держится. Соловушка кто тебя? Счас порву за тебя таторву! Да не надо Илюшенка я сам. А вослед приговаривает: как трезвый душа – человек, но как выпьет! Ни там сидиш, не то свистиш!!
 В общем к концу учебки друзей у меня не стало, роль серого кардинала не по мне.
    
  ОШИБКА.
Мы под богом ходим. Наш-то, тратим жизнь? Большой вопрос.
               

 В 1983 году закончил артеллерискую учебку, разведчик - младший сержант.

 В аттестате семнадцать дисциплин, ошиблись - читали шесть.
 С автомата стрелял два раза, с пушки М-20, один выстрел, ошибся я - хотел быть асом.    Чётко знаю, где лево, право с любого положения, - не ошибаюсь.
 Могу выиграть любое сражение - в пасочнице.

 Плац Части на Камчатке..Круглый приятный на вид, в красивой шинели, подполковник, построил нас, двенадцать младших сержантов, с утречка, после завтрака. 

 Солнце ярко светит, вулкан Авачинская Сопка над Петропавлоск - Камчатским  висит , мой папа видел этот пейзаж,  ровно двадцать лет назад, с другой стороны Авачинской бухты, не думаю что я ошибаюсь, хотя не разу небыл у подводников.

 Службы я не боялся, унижения презирал. Когда прозвучал вопрос начальника штаба, кто хочет служить в штабе полка, сделал шаг вперёд.
 Я в Расторгуеве - не ошибся, он мне крепко жизнь облегчил, по большому счёту я его не подвел.
 Ну а как писарь или секретчик, я был ни какой, он эту ошибку быстро понял - придумал, как меня использовать надо.

 Решил он себе, продвижение по службе устроить, прогреметь на весь округ. 
 Идею реализовать и не ошибся.
 Часть у нас кадрированая, что это значит. 
 Офицеров и солдат примерно поровну, а техники!
 Парк взглядом не охватишь, пушки, тягачи, машины, велосипеды, если не ошибаюсь и подгузники есть.
 Решили бункер построить, входит в бункер гражданский человек, выходит в форме - при шашке.

 Думаю это не ошибка. 

 Размеры хоть и большие у бупкера, двадцать метров на двенадцать, пушка 157 диаметра,  двенадцать метров, в собратом виде.
 Все это.

 Показуха.
 Дали мне двух солдат, моего призыва, да трёх салаг, послал на полигон сосны валить, благо апрель, тепло - в палатке.
 Приехали на полигон, а сосен нет, кустарник по грудь - ошибка вышла.
 Где  двадцати пяти метровые сосны спрятали и кто?      И что, и как?            

 Снегом засыпало сосны - копать надо.   Шесть метров откопаем, режем - день пройдёт два палена готово.
 Пришёл трактор, повыдёргивал наши бренна, два 131 ЗИЛ получилось - месяц парились -резали сосны.
 Зато летом - ржачь, едем по лесу, двадцать метров палка торчит, а дальше нет ни чего.  Прошёл великан лес подстриг одни макушки - чтоб светло было.
 Я не ошибаясь говорю - поставь бойцам задачу - до берлина дойдут при помощи кувалды и какой-то матери, ещё и пряники раздадут - "по шеям" называются, покультурному если.

 Пришёл май, разбили палатки возле котлована, с брёвен!! Сарай сделали, для приёма цемента.
 Ездим на 157 ЗИЛ,  бомбим здания полигона, доски, шифер на опалубку добываем - без ошибочно чужие разбераем! - Не нашего полка.
 Цемент всем полком собираем под транспортёрами, на цементном заводе всем полком, гравий шефы дали, песок сами возим, кругом подвиг!

 Лето быстро прошло, стены поставили, "полковника" - подполковник Расторгуев получил.

 Мы ОШИБЛИСЬ не намного      в размерах,      бетонного сарая, плиты перекрытия        НЕ лягут - весь труд насмарку.

 Да и как показало время, вся советская армия -  БОЛЬШАЯ ошибка.

 
 
                Войска.
         
 Учебка это одна армия. Войска – другая служба. В  учебке все равны, один призыв,   все  одногодки. Одна проблема. Только-то оторвались от мамкиной титьки. До спартанцев нам далеко. Лейтёхи старше на три - пять лет, зелень пузатая, тоже.  Балбесы кругом.
 Гибнет молодежь зеленая, по такой ерунде, больно вспоминать, оттолкнул от себя Андрея Щербакова, он и погиб. А я даже родителей его не знаю, да и че я им скажу? Что мне самому надо было поддержку сильной личности, поэтому бросил его, ну я же не мать Тереза, не могу людей за собой вести. Сейчас веду и то маленько, раньше больше было.
  Прости меня Андрей.
 Армейские законы нарушал, КАЮСЬ, грешен я, в основном, ради живота. Так – как нас кормили! Срам.
  Лучше любого амереканоса  разложили -  оттолкнуло молодёжь от службы
. Армию, кормить, надо, а не делать вид, что кормите.
  Я деньги заплатил, чтоб в армию сходить ,полгода хватило, чтоб у меня решение на сто восемьдесят градусов поменялось.
 Грешил ради досуга, сбегал с части в театр, библиотеку, на танцы, к девчонке ходил в самоходы, в заводскую столовую збегал, тоже.
  КАЮСЬ,  но не сожалею.
 Вот прапорщика, крепко ударил,  но заслужил он:    мне  нельзя   самосуд чинить, гордыня обуяла меня, кража казенного приёмника опять же за ним.
 Тогда он тридцати пятилетний пенсионер  «прапорщики в тридцать три года на пенсию по северным, выходят», таким старым, порожным казался. А на самом деле? Что он кроме армии видел, салага!.
  Ну ты меня прости пожалуйста, господин прапорщик, у меня нет на тебя зла.! Мы учились жить.
 Начальник штаба Расторгуев, о! крученый мужик, кому грехи замаливать надо, так это ему. Научил меня не одному красивому правилу.
 Где взял, там положи чужую вещь, думать надо головой, той - что на плечах, а не в штанах, осторожности учил он.
 Спасибо ему за учёбу, за то, что к себе в штаб взял служить. Свободу дал от порядков армейских.
 Простите! меня люди добрые за труд мой армейский, я строил бетонные стены, как мог. Столько ошибок наделал, не дай Бог. А ведь повторил армейские ошибки  и на гражданке.       И в войсках пришлось с Дагестанцем Рамисом спиной к спине стоять - на толпу подростков в глаза смотреть, драки не равной ни пугаясь. БОГ душу не выдаст - черту с ней ни когда не совладать.               
  Мы под богом ходим. На что тратим жизнь? Большой вопрос.

                Всем служившим, и не служившим в советской армии
Спасибо армейскому нашему «Паганини» - Габиль. За учёбу жесткую, РОВНЮ в друзья выбирай, с ней общайся, нечего к сильным липнуть, сам мужик.
  Габиль закончив Бакинскую консерваторию по классу, скрипка, ушёл в армию, в возрасте двадцать шесть лет. Чтоб не оженил его отец.
 Хотел он, после армии, вернуться на Камчатку, организовать консерваторию в Петропавловске.
 Рассказал очень умную побасенку. Возьмем, по пятьдесят саженцев дерева, и посадим на пяти сотках, и на пяти гектарах, по пятьдесят саженцев посади. Каждое ли дерево вырастет огромным, у кого больше шансов?
 Оттолкнувшись от этого рассуждения, поехал в Томск, а не в Крым, а хотел в Таллинн.   
Кирюхе.  Спасибо за учёбу,  доброты, дело надо делать, чтобы память о тебе была.
  Он добровольно, перед дембелем, белил потолок. Я через год тоже.
 Алик Тазеев  Большой вор и  пройдоха!  перехитривший и переигравший  меня.  Поставил фингал мне под глаз, объединившись с Борей.
 Ты в свинстве первым был, я признаю своё поражение, и я был поросенком, глядя на тебя, вся грязь моя, лезла наружу.   Слава Богу от меня досталось одному Алексею.
     Извини Алексей за мою слабость, ты меня сильно уважал, а я тебя подвёл.
Прости меня! пожалуйста.
Своё личное написал, вернусь к ВОЙСКАМ.
 Итак, войска, куда я попал! За «ошибку» я уже писал, охота написать больше.
Часть куда я попал , была кадрирования, то есть техники такое море, жуть. Офицеров и солдат – сержантов, примерно поровну. Триста девяносто пять солдат, четыреста человек прапорщики – офицеры. Вот и весь полк. Начнись заварушка, мы должны пятнадцать километров от города от ехать, и в одиннадцать раз увеличится за счет мобилизации, развернуть маленькие длинные, двенадцати метровые орудия, способные стрелять маленькими ядерными снарядами. Перекрыть вход в Авачинскую бухту.
  У нас часто были «нежданно тревоги» в полгода рас, не знали, правда секунды мы, когда прозвучит команда, Пятёрку чтобы получить за выезд по тревоге, Нужно тридцать процентов техники из парка за ворота вывести, и растянуть до полигона.
 Полный праздник, когда три пушки развернём, по бочкам в океана, стрелять начнём. Но это раз в год. Радовали и вселяли надежду офицеры Авганцы, на глаз, с помощью расчётов на сапоге, управляли снарядами, опыт. Сейчас думаю! они делали самые простейшие манипуляции, с огнём батареи.
 Была у нас одна настоящая тревога – боевая, помните в 83 году, Боинг Южно Корейский пассажирский сбили! Когда он летел в сторону Камчатки, нам объявили тревогу. Только наш тягач и дошёл, до бункера. Новый тягач, три дня назад полученный, не тош-то старьё наше, прошлогоднее (год -.пять. назад, полученное)
 Красиво получилось, в смысле , природа Камчатки, пять дней любовались, пока до нас техника дойти смогла. Когда тревогу объявляли, пурга началась, вот нас и завалило снегом. Ключи, правда, у меня, от першей двери были, да и щель в больших воротах. Тока -  маленькая, что бойцу нагибаться приходится, чтоб прелесть. Ключи нужны машину комполка, запустить, вовнутрь бункера, дальше еще двери есть, но у меня по штату от них нет ключей. Так и ночевали в гараже, а чё не дует и ладно, на улице минус пять, а у нас Ташкент, минус четыре. Дров опять - же полно, столько хламу  на месяц жечь  хватит , картонных коробок   , карты опять-же с них сделали –досуг, колода правда сантиметров пятьдесят – семьдесят высотой получается.
 Сух паёк, на три дня положен, мы люби бывалые, с мешком на хлеб завод, к друзьям заглянули, так - что чаёк – вторичёк было с чем выпить. Да и деды куркули, кто банку сгущёнки в столовой с рулил, а кто и тушёнки, я икры. На всю жизнь самоё большое лакомство – бутерброд, булку горячего     хлеба на пополам, четверть банки икры с верху, да ежели чайком живот залить, день сытый будешь.
  В общем на пятый день совет держали, на сколько частей последних две булки хлеба, делить.  Одиннадцать человек, решили ждать и делить оставшийся хлеб на три дня , я был категорически против.       
Я много раз в школе видел карту Советского Союза, есть там и карта Камчатки, но и планшеты видел офицерские, несколько раз, яж разведчик. Зрительно помню, и схему нарисовал где мы, если вдоль моря идти, через пять – шесть километров, пехотный посёлок Чапаевской дивизии развёрнут.
  Снега мало ещё, по грудь, дойдём, одеты классно, хоть на снегу спи, дембеля!
  Были –бы патроны! Перестрелял всех не согласных, так злой и пошёл один, взял свою трёх дневную пайку да пустую консервную банку, кипяток пить. Автомат дубиной мотается, штык нож заточен, как  у грозного Абрека, эти в армию служить идут. Вы за чем?   А славяне? Не знаю.
 И получилось, как в начале, большой войны, пушки здесь, снаряды там, самолёты под Брестом,  керосин на Урал поехал, ть-фу.
 На третий день нашего сидения пурга улеглась, на пятый до чего яркое, красочное солнце над белой пустыней взошло, невероятная красота, ели да сопки кругом. Пошёл я.
 Проваливается по пояс в снег, долго не пришлось.  Метров пятьсот, я ещё в лесу заметил, чем дальше от ёлки, тем крепче наст. Так и пошёл зигзагами, по открытым местам, держа направление на восток, Два или три раза, кипятил себе воду на сухой хвое, прежде чем услышал звук проехавшего тягача, начался шум где-то с лева, справа исчез.
  Ободрил он меня сильно, еще четыре часа показались   мне просто прогулкой. И  путём к свободе.
  Гараж хоть и большой десять на десять метров, но это всё ровно клетка, как космический корабль. Полёт проходит нормально, выйти можно только до ветра. Лес рядом, но каждый выход карается снегом, проваливаясь по пояс, тропа твоя тут же заметается.
 Через три дня мы уже  друг на друга, смотреть не могли, по разным углам забились, группами байки баем.
 Дорога, на которую вышел! Многим запомнилась. Куда идти? На лево, на право? Ка ка разница, всё дороги ведут в Крым, Григорий Потёмкин ещо казал.
« Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Светлейший князь. (родился 13.09.1739, село Чижово, близ Смоленска — 5 октября 1791, у села Пырлице (ныне Молдавия) умер. А 7 апреля 2010 Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический вернулся в свой дворец в Петербурге - поставили бюст знаменитого русского полководца и фаворита...
 От меня нижайший поклон - спасибо СВЕТЛЕЙШЕМУ.

 Пошёл в другу сторону от города, Чапаевцы ближе на этой дороге, так на ней чуть и не помер, под гусеницами.
 Снег до земли чистят роторы, два метра выпало, два накидали. Тоннель в снегу, поэтому и понять не мог, откуда звук шёл днём.
 Лог большенький с поворотом не большим, слышу и вижу, ГТТ летит, в поворот заехал и боком летит в меня, дорога четыре мера шириной или пять. А у  него длина не многим меньше, держи друг девять тон. Тут я всех вспомни и за маму и за папу, и ещё рогатого помянул.
 В зад бежать догонит лихач.
 Я в перёд - бежать, ротор скорость гасил. в бок чуть съехал ниша образовалась.     А трактор зараза чуть из низа вышел, ровно встал. Холодком смерть прошлась мимо.
 Вижу, за ним газик идёт, вот ему и махать стал, не охота в консервной банке грохот слушать. В машине подполковник, лет сорока, не более.
  Докладываю подполковнику обстановку, что здесь сержант Пупкин делает, из всех благ только связь прошу и пить.
 Позвонив в часть узнаю, техника за нами, два часа как послана, ну а меня по каролевски на уазике персонально доставили в часть. Всё закончилась эпопея освобождением.


 Рассказ написан, и закончен, но кроме армии  ни  чёго не написано! НЕПОРЯДОК.

 Была удивительная природа Камчатки, не обмолвиться за неё слово не ВОЗМОЖНО, до того она яркая и красивая. Камчатку я видел восемь месяцев, из окна палатки и семь из окон казармы.
 Шо я знаю за природу Камчатскую? Считаю, что мало знаю.
 Точно знаю, что снега много, так много что мало кто видел столько снега, от сосен одни макушки остаются. Фотография есть, стою возле пяти этажной казармы летом, а зимой там же, но локтём на подоконник  четвёртого этажа облокачиваюсь, не напрягаясь. Фотография есть из палатки выползаю как из снежного бункера, в ноябре лег первый снег, толщиной  50-60 сантиметров.
 Циклоны бывают часто, три-четыре раза в год, циклон это когда сорвёт с тросов киоск союз печати, и словно мячик катает ветер его по городу. Или крышу драм театра набок сдувая. Но это летом. А зимой! когда одеваешь на себя плащ палатку поверх бушлата (фуфайки), чтоб дойти до столовой и выжать воду до трусов, в январе. 
 Или когда два шесдесят шестых связанных тросом, едут по асфальтовой дороге. Штурмуя снег, вытаскивая друг друга. От памятника до части, два час кряду, пробивая шестьсот метров пурги.
 Обилие снега зимой это следствие двух океанов Тихого и Охотского плюс вулканы , это всё даёт возможность ручейку, который перелетит курица летом, весной становится бурлящей рекой, ЕСТЬ ГДЕ КРАСНОЙ рыбе погулять, на нерест идя. Мальки потом в ручьях как короли растут, врагов нема - жратвы не съесть, кайфуй.
 Що ещё помню? Бассейн теплый, промеж сугробов снежных, Паратунка это прелесть, это река на Камчатке, образуется из теплых источников, да и деревня атапливается ими.
 Дважды туда в самоход ходил, бассейн пять на шесть метров, скамейки все в снегу - задницей  его разгребешь, посидишь маленько  -  покуришь. Да в воду опять, ну ещё отдыхающих поглазеешь, не зная, что со своими семейными трусами делать, парусят.
 Туда - сюда опять-же  гулять сходишь, автобуса поджидать. А мне всегда охота шашкой махать, шо - то робить.
  Денег нема у мужика,  к девчонкам приставать  несчем. Были б деньги! Каждые выходные ездил-бы, а так, не в деньгах счастье а в их наличии, библиотека и увсё, финита ля комедия, двадцатилетний мужик с руками - ногами порожний ходит, срам да и только большего позора не испытывал ни когда.
 Шести бальное землетрясение запомнилось, первое, в комнате без окон были. Три «старика» да я первогодок, чем-то очень оживлённо беседую старьё, на полуслове все бегут, я один стою, смотрю, как стены шатаются, думая, что глюки ловлю, за убежавшими вышел на улицу.   

 А там весь штаб, глазеет, как двух этажное здание качает.  Пятиэтажка - казарма наша!   Вообще «подпрыгивает», солдаты из неё ещё два часа выбегали, от малейшего шороха, благо молодые быстро бегают - давки не было, так только после потолок побелили - растрескалсь штукатурка маленько.

 Два балла землетрясения , еженедельно трясёт земля, шесть баллов, один  раз, в год  - полтора .
 Вулканы, сопки да Тихий океан помнится, величие во всём,    и гордость за Россию!
В июле раз на пляж Халатырский ходили, место на карте так называется, с лева от него Тихий океан, с право  опять Тихий же. Километров тридцать – сорок до него гуляли пёхом, с утречка.
 Название какое! Пляж КЛЯНУСЬ!  Бескрайний - в бинокль «пляж» оказался. Окромя чаек ни кого не видно, по карте сотни километров жилья нет. Купались в Тхом, с разбегу нырнёшь и туд-же на берег, фотографироваться, в позе, подойди, обниму. Человека три искупнулись, с десяти человек, вода круглый год, плюс четырнадцать, бр-р.
 Песку подивились, песок да песок чё ему ДИВИТСЯ, а он черный как смоль. Пепел. Из вулкана за года насыпал столько! Машина если застряла, буксовать нельзя, по мосты зароется за мгновения, ну а в море пепел в песок точится, вот такая земля Камчатская.

 Я в Казахстане родился – степь видел: Бабушка про дальний восток рассказывала, что в реке Амур рыба водица размером с бревно, на рыбалку можно с вилами! Ходить – не верил, пока сам вилами Горбушу не поймал с красной икрой. Я её раньше только в баночке пятидесяти громовой, на новый год не всегда видел. А с армии три литра икры и пять хвостов, приготовил. Ну а брёвен из рыбы, я не видел, не та река.
 На всю жизнь запомнил вкус, пяти минутной икры, выловишь – засолишь, через пять минут с хлебом большой ложкой обедаешь, вместо супа.
 
 Конечно, это время такое было, молодость и сила, три раза в этот год, день рождение справлял. Как с девчонкой познакомишься , так через неделю день рождение справляешь .
Ну а если серьёзно! Я в степи родился, в Таллине училище закончил, призвался с Симферополя в девятнадцать, полгода под Хабаровском отслужил. Камчатка благодатным местом казалась, родных почти не у кого нет, у всех на МАТЕРИКЕ живут, а тут  все аборигены в гостях, уехал и не сожалел ни разу о Камчатке, хоть и красиво очень.

              ЗБОРЫ.
Бикин или месячные!    Сборы офицерские для полнюханья ракет  ПВО.   Бикини речка така есть и город.  Посетил я эту землю Обетованную я в 1989 году благодаря офицерским сборам после четвёртого курса института.
Был я молод в это время - сильно молод,  двадцать шесть лет от роду!  Уже практически МУЖИК   да ещё и женатый,   вторым годом.      Осколки юности институтской  -  мгновения последних  дней безмятежной жизни  -  за пазухой  родительской.   Первая дочь на следующий год родилась, уже два года в браке - удачном,   люблю и сам любим. Вот такая обстановка была на тот момент а тут эти месячные - неохотно хоть и всё знакомо,  подъемы - разговоры - показы техники - треп за жизнь.          У чудил я следующие: подъемы устраивал себе сам, благо  бегать легко  сапоги не мешали - привычно - пять лет как не ношу портянки каждый день - так изредка в лес на даче.      Бегу сколько глаз хватает (бегу ногами - пока глаза не устанут пейзажи рассматривать) - утро красотища!   Птицы поют!   Солнце встаёт, вокруг  - ни души! Первых людей вижу возвращаясь к столовой!      Через два  - четыре часа набегавшись по полигону бескрайнему.
На месячные туда и обратно на паровозе - электрическом ехали.   БАЙКАЛ видели - подбегали к нему на полустанке, дорога мало чем запомнилась - пейзажи красивые -но однообразные БЕСКОНЕЧНЫЕ! Хотя природа конечно поменялась где-то под Читой жаром дышать на Сибиряков стала - степью запахло. Ну а Байкал просто синь бескрайняя!    На паровозе и то сколько мимо него шли, устали глазеть!
Бикин то-же жарой встретил нас, деревья не высоконькие -  !  Кедра - непривычно выглядит.  Как-то корежит  её,  нет пушистости - нежной ТОМСКОЙ!   зато вишня по краям леса растет - дичкой мелкой, ведро варенья домой привёз, майора взводного своего шибко - удивил.   Дело было и вправду дивное 89 год - всё по талонам страна жила, а сахар тем более, но женьжин молодых-красивых и в БИКИНЕ много!  На почте в очереди  с барышней обзнакомился,  позванить   вместе стояли ( раньше и в туалет по очереди ходили, в космос тиль-ки лётали - шастали регулярно без очереди,своей ).   Вижу дивчина полновата - не моем вкусе но молода!   Лет 18-19(несмышлёныш) не более, и на лицо приятна, гром-девка всё горит вокруг её, телефон мучает в один из городков-деревень родителям звонит.   Пытаю её замуж хоп - давай познакомлю, не ни с солдатом - почти с офицером - Стьюдент!    Черноволосый и стройный как кипарис во..! Еврей короче говоря - но зато умный! В частном доме угол снимала барышня, кухню летнею. А работала в кулинарии стряпухой,доступ к сахару имела,торты пекла.Вот на десять килограмм сахара торты и похудели в Бикине враз,как приспичило мне вкусного вишневого варенья сварить.
Разлив  Бикина запомнился огромный такой, из пятидесяти метровой речки разделась на десять км. Супер дождей "из ведра" не было, так просто, на улицу без зонта неделю выйти нельзя было.
На заставу ездили,где война была с Китайцами на острове Даманский!Запомнилось мёдом пахнушие берега Уссури, боль за погибшую заставу, да фразу брошенную ком заставы - что с той стороны погранцов нет Китайских на тристо вёрст - незачем, мы за них службу несём как будто у нас народу больше!
Ну и от самих сборов запомнилось - что ракеты паяльной лампой сушить можно, трубу сделав самому!В общем понюхали ракеты НОРМАЛЬНО.

Не ходите -девки замуж ни чё хорошего.Утром встанешь вся... голова взъерошена.Выразите мужики с под маминой юбки - всеровно это когдато делать придётся, мне так кажется что в армию сходить - это самый красивый - мужской путь, дерзайте!