Утка по-пекински. Часть 14-2. Пекин. Великая Стена

Ирина Фетисова-Мюллерсон
Когда я открыла глаза, то увидела её, Стену.

Теперь я могу судить не понаслышке о том, что это действительно грандиозное сооружение, которое поражает и воображение и мысли, особенно целенаправленностью и инженерным мышлением зодчих тех давних времен. Ведь это надо же было такое придумать, чтобы отделить свыше 5 000 км китайских, и без того труднопреодолимых, почти непроходимых гор от всего света? В китайских источниках длина стены варьируется в цифрах, но раньше она была гораздо длиннее, простиралась и за границы Китая, блуждая в его глубинах скручиваясь и раскручиваясь в разных направлениях. Наше путешествие в прошлое было долгожданным — своими глазами увидеть одно из чудес света было чудом для меня, боровшуюся за свою жизнь в прошлом году — и это была мечта, поддерживающая меня в тяжкое время — подняться на Великую Стену. И вот я застыла у её подножия, рассматривая древние камни, из которых она была возведена тысячелетия назад — по коже дрожь прошла, как рябь по воде — вот она, жизнь, застывшая в камне! В начале дневника я сказала, что не поднявшись на Великую Стену нельзя считать себя побывавшим в Китае. Китайцы утверждают, что тот не герой, кто не взобрался на Великую Стену. Так что я стояла и готовилась к подвигу с точки зрения местного населения (ему видней), а роль героини мне и вправду подходила (тут мне видней).

Представьте себе, что вы стоите в таком месте, что куда ни глянь, хоть на все четыре стороны света, всё что вас окружает это горы, возвышенности и косогоры, утопающие в нежной прозрачной дымке октябрьского утра. Теперь представьте, что через сами горы, через древние ели и кустарники, подёрнутые красновато-жёлтым на фоне зелёных ещё листьев, через откровенно багряные заросли акаций, на фоне отчаянно голубого неба в отблесках солнца, пролегает серая, изгибающаяся, как змея, хребтистая, как хвост дракона, стена, которая притяжением чуда манит к себе людей со всего света.

Теперь попробуйте представить себе человека с поэтическим складом характера, восторженного, благодарного, абсорбирующего красоту как лакмусовая бумага — и вот перед вами я, готовящаяся стать героем Китая, пускай лишь только и на несколько часов.
Стена принимает всех — тут и старики, и дети, и калеки, и пышущие здоровьем, тут и свои, и иностранцы (своих в миллион раз больше). Дорога ведет вверх и вверх, на вершину горы — то прямая, то изгибистая, то покрытая ступеньками, но везде есть перила, особенно в середине круто поднимающихся вверх ступеней. Вместе с входными билетами вы приобретаете и страховку жизни, на случай... на всякий несчастный случай. Недавно со стены упал мальчик, так пока его хватились, пока нашли, пока смогли подойти к той части Стены, где он лежал, прошло много времени, как-то он чудом остался жив. Так вот, конечно после вверх-вверх-вверх, дорога идёт вниз-вниз-вниз, и притом довольно круто, так что мои давние мысли о том, чтобы тут прокатиться на квадриге завяли, хотя ширина стены и вправду достаточна для пяти человек в шеренгу. Но это в её отреставрированной (читай - туристической) части. Есть места, где Стена буквально рушится на глазах...

Через определенные расстояния выстроены небольшие башни, где можно отдохнуть и укрыться от непогоды или жары, и поэтому головной убор тут нужен в любое время года.
Картину «захватывания духа» немного портят вездесущие продавцы всего, чего желает (а чаще чего не желает) ваша душа. Древность древностью, а бизнес бизнесом, так было во все века.

Как вы думаете, какой вопрос наименее вероятно услышать стоя на вершине Великой Китайской Стены? Угадать невозможно, но для нас это был: «А за какую футбольную команду вы болеете?», клянусь честью!
А что ещё можно было ожидать от подростков из Нью-Касл (New Castle), английского города, имеющего свою знаменитую футбольную команду в больной на футбольную тему Англии? Заслышав наш разговор с переводчиком, они ужасно обрадовались, но вначале убедились, что мы и вправду приехали из Англии, а уж вторым вопросом был тот самый, от которого не отвертишься в Англии ни за что. Узнав, что мы все же поддерживаем «Манюнатед» (Manchester United), поскольку за него болеют наши мальчики, они, скривив губки, сказали «ууууу» и со словами «не та команда» (wrong team) побежали вверх по лестнице. На самом же деле я поддерживаю московский “Спартак”, в память о папе.

Я медленно шла по вековым ступеням, всё время убегающим вперед, к манящим и дразнящим перевалам… казалось бы — ты только поднялась на вершину, ан нет, впереди маячит другая сторожевая башня, чуть выше и чуть дальше той, на которой стоишь. Стена-то и оказалась для меня тем недостижимым оазисом в пустыне, манящим и прекрасным, достичь которого невозможно....

О стене складывались легенды и поверья, у неё такая долгая история и в цифрах и в словах, так что всё не опишешь, а то что я успела прочитать, пересказывать нет смысла, потому что обо всем можно узнать из научных источников. А вот отобразить Дух стены, её краски, её осеннюю красоту на протяжении веков пытались и писатели, и поэты и художники — может быть, поэтому их сейчас не так много, поскольку написано уже немало, да и почти у всех есть замечательные фотоаппараты и видеокамеры. Я тоже сделала несколько удачных снимков, хотя до сих пор жалею, что не умею рисовать, но попробую по-другому —


Китай-Страна

...А горы, хребты Земли,
Укрыли Китай-страну,
Драконьим хвостом легли,
С изяществом обогнув.
Величественна Стена –
Её возводил народ,
Навеки лишивши сна
Врагов, на века вперёд.

Змеится как цепь она,
От Запада на Восток.
На благо возведена –
А благу не ведом срок!
В погожий осенний день
Мне видится с вышины
Ушедшей эпохи сень,
Что скрыта в камнях Стены.

Мне слышится звон копыт,
Мне видятся вихри стрел,
Монгольский округлый щит
И мёртвая груда тел…
На память пришла опять
Несчитанного числа
Леплёная Чина рать,
Та, что в бою не слегла.
Та, что спасала страну
От диких степных племён,
Что сберегла старину
До наших с тобой времен...


        ***

Раскинулся горный край
В багряной земной красе,
Я полюбила Китай,–
Страну, посредине всех.
Как верит она сама
В гармонию сил и власть!
Она ведь давно была,
Парила над миром всласть.

Учиться, склонив главу,
К тебе я пришла, Китай,
И сердцем тебя зову:
Мне мудрости знак подай. 
Я буду покорно ждать,
Внимая твоим словам,
По праву взойдя тогда
На Стену, как в Божий храм.

Надеюсь постигнуть я
Гармонии нежный лик
В спокойствии бытия -
То, чем ты, Китай, велик.
Хочу научиться жить
С Вселенною всей в ладу,
За руку меня держи –
Теперь я не упаду:
Здесь, на Великой Стене,
Под песнь перелётных стай,
В заоблачной вышине
Ты примешь меня, Китай.

Октябрь-ноябрь 2007, Пекин

на фото - автор

продолжение следует