Куба и Швеция - эко-социализм на марше

Виктор Постников
Две страны, которые всегда вызывали у меня восхищение, показывают пример того, как можно построить свой, национальный эко-социализм. 
Недавно две передачи – репортаж о Швеции корреспонденткой Би-Би-Си, и тематическая передача на радио «Свободе» о Кубе - снова напомнили мне  об этих двух странах.

Репортаж о Швеции опять обострил мое чувство ревности к этой стране.  Корреспондент Би-Би-Си говорил о жизни в этой стране, как мне показалось, с некоторой завистью. Представьте себе страну, в которой удачливый бизнесмен и уборщик мусора пользуются одинаковыми правами, имеют приблизительно одинаковую зарплату и уровень жизни, а их дети ходят в один и тот же детский садик...  Страну, где чистота воздуха, воды, природы – приоритет номер один, где люди ценят свою историю, культуру, умеют работать и отдыхать.  Страну мирную, без раздоров и войн. (Последняя война в 1814 г. – 200 лет назад !)   

Швеция, в большой степени противоположная нам по истории,  близка к нам, не только географически, климатически, но, надеюсь, и ментально.  По крайней мере, для северной части России. Ведь русские могли не воевать с ней, а учиться у нее! *
Эко-социализм в Швеции не провозглашается, а утверждается. Этому способствует разумная политика ограничения прибылей бизнеса, большие налоги (до 65%), стремление правительства выровнять культурно все слои населения, предоставить им одинаковые возможности и  права, высокий уровень жизни. И не в последнюю очередь, престиж рабочей профессии, и вообще профессионализма в любой области. Это ли не идеал эко-социализма?

 О Кубе у меня романтическое представление не только из романов Хемингуэя и Стивенсона, но главным образом после кубинской революции, и т.н. кубинского кризиса. Любовь к этой стране зародилась очень давно, еще в школьные дни.   О стойкости кубинцев я узнал,  посмотрев фильм «Сила со-общества: Как Куба справилась с нефтяным эмбарго»**.  После коллапса Советского Союза, и прекращения поступления на Кубу топлива, продовольствия и промышленных товаров, страна оказалась на грани развала.  На это очень надеялись США.  Но этого не произошло.  Кубинцы голодали, но не стали ждать помощи извне.  Разбили около дома огороды, отказались от машин, от долгих поездок.  Перешли к режиму жестокой экономии.  И выжили. Более того, их опыт можно рассматривать как метод выживания в условиях ограничения топлива (пикойл) и других ресурсов.  После окончания нефти, большинство стран рано или поздно столкнутся с подобным  кризисом, и только устойчивое органическое земледелие и самодостаточность могут спасти эти страны.  Нам бы поучиться.

Пару дней назад, слушал передачу по радио «Свобода» о Кубе. Комментаторы в недоумении: «Если ты бедный, то почему такой веселый?»   Именно потому, господа, что богатство не измеряется шикарными машинами и пентхаузами. Есть вещи повеселее – солидарность, музыка, природа.

Кажется, это почувствовали и русские.


    


_____________________________________________
*К этой стране у меня нежные чувства еще потому, что в 1923-году мой отец, тогда еще юноша 17 лет, искал  работу в Питере, чтобы прокормить своих деревенских братьев и сестер, оставшихся без отца.  Он бродил от одного завода к другому, но никто не брал его не работу.  Единственный, кто взял его на работу и таким образом спас от голода всю семью, был швед, работающий на фирме "Лют и Розен" по ремонту кораблей на питерской верфи.

**http://video.google.com/videoplay?docid=-1721584909067928384