Дистанционное образование как метод правового прос

Антон Копьяк
Дистанционное образование производится на расстоянии с применением сети Интернет посредством компьютера. В процессе дистанционного обучения учащийся  изучает материал, выполняет задание которое может или высылаться преподавателем, или уже быть выложенным на электронном обучающем ресурсе, после прохождения курса учащийся может проходить итоговый экзамен в заочной форме в виде электронного тестирования, решения задач, либо в очной форме в присутствии преподавателей. Кроме этого в процессе дистанционного обучения обеспечивается связь посредством электронной почты и других способов электронного общения между учащимся и преподавателем. Это позволяет достаточно оперативно выявлять вопросы возникающие у учащихся. По нашему мнению, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед обучением заочным, которое активно практикуется с советского периода (так называемое обучение без отрыва от производства). Заочное обучение имеет недостатки в виде довольно маленького объема материала который дается преподавателем обучаемому. В следствии этого учащийся вынужден тратить большое количество времени на поиск и восприятие недостающего материала (ценность которого он порой не может оценить по причине недостаточного уровня знания предмета). Большой недостаток имеет и невозможность задать вопрос преподавателю, по причине того, что преподавателя он видит редко. Обучение проводится не регулярно (отсутствует системность), ввиду отношению к нему как ко вторичному со стороны обучаемого. Порой обучаемый вспоминает о том, что он учащийся заочник только на пороге сессии. Все это ведет к тому, что не выдерживая возникших проблем и не имя сил для их решения приводит к тому, что заочник свое обучение заканчивает не получив весь массив знаний или приводит к тому, что на свет появляется не зрелый специалист (этого мы не видим в том случае когда учащийся занимается по своей специальности, т.е. повышает свою квалификацию в том направлении в котором работает). Дистанционное образование лишено ряда недостатков. Как мы уже говорили, обеспечивается постоянная связь преподавателя со студентом, что создает эффект присутствия, а также посредством того, что обеспечивается системность обучения. Что мы тут под этим понимаем? По прошествию изучения блока материала существует промежуточный контроль целью которого с одной стороны является показать уровень знаний который имеет студент на данном этапе, а с другой – углубить знания обучаемого. Углубление знаний происходит благодаря тому, что для ответа необходимо привлечь сторонние знание почерпнутые обучающимся самостоятельно. При очной форме обучение это достигается посредством семинарских занятий, коллоквиумов, выступления с докладами, эту же цели преследуют написание реферата и курсовой работы. Кроме вышеотмеченного, дистанционная форма имеет преимущество перед заочной в том, что обучающийся может заниматься в домашний условиях. Дистанционная форма обучения является единственной для некоторых категорий граждан, например дети инвалиды.
После того как мы кратко описали дистанционное обучение, его преимущества перед заочной формой обучения, предлагаю коснуться основной темы работы – дистанционное обучение как метод правового просвещения школьников. Для начала необходимо определиться с целью. Какую цель может преследовать данный метод обучения? На наш взгляд основная цель – это возможность получить школьникам самых минимальных знаний из области права, которые будут необходимы им в самостоятельной жизни. Об актуальности данной проблемы (правового просвещения) мы останавливаться не будем, т.к. всем известно, что правовая структура в России чрезвычайно низка, согласны с этим и сами граждане предпочитающие решать свои проблемы не правовыми методами, и профессиональное сообщество юристов. Говорится об этом и в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания, утвержденных Президентом РФ 4 мая 2011 г. [1].  В частности там присутствуют слова о том, что нужно формировать высокий уровень правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочность и добросовестность как преобладающей модели социального поведения, а также преодолевать правовой нигилизм в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства; Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд).
Школьники изучают некоторые правовые вопросы в рамках изучения курсов «Обществознания» и «Обеспечение жизнедеятельности» (ОБЖ). В некоторых школах введены уроки основ правоведения. Однако недостаток правовых знаний ощущается.  Введением дополнительных уроков мешает большая загруженность учащихся, отсутствие достаточной правовой составляющей в существующих образовательных стандартах, а также подготовка к ЕГЭ в выпускных классах. Одной из мер направленных на решение данной проблемы является, на наш взгляд, проведение дистанционного обучения праву школьников.
Предлагается создать электронный ресурс (сайт), на котором представлен обучающий курс по правоведению, задания для проверки и итоговое тестирования уровня полученных знаний. Пользователь регистрируется в системе, заполняя предложенную форму. Регистрационная форма включает в себя: Фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, дату рождения, адрес электронной почты (e-mail), номер телефона, логин и пароль. Система определяет существует ли  пользователь с таким логином и паролем, в случае если аналогичный логин и (или) пароль уже имеется, то система автоматически предлагает пользователю заменить свой вариант. После регистрации пользователю на адрес электронной почты (e-mail) автоматически поступает письмо с уведомлением о регистрации в системе. После этого пользователь нажимает на ссылку предложенную в электронном письме, таким образом подтверждая что был предоставлен настоящий адрес пользователя. После этого он переходит на сайт. Вводит свой логин и пароль и переходит  к материалам курса. В конце каждого блока курса предложены вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля, которые помогут пользователя более подробно усвоить материалы курса. Курс состоит из нескольких блоков. Примерный план курса состоит из освещения вопросов по: Основам права; основам конституционного права; основам административного права и процесса; основам уголовного права и процесса; основам гражданского права и процесса; основам трудового права; основы семейного права; основам права социального обеспечения; на приеме у юриста и блока посвященной медиации (внесудебного способа разрешения конфликтов). В разделе основы права изложены следующие вопросы: что такое право и что такое закон, иерархия законов и виды нормативно-правовых актов, разделение права по отраслям и необходимость в таком разделении, Значение прецедента и обобщение судебной практики, Судебная система, Структура правоохранительного органа (на примере прокуратуры РФ); В разделе основы конституционного права изложены следующие вопросы: Конституция Российской Федерации как высший закон, разделы Конституции, основы конституционного строя, права человека и гражданина, Президент РФ, Правительство РФ, суд и прокуратура, органы местного самоуправления, Конституции и Уставы субъектов РФ, Деятельность Конституционного суда РФ и Конституционных (уставных) судов субъектов РФ; В разделе основы административного права: административно-правовая ответственность, понятие правонарушения и наказания, виды административных правонарушений, доказательства по административным делам, наложение административной ответственности; В разделе основы уголовного права: понятие преступления и наказания, виды преступлений, виды наказаний; В разделе основы гражданского права: кратко изложить особенности заключения некоторых видов договоров, защита прав потребителей; В разделе основы трудового права рассмотреть отношения которые складываются между работодателем и работником, основания для увольнения; назначение отпуска; заработная плата и льготы, отличия между трудовым договором и договором подряда; В разделе семейного права: возраст вступления в брак, понятие семьи, отношения между родителями и детьми; В разделе право социального обеспечения рассмотреть порядок и условия назначения пенсий, виды пенсий и социальных пособий. Это основные вопросы которые необходимо рассмотреть.
По изучению курса посетителю будет предложено ответить на вопросы теста. Пользователь может распечатать с сайта программы сам тест, с тем чтобы потом в непринужденной обстановке ответить на вопросы. На самом сайте в разделе «Тест» пользователь может находиться ограниченное время (примерное время 2 часа). Тест состоит примерно из тридцати вопросов. Тестовые задания представлены в виде кратких практических заданий (задач) с четырьмя вариантами решений. Правильным из них является только один.
В помощь пользователю на сайте программы будет приложена нормативная правовая база (можно представить выдержки), ссылки на другие сайты, на которых пользователь может получить дополнительную информацию по курсу.
После как пользователь ответит на вопросы теста он высылает результаты на электронную почту организатора программы.
Организатор программы в течении двух месяцев проверяет полученные результаты и вносит их в электронную экзаменационную ведомость. Пользователь получает «зачет» если он показал результат не ниже 75%.
После проверки результатов экзамена организатор высылает пользователю письмо на электронную почту с полученным результатами (указывается балл) и отметкой («зачтено» или «не зачтено»).
При зачете по курсу пользователь получает сертификат.

Литература:
1.
Копьяк А.С. Дистанционное образование как метод правового просвещения школьников. // Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов «Инновационные технологии в образовательном процессе (или технологии электронного обучения в образовательном процессе)». Ноябрь 2011 г. // Сборник научных работ. Т. 2. Белгород: НИУ БелГУ, 2011. С. 250-253.