Протестантизм и искусство смерти

Константин Матаков
Известный протестантский богослов Пауль Тиллих как-то сказал, что для него символом протестантского духа в искусстве является «Герника» Пикассо . Представьте себе: для православия символ искусства – это «Троица» преп. Андрея Рублева, для католиков – «Сикстинская Мадонна» Рафаэля (или «Пьета» Микеланджело), а для протестантов – ужасы и безобразия коммуниста Пикассо!  Но есть произведение, которое лучше отражает протес-тантизм, чем «Герника»: это – картина Рембрандта «Урок анатомии доктора Деймана» (1656) . По композиции эта картина напоминает известный шедевр Андреа Мантеньи «Мертвый Христос». На картине Мантеньи смерть Христа изображена довольно натуралистично, и кажется, что умер Бог. На картине Рембрандта анатомируют человека: с черепа снята кожа, и доктор показывает строение мозга. Кажется, что это протестанты анатомируют мертвого Бога. Скальпелем своего разума они разрезали Церковь и таинства, и уничтожили Бога в них: теперь они анатомируют Его и показывают это на публике. Существует и другая картина, свидетельствующая о протестантском видении мира: это «Притча о слепых» (1568) Питера Брейгеля Старшего . Все слепые на этой картине смотрят в разные стороны, напоминая многоголовое, безумное, обреченное на страдания чудовище. Это и есть потерявшая Бога протестантская церковь, где слепые ведут слепых, и каждый думает, что смотрит на своего «личного Иисуса», а в действительности не видит ничего.
Искусствовед О. Бенеш утверждает, что на картинах Брейгеля люди изображаются в виде манекенов с одними и теми же лицами, т.е. человек – это часть безликой массы, которая управляется законами часового механизма вселенной: «повседневная жизнь, страдания и радости человека протекают так, как предвычислено в этом часовом механизме» . Но это и есть концепция церкви в американском протестантизме, это и есть лицо американского протестанта. Еще в 1503 году Альбрехт Дюрер создал рисунок «Мертвый Христос в терновом венце» (хранится в Британском музее). На нем изображена бесконечная агония смерти, застывшие судороги Сущего, навсегда остано-вившаяся конвульсия Неба: белки глаз почти не видны из-под закрытых век, уста открыты в последнем крике Бога, - после этого воскресение невозможно, т.к. не будет «после». Это лицо реформации. Вскоре Грюневальд напишет свои знаменитые картины, в которых страдания Христа, - это страдания умирающего Бога,  покидающего Свою человеческую природу, а затем, - навсегда покинувшего Самого Себя в полной и окончательной смерти. В 19 веке бывший лютеранин, а впоследствии ученик Фейербаха и анархист Макс Штирнер напишет: «У врат нового мира стоит «богочеловек». Рассыплется ли в прах в конце этой эпохи Бог в богочеловеке, и может ли действительно умереть богочеловек, если умрет в нем только Бог? Над этим вопросом не задумывались и считали, что покончили с ним, проведя победоносно до конца работу просвещения – преодоления Бога, не заметив .. что человек убил Бога, чтобы отныне стать «единым Богом на небесах». Потустороннее вне нас уничтожено, но потустороннее в нас стало новым небом. И оно призывает нас к новому сокрушению его .. Как можете вы верить, что мертв богочеловек, пока не умрет в нем, кроме Бога, также и человек?» . Перед нами не что иное, как ужасающе правдивый комментарий к Грюневальду и к  жизни протестантского человечества.