Гейдрих

Владимир Поликарпов
У меня есть два канала получения информации о Германии. Первый – мой отец. Он долго служил в ГДР военным советником. Его уволили из армии во времена хрущёвского сокращения. (Я очень поздний ребёнок). Он служил в Цито. Это близко от Чехословакии. Он жил и работал среди немцев. Он носил немецкую форму. Он проявил интерес к этой стране и её недавней истории. Он говорил с немцами, а все они жили при Гитлере, многие уже тогда занимали определённое положение в обществе. Таким образом, используя метод интервью, как я бы сказал, он собрал уникальный материал.
Кроме того, он был политработником. А это очень тесно было связано с гэдээровской контрразведкой. А контрразведка, как и разведка, предпочитают знать правду, как оно есть. Иначе они обречены.
Когда его сократили из армии, он, получая приличную пенсию, сел писать книгу. Так прошёл год или два, но, наконец, он понял, что не сможет так жить, и устроился на работу на кафедру политэкономии БГУ, где и работал до пенсии.
Время от времени он возвращался к своей книге, продолжая над ней работать. Это было вроде хобби.
Наконец, когда я был уже подростком, я спросил у него, что он пишет? И он мне сказал: я знаю, что Гейдриха убили потому, что он что-то знал о Канарисе.
- Что именно?
- Трудный вопрос. Но Гейдрих зацепился за то, что Абвер снабжал политическое руководство Рейха не просто неверной информацией, а дезинформацией, подталкивая Гитлера к войне с СССР. Иногда они просто читали советские газеты, меняли плюс на минус и составляли разведывательные отчёты. Мало того, когда велась война Гитлер и его окружение вообще ничего не знали о противнике. Они, так же как и ОКВ получали сюрприз за сюрпризом. Так к войне не готовятся. А Гитлер думал, что был готов. В общем, Гейдрих поручил кому-то, скорее всего В. Шелленбергу незаметно провести расследование. Англичане узнали об этом и т.к. Канарис был их самым ценным агентом, послали группу коммандос и убрали Гейдриха.
- Почему Гейдрих сразу не сообщил Гитлеру о подозрениях?
- Нельзя. Это слишком серьёзно. Нужны факты. А потом не успел.
Вот примерно такой разговор у нас состоялся. Я ему сказал, никто никогда не опубликует такую книгу. Разве что на Западе. Он мне ответил, что уже давно это понял.
Он умер в 1988 г. В возрасте 73 лет. В последние годы жизни он не обращался ни к этой теме, ни к этой книге. Однако этот факт, и ещё очень многое, о чём он попутно говорил, остались у меня в памяти.
Второй канал создан моими собственными усилиями. Помимо изучения источников я, главным образом, сосредоточился на методе интервью.
Разумеется, вступая в длинные и подробные разговоры с разными немцами, я затрагивал тему Гейдриха. Да, со времён моего отца ничего не изменилось. Достаточно компетентные люди подтверждают эту версию.