Дорога к Храму

Книга Нина Владимировна
Дорога к храму
Нина Книга
Автобиографическая повесть.




Санкт-Петербург
2011 г.
Предисловие.

Что же мне дать Господину миров,
Освободившему душу мою?
Боже идти за тобой я готов,
Cердце и жизнь я тебе отдаю. - К.де Гаан.

Дорогие читатели!
Рада возможности поделиться с вами своими переживаниями, своими испытаниями на пути к Богу. Дорога была долгой и нелегкой, поэтому наберитесь, пожалуйста, терпения. Вначале я расскажу кратко о своей жизни, уже с детства Господь готовил меня к трудностям, учил терпению, состраданию, но так же и окружал любящими, заботливыми людьми. Bcе эти качества мне в жизни очень пригодились, за что я Ему и благодарна.
Все живое тянется к свету, а живая душа человека тянется к Богу. Главное не мешать ей, вовремя освободить, расчистить дорогу и приготовить ее к встрече со своим Творцом.

Эту повесть посвящаю дорогим сыновьям –
Андрею, Евгению, Дмитрию.

Глава 1. Синьковшина.

Время всего дороже, вспять оно не обратиться,
Время подарок Божий, но пролетит как птица,
Краткие дни лукавы, и под рукой Господней
День для Иисуса славы, ты проживи сегодня. - Анон.
Бог употребляет трудности, чтобы сделать нас подобными Его сыну.

Родилась я на Валдайской возвышенности, в маленькой деревушке, затерявшейся среди лесов и озер. Это один из живописнейших уголков Тверской области, там где Волга впадает в озеро Стерж. Деревня наша называлась Синьковшина, но на карте вы не найдете такого названия, там она называется Алексеевское. Почему старожилы называют ее Синьковшина, не знаю. Может быть из-за синевы тумана, который стелется на близлежащих болотах и окутывает деревню со всех сторон. Мы жили в самом начале деревни, у подножия горы Маленькая оглянка. Cразу за ней виднелась другая - Большая оглянка, а уже с нее открывался чудесный вид на озеро и близлежащие деревни.
Дом, в котором я родилась, принадлежал моей тетушке по-отцу, Евдокии Ниловне, и служил ей дачей в летнее время. Она была одинокой и перед смертью оформила завещание на имя моего отца Семенкова Владимира Ильича.
Отец мой родился в этой же деревне, в большой многодетной семье. Время было тяжелое, в стране уже свершилась великая революция, но деревня жила по-старинке, cеяли хлеб, вели частное хозяйство. Когда началась война, отец служил в Риге, в морфлоте. В первых же боях был ранен и контужен. На этом война для него и закончилась.
Моя мать, Трифонова Антонина Дмитриевна, родилась в этой же местности, в деревне Шеш, в семье сапожника. Cемья была верующей и еще маленьким ребенком, мама посещала храм вместе с родителями и старшим братом, пока храмы не закрыли. Все тяготы военного и послевоенного времени пережила на своих плечах, работая от зари до зари, не покладая рук.
Я родилась в 1956 году, зимой и по словам моей матушки, доставляла ей массу хлопот. Кричала днем и ночью до полутора лет, а потом 'как отрезало'.
Ровно через год родилась моя сестра Валечка, а еще через три года родился у нас брат - Илюша.
Утром я просыпалась всегда от света топившейся печки и маминого пения.
Она напевала Морзянку, тогда очень модную, и проворно запихивала в печку чугунки и формочки с хлебом. Когда на кухне наступала тишина, мама подходила ко мне уже одетой и тихонько шептала; ''Вставай Нинушка, когда Илюшенька проснется, покачай его, он еще поспит. Да смотри, чтоб из люльки не выпал.'
Мама уходила к восьми часам ’’на наряд’’. Папа уходил тоже рано, он работал на тракторе. Как и все дети мы играли сидя дома и ждали возвращения мамы с работы. Мама приходила, когда начинало смеркаться и снег за окном становился серым. Она отпускала нас погулять. Мы брали с сестрой санки и опрометью неслись на горку. Cпуск был крутым и длинным, мы делали на нем трамплины, подкладывая дрова и засыпая их снегом.
Рядом с нами жили Трусовы. Мы очень дружили с младшими, Валечкой и Лешей. Лешку звали еще “сопливым”, потому что у него всегда под носом светились два ручья. Сестра же отличалась безукоризненной опрятностью. Трусовы уже ждали нас на горке. После таких прогулок мы приходили мокрые до нитки и залезали на печку, теплую еще с утра. После всех дел, мама зажигала лампу и садилась прясть или вязать, а мы брали книжки и садились к ней поближе. Читать я не умела, но некоторые сказки помнила наизусть. Листая книжку, 'читала по картинкам'.
Отец приходил поздно, когда мы уже были в постели, но я еще долго слышала его возбужденный голос и смех на кухне, где горела лампа. Игрушек, кроме самодельной куклы, у нас не было. Но однажды отец разбудил нас поздно вечером. Из райцентра он привез двух больших, белых пластмассовых котов в красных сапогах, конфет и огромных пряников. От радости мы прыгали в кровати и долго не могли уснуть.
Через два дома от нас, жила папина младшая сестра-тетя Женя. Она работала ветеринаром и ходила с большой, черной сумкой, от которой пахло лекарствами.
Муж ее тогда отсутствовал, учился в партшколе. Поэтому их дети часто приходили к нам, они тоже оставались одни. До школы с ними жила моя бабушка по-отцу, Марфуша. Меня она не любила и всегда повторяла: ,,Не наша порода, Лушки криворотой". Лушей звали мою бабушку по-матери. У нее действительно искривился рот после паралича. Последний год она жила с нами. Лежала за занавеской и тихо звала нас подойти к ней. Бабушка гладила нас по голове и доставала конфетку из кармана. Она умерла также тихо и была похоронена рядом с дедушкой на местном кладбище. Дедов я своих не знала. Они умерли до моего рождения. Знаю, что участвовали в двух войнах, первой мировой и финской, были дважды кавалерами Георгиевского креста. Бабушка Марфуша пережила бабушку Лушу на два года и была похоронена рядом с мужем.
Дом напротив нас , летом, превращался в настоящий улей. Сюда приезжала папина старшая сестра-тетушка Зоя с мужем и целой ватагой детей своих и чужих. Мы очень любили тетю Зою и дядю Толю. Считали дни до их приезда, а утром проснувшись, бежали на пристань встречать пароход. После горячих объятий все вещи укладывались на подводу и лошадь тихонько плелась к дому. Мы знали, что уже дома, получим гостинцы и детские вещи из которых выросли ребята.
Огромное удовольствие мне приносили походы в лес с нашими дачниками. Дядя Толя объяснял нам, как правильно вести себя в лесу, чтобы не заблудиться. Обратно мы возвращались с целыми корзинами грибов и ягод. Переходя ручей, он говорил нам: “Не спешите, походите по холодному ручью”. И мы ходили. Усталость, вдруг, куда-то пропадала и обратный путь казался короче. Все ягоды высыпались в большой таз, а утром нас уже ждали вкуснейшие пироги и блины, приготовленные тетушкой Зоей в русской печке. Купаться мы ходили тоже все вместе, плавали, поочереди, в маске и ластах. Рыбы в озере было очень много, дядя Толя всегда брал с собой удочки и, конечно фотоаппарат. До сих пор сохранилось множество снимков. На них улыбающиеся, загорелые лица ребят моего золотого детства. Жаль, что рано ушел из жизни этот замечательный человек, сказались болезни, полученные во время войны. Воевал дядя Толя в разведке, на корабле, который нес вахту в Северном Ледовитом океане. За подвиги во время Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза, уже посмертно.
Излюбленным нашим занятием, в то время, было наблюдать за вереницей туристов, которые шли от истока Волги. Он находился в семи километрах от нас. Особенно нас веселили толстяки, которые шли согнувшись под тяжестью рюкзаков и обливались потом. Увидев детей у дома, просили вынести напиться. Мы бежали в дом за кружкой воды, зная наперед, что первому достанется конфетка. У озера они делали привал и разбивали палатки на ночь.
Все места в Синьковшине, которые нас тогда окружали, носили свои названия. Горка и полянка за нашим домом назывались “Загувенники”. Шумно и весело становилось в них вечером, когда собирались все ребята. Во что мы только не играли:в лапту простую, круговую, в казаков-разбойниников, в али-баба, палочку-выручолочку, прятки и многое другое. Ни один раз приходилось маме выходить на крыльцо и звать нас домой .
Однажды возвращаясь из Загувенников, мы с сетрой встретили маму на крыльце. Она как-то по-особенному обняла меня и сказала: Скоро Нинушка моя отбегается, этой осенью пойдёт в школу". Она ещё что-то говорила, но я её уже не слушала. Я вдруг почувствовала что выросла, как-будто в сию же минуту стала выше на голову и уже не переставала думать о школе. Я очень любила оставаться одна и перебирать вещи, предназначенные для школы, которые мне привезла тётя из Ленинграда. Школьная форма была ее дочери Нины, уже штопанная на руковах, передники тоже ее. Зато воротничок, манжеты и ленты были новые и мне казалось, я буду самой красивой в этом наряде.
Я надеюсь, дорогие читатели, что я не очень утомила вас своими воспоминаниями, но постараюсь быть более краткой.
Глава 2. Первые испытания.

Поблагодарите вашего учителя за урок, принесший вам пользу. Спросите ваших наставников, о чем вы можете помолиться за них.
Почитая наставников, мы почитаем Бога.

Школа возвышалась на крутом берегу озера, в четырех км от нас, в деревне Ивановское. Со всех сторон ее окружали аллеи из лип, ясеня, яблонь и груш. Наш класс был последним на коридоре. Его окна выходили в сад, который принадлежал директору школы.
С кем я буду учиться я еще не знала. Все ребята были из разных деревень. Многие жили в соседних, или как говорили с ,,нашей стороны''. Учительница наша, Лебедева Тамара Васильевна, только закончила педучилище. Она была светловолосой, очень миловидной девушкой, всегда оставалась с нами на перемене, придумывая различные игры. Учительницу мы очень полюбили и не отходили от нее ни на шаг. За дорогу я очень подружилась с Тамарой Ивановой и Ниной Смирновой, нас потом называли ,,неразлучной троицей''. Тамара была девочкой тихой и потому возвращалась домой опрятной. Мы же с Ниной , обязательно подеремся с мальчишками, полазим по деревья, съедем с горки на портфеле или едем на коньках до самой школы. От лезвий коньков рыбы разбегались в разные стороны, приводя нас в неописуемый восторг.
В весеннее время, как только сходил лед, мы возвращались из школы на пароходе. Я очень любила сидеть на корме и смотреть на расходящиеся полукругом волны, отмечая про себя мелькавшие деревни и бесконечные хороводы елок на крутых берегах.
В первый свой учебный год, у меня появились и другие увлечения. В полукилометре от нас находился клуб, который построили рабочие совхоза. Клуб был большой, светлый и теплый. С первых дней открытия клуба, его заведующая, Алла Боярская, сумела организовать работу всех кружков. Мы с сестрой посещали кружок музыкальный, танцевальный и драматический. На домбре и баяне мы учились играть у Лебедевых, Татьяне Николаевне и Анатолия Афанасьевича, в прошлом музыкальных педагогов. Все занимались с огромным интересом и желанием. В любой мороз собирались на репетиции, разучивали роли, новые танцы и никто не спешил домой. Зато какие были концерты! О них неоднократно писали в местной газете. После окончания первого класса, нам объявили о поездке в поселок Пено, в музей и на могилу Лизы Чайкиной -пионера -героя Великой Отечественной войны. Это была чудесная прогулка на пароходе, в ясный солнечный день. Я впервые плыла по озеру от самого его начала и до конца. Проплыв озеро Стерж, мы вошли в озеро Вселуг, оно отделялось песчаной косой, вдававшейся в озеро на десятки метров. В самом ее конце, лежал огромный валун. Из озера Вселуг мы вошли в озеро Волго, а из него в озеро Пено. Из озера Пено вытекала Волга и направлялась к поселку Селижарово, где в нее впадала река Селижаровка и множество малых речушек. Это была уже огромная река с сильным течением, из далека ее бурлящие волны казались темно-синего цвета.
Поселок Пено показался нам очень чистым и ухоженным, утопающим в зелени и цветах. Школьный музей Лизы Чайкиной был закрыт, нам пришлось ,ждать экскурсовода .Им оказалась ученица девятого класса. Она подробно рассказала нам о жизни и подвиге юной партизанки, показала интересные документы и вещи, принадлежащие разведчице. Набравшись новых впечатлений мы возвращались домой, на пароходе.
По-особенному мы готовились и к встрече Нового года. После шумного праздника в школе, в актовом зале, начинался праздник в клубе, в котором были задействованы все юные артисты. После праздника, дед мороз, раздавал всем детям подарки от совхоза. Это были объемные, бумажные пакеты с фруктами и конфетами. Таких подарков я больше не получала ни на одной из елок.
В доме у нас тоже стояла лесная красавица. Каждый день мы ходили с сестрой к Трусовым и соревновались в изменении наряда у своих елок, до десятого числа включительно. Вечерами мы тоже не скучали, начиналась пора святок. Одевали залежалые тулупы, маски зверей, клеили бороды, рисовали усы и ходили колядовать вместе со взрослыми. Придя в деревню, чаще в чужую, мы заходили в дом и пели колядки;
Пришла коляда, накануне рождества,
Кто не даст пирога, тому куриная нога...
Все лихо отплясовали, получали гостинец, откланивались и спешили дальше. Одним из любимых праздников у нас была, конечно же, и масленница. С утра мы собирали по деревне “опорки” - старую изношенную обувь и другой хлам. Возили все на санках на ''Большую оглянку'' и вечером, с помощью взрослых, зажигали наш большой костер. Он ярко полыхал в темноте, рассыпаясь искрами. Когда пламя уменьшалось, мы начинали прыгать через костер, скрепя руки водили хороводы и веселились без устали. На другом берегу тоже горели костры, возвещая о проводах масленицы. А утром, в школе, только и разговоров о том, чей костер горел дольше и сильнее.
Первые учебные годы были наполнены какой-то особой, родительской любовью и заботой обо мне и младшей сестре. Валя пошла в школу через год. Она была очень хрупкой и маленького роста. Мама мне всегда говорила: “Нинушка, ты иди первой, а ты Валюшка, по ее следочкам”. Cугробы у нас порой наносило выше дома. Зима была сухой и морозной.
Когда я перешла в третий класс, в каждом доме появился свет. Мама работала уже на ферме и брала меня на вечернюю дойку. За смену я выдаивала шесть коров, ,,самых слабых'', как говорила мама. А летом мы выезжали доить коров на пастбище. Чаще всего это были ,,ледины'', которые тянулись вдоль дороги на Волговерховье. В них действительно было прохладно и темно, так как ели соединившись вверху кронами не пропускали солнечные лучи. Коровы там отдыхали от жары, лениво жевали жвачку. Подоив коров, мы возвращались на ферму с молоком. Это были незабываемые поездки. Я невольно заслушивалась рассказами земляков, узнавала последние новости. Замечательный народ нас тогда окружал. Не было среди них завистников, злословов, каждый стремился поддержать другого. Наши коровы, сменяя одна другую, паслись тоже в совхозном стаде. А вот овец, телят и коз все пасли поочереди. Мне доставляло огромное удовольствие пасти стадо. Я выбирала самую красивую полянку, с обязательным деревом по середине, уютно устраивалась на нем и наблюдала за подопечными. С утра они дружно набрасывались на траву, а ближе к полудню собирались под кроной дерева и мирно дремали в тенечке. А мне, наоборот, к тому времени, хотелось уже порезвиться и я висела на ветвях как обезьяна. Вечером я пригоняла стадо домой и из-за пыли, которая поднималась выше заборов, пастуха не было видно. Но я была безумно счастлива и вся ребятня смотрела на меня с завистью.
О моем детстве, дорогие читатели, можно рассказывать бесконечно, но я помню о своем обещании.
Хорошо помню воскресный, летний день, в который мы с мамой возвращались из леса. Я тогда перешла уже в пятый класс. Мы набрали столько малины, что с трудом донесли. Дома нас уже ждала баня. А после бани мы все уснули крепким сном. Ночью я проснулась от какого-то шума. В комнате горел свет. Мама ходила по комнате и говорила, что ей надо срочно собираться, что она опаздывает на поезд. Папа ее успокаивал, но она продолжала метаться по комнате. Поняв, что мама ,,вне себя'' я расплакалась. Она подошла ко мне и сказала: ,,Не плачь девочка, не надо, поезд все равно уже ушел.'' Потом она упала и замолчала. В эту минуту мне показалось, что время остановилось, остановилась жизнь. Разве может быть жизнь без мамы.
Мама лежала двое суток не шевелясь, без сознания. Все ходили ,,на цыпочках'' и разговаривали шопотом. Папа как-то сразу постарел и осунулся. Мне казалось, что сердце вот-вот разорвется от боли, от страха за маму. На третьи сутки, совхоз выделил машину и маму отвезли в больницу, в райцентр. Из райцентра ее сразу отправили в областную больницу. У мамы начался активный, воспалительный процесс под корой головного мозга. Она лежала в палате ,,смертников'', из окна которой были видны купола храма. Глядя на них, мама молилась каждый день Господу. Умоляла сохранить ей жизнь. Врачи отложили маме операцию и она застряла в больнице на долгих пять месяцев.
За это время, мы с сестрой, сразу повзрослели. Научились топить баню, стирать рубашки отцу, ухаживать за братом, который тоже был не здоров - бронхиальная астма. Отец разговаривал со мной тогда на равных. Однажды он сказал: ,,Я, Нинушка, решил переехать поближе к Зое, ведь надо лечить маму и брата , а ты как думаешь''. Мне было очень жаль покидать Синьковшину, расставаться со своими друзьями, учителями но, в глубине души, я понимала, что это необходимо.
В классе, тем временем, шла полным ходом подготовка к новому году и дню рождению председателя отряда. Я занимала эту должность с начала учебного года, так решил класс. Ребята из класса приходили к нам домой, помогали по хозяйству, пока мама была в больнице. К новому году маму отпустили домой. Нашей радости не видно было конца. Мы не могли наговориться, не могли насмотреться друг на друга. Мама была еще очень слабенькой, ходила держась за стенки, но главное, она была рядом.
В пятом классе у нас появилось много новых учителей, но главным был, конечно, наш классный руководитель - Ольга Степановна Карья. Она приехала из Москвы, вместе с мужем и маленькой дочкой и сразу покорила наши сердца. Была она очень яркой, жизнерадостной женщиной и немецкий язык, который вела, стал моим любимым предметом. Каждый урок-праздник, поэтому ждали его с нетерпением. Все дни рождения мы теперь отмечали в классе, с чаепитием, танцами, играми. На моем дне рождения было тоже очень весело, и я с трудом скрывала свою грусть, ибо уже знала, что через две недели мы уезжаем всей семьей навсегда.
Глава 3. Первые трудности и разочарования.

Взлету предшествует паденье,
Будут в дороге пораженья;
Больно, но нет пути иного,
Учит тому Святое слово. - Д. де Гаан.
Ошибки – учебники жизни.

Как бы мне не хотелось остаться в Синьковшине, у Бога был другой план. Изрядно поколесив по России-матушке, поменяв ни одну школу, мы все-таки перебрались в ближайший пригород Ленинграда, поближе к тетушке Зое. До города можно было добраться за полчаса на электричке. Только здесь я поняла, что решение о переезде было правильным. Брат теперь лечился и учился в санаторно-лесной школе, в Сестрорецке. Приступы у него прекратились. У мамы тоже наступило улучшение здоровья, но во избежание обострения, два раза в год, мама проходила курс лечения амбулаторно. У нас с сестрой, жизнь била ключом. Появились новые подруги, новые друзья. В выходные мы ездили на премьеры спектаклей, в музеи и, конечно, в гости к любимой тетушке Зои. Позади уже остались первые влюбленности и первые разочарования.
Моя младшая сестра Валечка, замуж выскочила раньше меня. С сестрой мы были очень дружны, никогда не ссорились. Сестра жила теперь у мужа, напротив театра Ленсовета и мы продолжали ходить вместе на все спектакли, но домой возвращаться мне уже не хотелось. Конечно я очень любила своих родителей и брата, но сестру не мог заменить никто.
Говорят, что браки сначала заключаются на небесах. В моем случае, наверное, так и было. Через полгода, после свадьбы сестры, я познакомилась у друзей, с моим будущим мужем. Искра между нами не пробежала, но почему-то возникло желание узнать больше этого человека. Что происходит? Не понимала я. Мы встречаемся случайно на улице, в метро. Кто вообще нас сводит? После первого настоящего свидания, во мне укрепилась мысль, что именно он будет моим мужем. Не было вообще никакой страсти, да и любви -то тоже не было, было только желание выйти замуж. Хотелось переехать поближе к сестре и другим родственникам, хотелось вообще что-то изменить в своей жизни. Поэтому, когда Анатолий, так зовут моего мужа, спокойно сделал мне предложение руки и сердца, я так же спокойно на него согласилась.
Свадьбу нам назначили на пасху, так посчитали в загсе, а мы не стали переносить. Народу собралось в квартире мужа очень много, праздновали допоздна. Когда разошлись гости, оказалось, что на нашей новой кровати, которую мне купили родители в подарок, вместе с другой мебелью, спит моя пьяная свекровь. Будить её муж не советовал, поэтому мы так и просидели до утра в маленьком кресле. Свадьба продолжалась три дня. Когда гости разъехались, оказалось, что оставшегося спиртного хватит еще на одну свадьбу и теперь долго о нем можно не беспокоиться. Как же я ошибалась! Моя свекровь оказалась пьющей. Я знала, что муж вообще “не берет в рот”, это очень меня радовало. А у свекрови, за шторой, всегда стояла открытая бутылка вина или водки. Выпив, она становилась агрессивной, бесконца курила беломор, кричала на меня трехэтажным матом, ругала так же и моих родственников, за чей счет вообще-то и пила. Все затраты на стол были только с нашей стороны. Хлопала дверями так, что у нас в комнате падала штукатурка. Для меня начался настоящий ад, ведь у нас в семье не было пьяниц. Каждый день, муж начинал воспитывать ее с утра, на трезвую голову, она во всем с ним соглашалась, а вечером все повторялось снова. Свекровь была одинокой, ревновала меня к единственному сыну, утешение находила в вине.
Устав от напряженки, я предложила мужу разъехаться со свекровью. Квартира была большая, но в старом фонде, без удобств. Мы решили сделать удобства и заказали перепланировку квартиры. Зарабатывали мы немного. Толик писал диплом и работал лаборантом, там же в институте. Я работала в бухгалтерии. Свекрови, конечно, было не до ремонта. Целый год мы приглашали сантехников, штукатуров, маляров, плиточников. Я ждала ребенка и целый день убирала за всеми. Когда пришло время появиться малышу на свет, я пошла пешком рожать, в Педиатрический институт, через дорогу.
Мальчик родился здоровенький, более четырех кг весу, светловолосый, с большими голубыми глазами, моему счастью не видно было конца... Жила мыслями только о будущим. Вот скоро мы разъедемся, будет у нас своя комната, в квартиру должна была ехать свекровь. Малыш будет расти в другой обстановке, а потом родим ему братика, чтобы одному не скучно было.
Вернувшись домой из роддома, поняла, что после меня никто ничего не делал. Штукатуры приходили еще один раз, последний, штукатурка присохла намертво. Так и ходили по ней несколько дней. Я взяла нож и начала ее потихоньку отдирать, в перерывах между кормлениями. За неделю управилась. Удобства, конечно, улучшили нашу жизнь, и на радостях я подала объявления на разъезд во все газеты. И сразу столкнулась с еще одним препятствием. Люди, которые съезжались, хотели квартиру с телефоном. У нас его не было. Я спросила у мужа, почему они не встали на очередь? Он сказал, что в нем как-то не было необходимости. Я отвезла документы на телефонный узел и нас поставили на очередь. Никогда не угадаете, дорогие читатели, сколько лет мы ждали телефона? Не буду вас мучить - целых восемь с половиной лет.
Глава 4. Озарение.

В свет из тьмы беспросветной Он вывел меня,
Из тоски беспредметной Он вывел меня,
В Нем забыл я тревогу, к неземному чертогу-
Слава вечному Богу!- Он вывел меня! - Габриель.
Божья благодать сильна поднять вас из бездны отчаяния на вершину счастья. Бог принимает всякого, кто принимает Его Сына.

Жизнь за это время, конечно не стояла на месте. У нас родился еще один мальчик. Тоже с голубыми глазами, тоже более четырех кг весом, только волосы у него были уже темные. Здоровье было уже расшатано у всех, кроме свекрови. Муж не мог спокойно ни на что реагировать, орал как резаный, я задыхалась от межреберной невралгии, дети тоже росли нервными.
Наконец пришла долгожданная открытка с телефонного узла и нам установили телефон. Конечно же я сразу подала объявления на обмен, во все газеты. Вариантов было множество. Квартира находилась у метро, в хорошем состоянии. Но вскоре нарисовалась еще одна проблема. Ни одна из квартир, не устраивала мою свекровь. Вконец измотавшись и обессилев, я спросила мужа: ’’В чем же все-таки дело”? Он равнодушно ответил: ,,Мама просто не хочет с нами разъезжаться, разве ты еще не поняла?'' Это был удар, конечно, чудовищной силы. Муж сразу перешел на сторону матери. Но я решила все-таки не сдаваться и идти до конца. Узнала как можно без суда поделить ордер, он был на свекрови. Отнесла документы в жилищный отдел исполкома и ордер нам поделили. О счастье! Теперь наконец мы свободны. Начала менять нашу комнату на большую в коммунальной квартире. Но опять столкнулась с проблемой. Свекровь моя, Мария Васильевна, уже вышла на пенсию и никого не впускала в квартиру. Терпение мое окончательно лопнуло, я забрала детей и уехала работать в детский санаторий.
Это было удивительно спокойное время. Каждый день мы ходили с детьми на залив. Наш дом стоял в ста метрах от залива. Он был тогда подо льдом и только рыбаки черными точками обозначали пространство. Муж не знал где мы находимся, я просила всех знакомых, не говорить ему об этом. Мне совсем не хотелось мириться с ним и возвращаться к свекрови.
Однажды, в конце марта, я вышла из дома и увидела, что залив вскрылся. Огромные свинцовые волны, легко поднимали льдины, с шумом и треском швыряли их на берег. На берегу уже образовались целые айсберги изо льда. Я смотрела на это зрелище и думала о своей жизни. Меня также, как эту льдинку, жизнь швыряет и бьет. Все больнее и больнее. И мне стало страшно. Я была ужасной атеисткой, училась в советской школе, в советском техникуме, но сейчас, впервые в своей жизни, я обратилась к Богу. Я попросила Бога не оставлять меня и моих детей, устроить мою жизнь. Придя на работу, я услышала какие-то странные голоса. Кто-то звал меня по имени. Обернувшись, я никого не увидела. Теперь мне уже кричали сверху: ,,Ни-на-а!'', но я по-прежнему никого не видела. Много позже, когда я начала изучать Библию, живое слово Бога, я прочла такой стих;
,,Дух дышит, где хочет и голос его слышешь. Только не знаешь, откуда он приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа.'' - Иоанна Гл.3 ст. 8. Когда я прочла этот стих, я вспомнила об этом голосе, а тогда я подумала, что что-то с головой случилось. Надо сходить к невропатологу.
В работе я обо всем забыла, но придя домой и оставшись одна, я вдруг почувствовала, что должна сейчас встать на колени и раскаяться в своих грехах перед Богом. Я не знала молитв, никогда не молилась. Но я встала на колени и повторяла одну и ту же фразу: ,,Господи! Прости меня грешную!'' Cлезы хлынули из глаз водопадом. Я не знаю, сколько времени я простояла так, на полу, но вдруг почувствовала в душе необъяснимую радость. Сердце наполнилось любовью. Буквально за минуту, я полюбила всех людей, мужа, свекровь и всех остальных. Я простила их всех и сразу. Пришло понимание, что Бог - это любовь и Он всегда рядом с нами. Теперь меня беспокоило только одно, простит ли меня муж, свекровь и все остальные. Мысленно я начала просить у них прощение и молиться за них.
Приближалась пасха. Мы с детьми готовились к ней. О чудо, муж разыскал нас и приехал к нам на пасху. Он на коленях просил прощение, умолял вернуться, сказал, что уже нашел несколько вариантов на нашу комнату. Я смотрела на него и не могла поверить, что может быть так много счастья в один день. Я обняла мужа и сказала ему, что очень люблю его, что простила его и что обязательно мы будем вместе. Мы пошли на залив и разожгли костер. У нас начинался медовый месяц, через четырнадцать лет после свадьбы.
Глава 5. Подарок от Бога.

Дети - дар от Бога, Cвыше
И отрада дней земных.
Пусть от нас они услышат
Весть о том, Кто дал нам их. - Спер.
Мы создаем мир завтрашнего дня, занимаясь детьми в день сегодняшний.

Все варианты мы посмотрели и остановились на одном. Это была комната с двумя окнами и балконом. Окна выходили в зеленый двор, в трехкомнатной коммунальной квартире, в сталинском доме, рядом с метро. У соседей было тоже двое детей, ровесники нашим. Жизнь вошла в размеренное русло, но желание знать больше о Боге возрастало с каждым днем.
Мужу, детям и соседям я каждый день говорила о Боге, умоляла их раскаяться в своих грехах. Скоро они перестали слушать меня и разбегались по комнатам.
Однажды, спускаясь утром на работу, я обнаружила в почтовом ящике, книгу в черной обложке. Книга называлась ,,Новый завет''. Я начала ее читать и не могла оторваться, потому что книга была о Христе, о его учениках. Вопросов было не мало, ведь книга писалась очень давно, но я уже никогда с нею не расставалась.
В один из дней, я ехала в метро, и читала Новый завет. Ко мне подошла девушка и спросила, хочу ли я знать больше о Боге? Я ответила, что очень хочу и она пригласила меня на службу церкви Христа, в кинотеатр Колизей...
Народа был полный зал. Все что-то кричали с мест, пели вставая гимны, обстановка была очень веселой и непринужденной. После службы, к нам с сыном, подошла молодая женщина и спросила, хочу ли я изучать Библию? Я как-то растерялась и толком не смогла ничего ответить. Женщина рассказала о том, как Бог изменил ее жизнь. Я, в свою очередь, поделилась о своей жизни. Она сказала, что мне надо обязательно креститься и стать учеником Христа. Мы прошли несколько занятий из Библии и я крестилась. Но стала ли я учеником Христа? Нет, конечно, не стала. Мне было интересно бывать на службах, общаться с сестрами, братьями. Муж сначала терпел мои походы, потом начал ворчать и вообще перестал меня отпускать. Но если ученик Христа отсутствует на службе, к нему приходят домой сами ученики. Наш дом превратился в проходной двор. Как раз в это время, я узнаю, что жду ребенка. Мне уже 42 года, пора няньчиться с внуками, а здесь такое! Муж и старшие сыновья были против, так как в стране началась перестройка и денег ни на что не хватало. А я только плакала и молилась. Я очень благодарна сестрам из церкви: Юличке Авхутской, Мариночке Маловой, Натачке Элгашовой и др., они поддержали меня тогда. Родился еще один мальчик, здоровенький, около четырех кг веса, c карими глазами и светлыми волосами. Я была очень счастлива, ведь с каждым ребенком мы проживаем новую жизнь, в которой стараемся не повторять старых ошибок.
Перед рождением ребенка, соседи наши покупают квартиру в новом доме и съезжают от нас. В самой маленькой комнате, они остаются все прописаны, она закрыта, зато освободилась большая и мы с малышом ее занимаем. Я каждый день благодарю Бога за все. Ко мне каждый день, приходит сестра из церкви, моя дорогая, Хахаева Наташа и помогает ухаживать за ребенком, за что я ей бесконечно благодарна. Из моего среднего сына тоже получилась хорошая нянечка. Он охотно стирал и гладил пеленки, гулял с малышом, купали его тоже вместе. Малыш рос и радовал нас каждый день.
Отношения со свекровью изменились в лучшую сторону. К нам она приезжала всегда с подарками. Но подарки нам делала не только свекровь. Наше государство тоже вспомнило об очередниках на жилье и приготовило нам чудесный подарок. За что мы ему очень благодарны. Выделило нам денежную субсидию на приобретение жилья. Её как раз хватило на то, чтобы выкупить комнату соседей. Квартира стала отдельной. Старшие сыновья, на тот момент, уже обзавелись своими семьями и тоже приобрели жилье по программе ,,Жилье для молодежи''.
Глава 6. Под Его защитой.

Под Его крылами безопасен я,
Днями и ночами Он хранит меня,
Тьма кругом и ветер валит меня с ног,
Но мне Слово светит и со мною Бог. - Каллинг.
Те, кто любят Господа и служат Ему на земле, в небесах почувствуют себя как дома.

На семейном совете решили покрестить малыша в Лавре Александра Невского. Сначала я решила поехать и узнать, что для этого надо. Я вошла в храм и сразу направилась к ларьку. А в своей голове я опять слышу чей-то голос: ,,Почему ты не перекрестилась?'' Я начала креститься и молить Господа о прощении за свою безалаберность. Подойдя к иконе Матери Божией ,,Скоропослушница'', в моей голове опять зазвучал вопрос: ,,Почему ты не одела платок?'' Я быстро сняла с шеи шарф и одела его на голову, прося прощение у Божией Матери. Возвращаясь домой, я думала о храме. Поняла, что в храм нельзя просто за чем-то забежать, совсем нето место. А придти надо с огромным желанием в сердце, с трепетом в душе - именно сегодня славить Бога и молиться вместе со всеми. Тогда и молитва будет очень искренней, горячей и ничто не будет отвлекать от нее.
После крестин, я рассказала священнику о том, что не хожу в православный храм, хотя в детстве родители нас крестили в храме. Но я не осмелилась сказать ему о церкви Христа. А сама теперь каждый день думала только о храме. Перед своей службой, всегда старалась зайти ненадолго в Александро-Невскую лавру. В храме мне было очень хорошо. Каждый день я спрашивала в молитве у Бога, в правильную ли я хожу церковь? Приближалась пасха, и Бог ответил на мою молитву. Каждый день я находила маленькие иконки, кем-то оброненные. Это продолжалось до самой пасхи. Желание быть на службе в храме все возрастало и возрастало. На пасху я пошла в храм, на утреннюю литургию. На исповеди обо всем искренне, рассказала священнику, покаялась. В ответ услышала, что я оказывается, много лет грешила против Бога и православной церкви и не могу быть допущена к причастию. Священник дал мне молитвы, сказал о чем и как молиться в течение месяца, а затем подойти именно к нему на исповедь. Целый месяц, я молилась и постилась, а утром пошла в храм, на литургию. Подошла к моему дорогому батюшке, отцу Владимиру. Он долго беседовал со мной, а потом допустил к причастию святых тайн. Искренне раскаившись и причастившись, я почувствовала в душе великую радость, легкость во всем теле. Из храма уходить, мне уже совсем не хотелось. Служба давно закончилась, а я все ходила и ходила по храму. Через слезы, вглядываясь в лица святых, Божьих угодников, которые молятся за нас Господу. От всей души благодарила Бога и всех святых.
Вырос мой младший сын и теперь мы вместе ходим в храм, вместе преклоняем колени перед Богом, в молитве. Старшие мои сыновья и муж Бога не отрицают, но в храм не ходят. Однако я не унываю, потому что у Бога есть для меня ответ; 1-е Коринфянам, Гл.7 ст. 14;,, Ибо неверующий муж, освящается женою верующею и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы не чисты, а теперь святы."
Какой потрясающий стих! Как же Господь любит нас! Семья очень важна для Бога. Он называет её ,,одной плотью". ,,Оставит человек родителей своих и прилепится к жене своей и станут они для Бога одной плотью". Поэтому очень важно вести себя правильно в семье каждой женщине. Во всем слушаться мужа своего. Так хочет Бог. ,,Муж - глава жены.'' Именно такие отношения благословит Господь! Я это испытала на себе. И, конечно, молиться за мужа, за детей, каждый свой день доверять Богу. Открывать свои сердца перед Богом в молитве. Конечно, Он знает о наших нуждах, но Бог хочет, чтобы мы в молитве обращались к нему, и на искренние молитвы Господь всегда отвечает.
Соединитесь с Христом, уже здесь, на земле и ваша жизнь засияет новыми красками. Наполнится новыми чувствами. В лице Христа вы обретете не только личного спасителя душ ваших, но еще и друга, советчика, защитника, помощника, наставника. Знайте, Господь всегда вас ждет, Он всегда рядом с вами. А обратиться можно и краткой молитвой:
«Отец Наш Небесный! Во имя Иисуса Христа, Господа и спасителя нашего, я прошу о прощении моих грехов. Прости мне пожалуйста, все прегрешения, которые я совершил ( а ) в своей жизни. Я знаю, что Иисус уже умер за мои грехи, поэтому дай мне сил противостоять любым искушениям, впиши мое имя в Книгу жизни, которую Ты пишешь на Небесах, для избранных своих. Не оставь меня Своею милостью! Во имя Христа я молился (ась), аминь.»
Я, конечно, дорогие читатели, не писатель, но буду очень рада, если моя повесть поможет придти кому-то к Богу, познать истину и пути спасения своей души.

Спасибо Богу за все! Пусть будет благословенно Его имя на всей земле!
Спасибо, что выслушали меня.

С любовью - Н. В. Книга.

Свои отзывы и вопросы вы можете оставить на адресе моей электронной почты: ninakniga@gmail.com