Постулаты Бора

Леонид Шелудько
Вы имеете право не верить мне. Но всё было именно так.

  На втором курсе сдавали мы дифференцированный зачёт по физике. Я готовился к нему, но не так, чтобы очень. Пришёл. Взял билет.  Два вопроса более-менее знаю, два – еле-еле. А вот последний, «постулаты Бора», совсем ни-ни. Ну, не было меня на лекции, когда доцент Горячев про эти постулаты рассказывал. На них я и «сгорел».
  Готовлюсь к повторному заходу. Дошёл до постулатов Бора: «Один раз они мне уже попались – больше не попадутся!». Пролистал, не читая. Пришёл, беру билет – вот они.
Готовлюсь к третьему: «Два раза были – на третий точно не попадутся». Как бы не так.
Возвращаюсь в общежитие, бешеный от злости на самого себя, на лень свою и самонадеянность. Открываю учебник на этих самых постулатах. Читаю. Запоминаю. А злость так и прёт! Но уже как-то в рифму.
В общем, минут за тридцать сочинил я стихотворение, начинавшееся словами:

Был ясен Бор, в решеньях скор.
Открыл он постулаты,
в которых говорил о том,
как жизнь проводит атом.

Далее в художественной форме рассказывалось о жизни атома. Рассказ сопровождался недурно зарифмованными формулами и формулировками Нильса Бора. Заканчивалось всё так:

В зачётке выведено «хор»,
дымится в пальцах сигарета,
темнеет в окнах. Физик Бор
мне улыбается с портрета.

  Иду на зачёт. В голове только одно: «Всё. Теперь-то мне эти постулаты ни за что не попадутся!». Положил зачётку на стол. Взял билет. Переворачиваю. Первый вопрос: «Постулаты Бора».
– Можно ответить без подготовки?
Доцент Горячев глянул исподлобья:
– Вы мне уже трижды с подготовкой отвечали, а так ничего интересного и не сказали. Готовьтесь. А ответ изложите в письменном виде.
Сел. Написал на тетрадном листке: «Постулаты Бора». А дальше просто переписал своё стихотворение, попутно шлифуя шероховатости в строчках.
Дождался своей очереди. Положил перед доцентом листок.
– Что это такое?! – отчётливый металл в голосе Горячева.
– Постулаты Бора. В письменном виде, как и требовалось.
Вижу, дочитал.
– Можно отвечать на следующий вопрос?
– Достаточно! – а в голосе легчайшая тень растерянности.
Вытягивает доцент Горячев из общей стопки зачёток  мою. И, выводя в ней «хор», спрашивает:
– Могу я эти стихи на память оставить?