Акихиро Вада

Ирина Романова 64
   Начало девяностых. Рейс Москва-Токио. Перелет показался бы невыносимо долгим, если бы не соседство с молодым японцем, возвращавшимся домой после  обучения в одном из столичных вузов.  Благодаря моей боязни летать и на этой почве излишней, наверное, общительности, а также природной японской вежливости,  мы разговорились постепенно. Довольно сносно говоривший по-русски, худенький, аккуратно одетый молодой человек старательно подбирал слова и выражения чуть ли не из классической литературы. На вопросы отвечал подробно, как на экзамене, с удовольствием, как мне показалось, вспоминая события и людей. Рассказ его вызвал восхищение мужеством и стойкостью этого почти инопланетянина для России.
   Зовут его Акихиро Вада.  Небогатые родители-труженики, назвавшие сына Акихиро, что в переводе означает ученый, умный, желали лучшей доли своему любимцу, поэтому всю жизнь он провел за книгами, и к 20 с небольшим годам добился направления на учебу в Россию. Собрав максимально возможную сумму денег, сложив кучу бумаг с наградами и направлениями в вуз, семья благословила его и проводила до поезда в аэропорт. Дальше воспроизвожу рассказ от его имени, составленный из ответов на мои вопросы, сколь возможно близко к тексту.
   "Я прилетел в Москву в воскресенье. Долго искал человека с табличкой с моим именем, но никого не нашел. Я не знал, у кого можно спросить и стоял в замешательстве. Ко мне подходили разные люди и предлагали что-то купить и что-то продать. Потом нашелся добрый человек, который спросил, откуда и к кому я прилетел.  Это был таксист. Он согласился отвезти меня к институту и очень обрадовался, что у меня нашлись нужные ему деньги. Мы долго ехали, а когда подъехали к институту, то оказалось, что он не работает. Этот добрый человек начал стучать в окна и двери, и когда вышел сторож, то как-то уговорил его пустить меня переночевать за такие же деньги. Они посекретничали, после чего все  пообнимались и распрощались. Утром таксист опять приехал и отвез меня в другое здание неподалеку, даже денег не взял, сказал, что хватит. Очень душевный человек. Поселили меня в общежитие вместе с ребятами из разных стран. Там не было ни одного японца, все разговаривали на других языках. А русский язык тогда все знали плохо. На лекциях тоже было все непонятно сначала. Я был близок к отчаянию.
     Москва мне очень понравилась. Недалеко от общежития было кафе, в котором готовили японскую еду. Она называлась так. Иногда было даже похоже, но не все. Мы часто готовили еду в общежитии, но вкусы у всех были разные, специи тоже. Поэтому иногда спорили. Учить язык тоже было тяжело в общежитии, поэтому я решил снять квартиру с хозяевами, чтобы быть ближе к языку и народу.
   В риелторской фирме мне предложили очень хороший и недорогой вариант, как они сказали. Там уже жили раньше иностранные студенты. Я очень обрадовался и отдал деньги, которые они хотели. Когда мы приехали в этот дом, я немного засомневался, что это очень хороший вариант, но риелторы ушли, а меня оставили в прихожей с хозяевами. Мне просто не очень понравился запах в квартире. И не очень чисто было. Мы познакомились. Они долго учили мое имя и смеялись. Они веселые были. Меня провели в мою комнату. Там стояли стол, диван и шкаф - все что нужно. Я немного успокоился и привык к запаху. В первый же день я выучил несколько слов и выражений. Вечером к хозяевам пришли гости. Сказали, что надо меня обмывать. Я заперся изнутри на задвижку и сел учить слова. Но на моей двери вместо разбитого стекла висела ткань с синими розочками, хозяин просунул руку, открыл задвижку и зашел ко мне. Несколько раз повторил "Займи двадцаточку". Я еще не так хорошо понимал язык, но он показал на деньги, которые лежали у меня на столе, и я запомнил выражение. Потом гости поспорили из-за какой-то бляхи-мухи и соседи вызвали милицию. Милиционерам очень не понравилось, что я прописан в общежитии, а живу у хозяев. Хозяева сказали, что нужно заплатить штраф. Я все время платил штраф, когда милиционеры приходили. Не очень часто. Хозяева мои  жили очень небогато. Хорошие люди, добрые. Только болели часто. И работать не могли поэтому. Я предложил хозяйке платить побольше, так она обрадовалась и сказала, что будет тогда кормить меня завтраком. Я тоже обрадовался. Правда, потом я жалел, что согласился, но отказываться было неудобно. Хозяйка каждое утро варила макароны и потом жарила их на сале. Рис они не любили. У меня каждый день было расстройство желудка. Еще она пекла пирожки, но они почти всегда были с шерстью. У хозяйки было много кошек и не очень хорошее зрение.
    Однажды вечером  мы с одногруппником решили сходить в кафе. Была уже зима, снег, красота! Мы разделись, взяли номерки и сели за столик. Мы долго сидели. Была музыка, вкусная еда. Когда пошли одеваться, то выяснилось, что на крючке с моим номером ничего не висит. Нам никто не мог сказать, как такое может произойти. Никакого другого пальто тоже не было. Работающие в кафе спросили, сколько стоит мое пальто. Я вспомнил, что купил его в Японии  на распродаже, хотя и очень хорошее пальто было. Когда пересчитал сумму на рубли, то мне сразу принесли деньги. Очень порядочные люди. Правда, сказали, что за эти деньги теперь можно только один рукав от пальто купить. Потом посоветовали пойти в милицию. Милиция была рядом и мы  быстро добежали, накрывшись одним пальто. В милиции нам сказали сидеть и ждать. Мы сидели один час и сорок минут. Потом вышел очень толстый милиционер с очень большой чашкой чая и спросил, кого мы ждем. Когда он узнал, что у меня пропало пальто, то сказал, что даже людей трудно находить, а пальто почти невозможно. Потом я купил другое пальто. Хорошее. Как у всех.
     Весной я познакомился с русской девушкой, которая мне очень понравилась. Я хотел сказать ей много красивых слов и спросил у хозяина, как выражается в русском языке высшая степень красоты, счастья, эмоций. Записывал и учил слова.  Когда мы пошли гулять с девушкой, я сказал ей, что сегодня вечер  зае..сь и выглядит она охуи....но, но больше она не захотела со мной гулять. Потом у хозяев случился пожар, потому что хозяин пользовался каким-то аппаратом, который взорвался. Сгорело все в кухне и мои деньги.
   Я даже был рад вернуться в общежитие, тем более, что вскоре появился еще один студент из Японии.  Он удивился, что я так хорошо выучил русский язык и тоже ходил в риелторскую фирму, чтобы найти квартиру с хозяевами. Ему дали адрес. Это был знакомый адрес.
   Я сказал ему, что сам буду заниматься с ним русским языком."