I
Неопределенность мистицизма как основная сила религии
В отличие от прошлой советской системы, настоящее положение стремящегося к демократии общества позволяет нам говорить о христианстве не только как об одной из значимых мировых религий, но и высказывать в адрес религий вообще различного характера критические замечания.
Во многом полезное стремление к истине, отчасти признаваемое многими, при определенных обстоятельствах напротив может вызвать только негодование. Особенно это касается того, когда пытаешься исследовать истоки и причины возникновения самой религии, ее историю и конечную победу над человеческим разумом.
При этом вопрос усугубляется тем, что теперь многие выпады против религии, в том числе и научные, воспринимаются как стремление вовсе уничтожить ее философского влияния над разумом людей. Конечно, в определенном смысле снятие ореола таинственности несколько отрезвляюще действует на слепое поклонение и приводит к некоторым вопросам. Подобные сомнения, естественно, трактуются отцами церкви как греховные.
Мы думаем, что в первую очередь именно мистический ореол религиозных учений является одной из составляющей стойкого и непобедимого влияния их на человеческую природу. Пока существует тайна, влияние религии будет огромным.
Но что даст развенчание ореола таинственности? Возможно сам путь к этому таит в себе приобретение таких знаний, при которых сила влияние религиозных доктрин значительно уменьшится.
Нашей вины не может быть в том, что любая попытка подойти вплотную к вопросу вскрытия глубинных причин любой религии действительно наводит на определенные мысли, граничащие с признанием уменьшения ее влияния на человеческие массы.
С другой стороны, известно мнение, что истинно нравственному человеку вера сама по себе не нужна. Следовательно, религия необходима тем, кто чувствует свою греховность и слаб духом.
Относительно нашей точки зрения, которую более полно мы постараемся изложить ниже, предположение о полном разрушении религиозных мотивов неверно, или частично не правильно. По нашему мнению, любое темное пятно в подобной тонкой области, которое часто затыкают верой в непостижимое, само по себе говорит скорее о действительной шаткости общепринятого положения религиозных учений.
Настали времена, когда теории по трактовке религии и сопутствующих ей символов в погоне за оригинальностью приобрели вид изощренных философских фантазий. В этом плане сразу отметим, что наши размышления не претендует на чистую оригинальность. Некоторые моменты, которые мы затрагиваем, общеизвестны, они были высказаны не однажды и довольно давно.
Мы предприняли попытку связать многие интересные открытия и на основе такого синтеза вывести определенные интересные закономерности и выводы.
Нам хорошо известно, что бывают такие жизненные ситуации, когда вне зависимости от научных пристрастий каждый из нас обращается к некоему «высшему началу». Признаемся откровенно, ход наших размышлений не преследует цель опорочить религию, а состоит в поиске ее действительного призвания и значения.
Об этом также не мало сказано и написано, мы хотим лишь предложить свой взгляд на этот вопрос, однажды нами увиденный.
В данном случае нами движет интерес чистого понимания места религии в механизме деятельности человеческого разума.
Иными словами, мы не стараемся отрицать существование принимаемого многими так называемого «Бога». Принимая во внимание совокупность множества имеющихся данных, свою задачу мы определяем так, что в привычном изображении и понимании божественного начала нам открылось несколько иное, символическое понимание.
Наши размышления будут иметь более простой смысл для понимания, нежели другие теории, а потому, может быть, не заслуживающее доверия. Однако, такое понимание гораздо сложнее для следования открывающимся принципам.
По этой причине, оно не может иметь больше приверженцев, нежели привычное библейское понимание.
В связи с этим вспоминается полная символизма фраза из Нового Завета: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатым войти в Царство Божье».
Продолжение следует ...