Путешествие Синдбада в Алма-Ату

Ирина Богданова Хг
Дело было в 1981 году, стоял теплый сентябрь, я пошла во второй класс. Мама работала массажисткой в спортивной конькобежной школе и часто уезжала на сборы с командой спортсменов. Где они только не побывали. И вдруг мама объявила, что если я буду самостоятельно учиться по учебникам, то она возьмет меня с собой в Алма-Ату!

Я просто летала от счастья. Я поеду с мамой, в школу можно не ходить и еще на самолете полечу! Конечно, я готова была обещать все что угодно, и дело было решено. Мама договорилась с учительницей о программе обучения и вскоре мы уже собирали вещи. Я кукол и тетрадки, мама все самое необходимое.

 Перелет сильно впечатлил меня. Летели ночью, в иллюминатор далеко внизу были видны огни городов, над которыми мы пролетали, и я все четыре часа полета не отрывалась от стекла.

В Алма-Ату прилетели ранним утром, до гостиницы пришлось добираться практически пешком. Но меня это не сильно заботило, вещами меня не загружали, в группе оказалась еще одна девочка моего возраста и мы с ней за разговором и игрой проделали путь достаточно легко. Тем более что всегда можно было напроситься на плечи к крепким ребятам из команды, спортсмены были достаточно взрослыми, лет по 17-18. А с расстояния наших 8-ми они казались просто глубокими стариками.

Жили мы в непосредственной близости от высокогорного катка Медео, чуть ниже по склону. И первое, что меня поразило при осмотре места нашей дислокации, это горы. Они были повсюду, высокие с ослепительной белизны снежными шапками, не такие высокие, покрытые лесом и огромная лестница селевой платины выше катка. Тогда мне казалось, что подняться по ней до самого верха просто не возможно.

Около гостиницы был небольшой сквер с фонтаном и соснами, на одной из сосен жила белка, которую можно было покормить семечками и орешками. В общем, я чувствовала себя настоящим путешественником, «Синдбадом» попавшим в очередную сказочную страну! Поражало буквально все, горные стремительные реки, прозрачный воздух, необычное соседство тепла и снега в горах. А огромный каток! Я сразу поняла, что здесь будет интересно и мысли об учебе ушли далеко на задний план.

И действительно, предчувствия меня не обманули. Каждый день команда проводила в тренировках, ребята то бегали, то тренировались на льду, у взрослых дел хватало, и нам просто давали задание на день, выучить то-то и то-то и решить это и это. И мы с моей новой подругой Аней старались быстрее сделать все заданное  и остальное время провести с большей пользой, чем скучная учеба. В силу занятости взрослых нас никто не «пас», мы сами решали куда пойти и чем заняться. В основном бродили вокруг гостиницы, играли около фонтана и бегали через дорогу смотреть на горную реку, вода стремительно сбегала по камням, пенилась и бурлила вокруг них. Таких рек мы еще не видели и это зрелище просто завораживало. Спускаться к воде нам запретили, и мы смотрели вниз из-за ограждения. Во внутреннем дворе гостиницы часто паслась лошадь. Это тоже было удивительно, живая лошадь! И мальчик, который иногда присматривал за животным, позволял покормить ее хлебом и яблоками! Аня побаивалась лошади, а я когда видела ее в окно, перелизала через балкон, мы жили на первом этаже, и угощала красавицу вкусненьким.

Веселья в нашу жизнь добавили ребята из Германии. Однажды утром мы с Аней играли у фонтана, здесь же расположились высокие, крепкие парни, ожидающие, пока тренер решит вопрос с размещением. Они сразу привлекали к себе внимание, вели себя шумно и весело. Фонтан ребятам тоже весьма понравился и они тут же искупали в нем одного из своих товарищей. Смеха и радости по этому поводу в компании было море.

- Ну и влетит же им за такое купание, - подумала я.

Но их  тренер отнесся к ситуации достаточно спокойно и вскоре все они уже ушли занимать свои номера. Это была первая наша встреча с немцами, но далеко не последняя.  Но об этом чуть позже.

А пока по плану была поездка с мамой в город, нас пригласили в гости мамины знакомые. У мамы всегда было много знакомых и друзей и наличие их так далеко от дома меня нисколько не удивило.

В город мы спустились пешком, и мама повела меня на рынок. Рынок впечатлил меня ничуть, не меньше, чем перелет на самолете! Это было волшебное место, совершенно не похожее на привычное мне понятие рынка, где все было подчинено сезонности, ягоды – летом, фрукты – осенью, картошка и банки с соленьями – зимой. Нет, здесь было ВСЕ и СРАЗУ!

Торговые ряды поражали богатством цветовой гаммы,  от всех оттенков зеленого начиная с зелени и огурцов, красного – перцы и помидоры, которые в свою очередь поражали еще и своим размером, до фиолетового и  Бог знает еще какого в лице баклажан и еще всяких разных овощей. Фрукты удивили своим разнообразием и обилием. А запах от дынь, персиков, яблок, винограда и всего остального просто опьянял. Но верхом всего оказались прилавки с приправами, такого количества разнообразных порошков и измельченных трав я не могла даже представить. Аромат от пряностей был такой сильный, что казалось, его можно было увидеть и поймать рукой. Надышавшись всем этим сказочным благовонием, я уже начала думать, что попала в волшебную лавку, где продаются волшебные порошки для приготовления зелий. Надо еще отметить, что помимо всего прочего рынок шумел! Играла музыка, кто-то зазывал покупателей, кто-то шумно торговался и все это, добавляло ему сходство с волшебной страной из сказки «Путешествие Сндбада», которую я с бабушкой прочла незадолго до поездки. В общем, рынок я покидала весьма довольная и слегка одурманенная. 

Очередная новость ожидала меня в гостях. Когда дело подошло к чаепитию, я с удивление не нашла ручку у своей чашки.

- Чашку с отбитой ручкой дали, вроде приличные люди, ковры везде, хрусталь, а целых чашек для гостей нет, - думала я.
- Мам, а как чай пить? У моей чашки ручка отбита.
- Это чашки такие, пиалы называются, у них ручек не бывает, - шептала мне мама.
- Национальная особенность такая, - пояснила она.
- Ну, раз национальная, тогда ладно, - решила я и взяла чашку обеими руками.

В гостиницу мы вернулись с полными сумками фруктов и бутылочкой облепихового масла, приобретенного мамой для лечебных целей.
Да, фруктов за время пребывания в Алма-Ате наелись мы до отвала. Виноград с косточками перестал котироваться на второй неделе пребывания, а у арбуза выедалась уже только середина.
Очередное веселье опять приготовили нам немецкие спортсмены. Наши ребята вели себя тихо, с тренером не забалуешь, а у их коллег из Германии все было гораздо проще и веселее. Утром нас с Аней взяли на тренировку, на льду. Ребята переоделись и пошли нарезать круги размеренными и уверенными движениями умелых конькобежцев. Все изменилось с выходом на лед немцев. Они вышли в коньках и плавках! Чем весьма смутили окружающих. На улице тепло, отчего же не совместить тренировку с приемом солнечных ванн. Все внимание сразу переключилось на них, но это только раззадорило ребят. Началась шумная возня на льду, игра в догонялки пришлась им по вкусу, того кого догоняли, валили на лед и не давали подняться, а упавший всеми силами старался повалить догнавшего. Все это превратилось в кучу малу и тренеру пришлось вмешаться, так как веселая компания начала мешать всем остальным и серьезно рисковала замерзнуть. А после тренировки нам с Аней тоже разрешили покататься на коньках, что было тоже весьма весело, хоть и катались мы в одежде.

Но главное событие, которое оставило, неизгладимый след в моей жизни было впереди, и опять главную роль в нем сыграла немецкая команда.

Номер, в котором мы жили, был двухместным, но не большим. На одной кровати спала я с мамой, на другой девушка спортсменка из нашей команды. Мебели было не много две кровати, стол, два стула, тумбочки и холодильник. Расстояние от входной двери до места, где стояли кровати, занимал узкий и длинный коридор, в котором находилась дверь в ванную комнату и туалет. Ширина коридора была рассчитана так, чтобы можно было открыть дверь из ванной, и оставался небольшой зазор между дверью и стеной, ровно такой, какой позволял обои на стене не поцарапать. Ручка у двери в ванную комнату была круглая и находилась как раз на уровне моих глаз. В дальнейшем это обстоятельство сыграет важную роль в развернувшихся событиях, но все по порядку.

Вечером, когда мама уходила на кухню относить меню, составленное ей из расчета всех жиров, углеводов и калорий, положенных нашим будущим чемпионам конькобежного спорта, к соседке по номеру приходили подружки по команде и весело болтали о парнях, тренировках и о всякой другой ерунде. В этот вечер разговор у них зашел о «Снежном Человеке». Мы с Аней сидели на кровати, и слушали, открыв рты об огромных, волосатых, похожих на обезьян людях, живущих высоко в горах, там, где всегда лежит снег. Интересную историю прервал приход мамы, девушки разошлись, разбудив нашу буйную фантазию. На следующий день была запланирована прогулка в горы, но мы хорошо запомнив рассказ о страшных и волосатых людях живущих именно там, отказались.

Весь день мы говорили только об этом, рисовали горы и домики «Снежных Людей» заваленные снегом. С прогулки по горам наши вернулись уже после обеда, и когда мама ушла на кухню с очередным списком желаемых блюд, я услышала непонятный шум в коридоре. Конечно первое, что пришло мне в голову, это посмотреть, что происходит. Я открыла дверь в коридор и увидела идущую ко мне огромную, черную, волосатую обезьяну – СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК! И дальше, все происходило по законам комедийного жанра.
Испугавшись, я заорала, резко развернулась и бросилась бежать к спасительной кровати. Услышав мой крик, соседка по номеру открыла дверь из ванны, что бы выяснить, что происходит и в этот момент произошла знаменательная встреча дверной ручки с моим правым глазом. Я заорала еще громче, а ничего не понимающую девушку отбросило обратно к раковине. Мама пришла, когда я уже сидела на кровати в окружении чуть ли не всей нашей команды с мокрым полотенцем у глаза и рассказывала, что меня так испугало.

- Ну, что тут у вас происходит?!
- На пять минут оставить нельзя, вечно ты куда-нибудь свой нос сунешь,-  отчитывала меня мама, заклеивая рассеченную бровь и прикладывая лед к стремительно заплывающему глазу.

И я в очередной раз рассказываю ей жуткую историю, приключившуюся со мной.
- Ну, какие тут могут быть «Снежные Люди»? – не верит мне мама.
- Ну, как какие, они же в горах живут, замерз, наверное, вот и пришел сюда, здесь же не далеко, везде горы, - говорю я ей.
- Ну, расскажи хоть, как он выглядел, - не сдается мама.
И я описываю самое страшное в моей жизни существо.
- Огромный, морда как у обезьяны, волосатый и в спортивном костюме…
- В спортивном костюме? – удивляется мама.
- Ну, да, здесь же тепло он шубу и снял, в чем же ему еще ходить? – не понимаю я маминого удивления.
- Но мама уже не очень меня слушает, а разворачивается и идет к двери из номера.
- Ну, я сейчас устрою этому «Снежному человеку» - с возмущением говорит она и уходит.
- Какая же она смелая, - думаю я, такого чудища не боится.

Для меня ситуация прояснилась утром в столовой, когда к нашему столику подошел тренер немецкой команды. По достоинству оценив мою «красоту» он извинился, а чуть позже зашел к нам в номер и отдал маме маску гориллы, посчитав это хорошей компенсацией за причиненный мне ущерб. Надо заметить, что маска поражала своей реалистичностью. В то время мы о таких, даже не слышали, это теперь в любом магазине игрушек можно купить натуральный слепок хоть с самого Гоблина, а в 80-е мы и не знали, что технология Запада способна на подобные вещи.

Оказалось, что маску привезли с собой немцы, в горы же едем, развлечемся, девчонок попугаем, заодно и познакомимся. За этим занятием я и встретила одного из веселых парней. В результате получила небольшой шрам над правым глазом и незабываемое впечатление на всю жизнь. Маска мне не понравилась, даже зная, что это всего лишь кусок резины с охапкой искусственных волос, для меня он выглядел, как  снятый скальп с черной гориллы. И когда к великому удовольствию тренера мама отдала ему это воплощение ужаса, я вздохнула с облегчением.
- Во, здорово, вернусь домой, с тещей пошучу, - ухмыльнулся тренер и унес маску.
В то время я слабо представляла, кто такая теща и думала, что это персонаж анекдотов, у нас в семье были мама, папа и две бабушки, никаких тещ не было.
- Наверное, теща должна  порадоваться шутке, раз про нее так много в анекдотах рассказывают, значит, веселая должна быть, - подумала я, разглядывая желтовато-фиолетовый круг на месте глаза и жалея, что синяк быстро сходит.

- Приеду домой, все уже пройдет, и похвастаться будет нечем, - жалела я.
- Вот если бы Леха (сосед по парте) видел меня с таким… обзавидовался бы. 
- На фоне моего фонаря, его гипс просто ерунда.

Но вскоре мы уже собирались домой, я запихивала в сумку тетрадки и кукол, которые почти все время провели на подоконнике, а мама собирала все остальное, что было привезено с собой и приобретено здесь. Дома ждали подружки и приятели, школа и уроки, и конечно мне очень не терпелось рассказать всем о своей сказочной встрече со «Снежным Человеком» в спортивном костюме.
- Подумаешь, Синдбад, он за всю историю в книге ни одного синяка не получил, - с гордостью думала я засыпая в самолете.