О непротивлении злу

Павел Гурачов
Сказано: «…ударят по одной щеке – подставь вторую…». Попытаемся проанализировать высказывание, хоть на это и не было расчету в священном писании, но все же…
Вообще есть еще два варианта развития событий: ударят по одной щеке
- ударь в ответ
- развернись и уйди
(психопатический вариант – убей – рассматривать не будем).
Вариант дать сдачи является естественной непосредственной реакцией, в особенности, если ударили несправедливо. Если же ударили за дело (ляпнул или сделал чего-нибудь нехорошее), то это дело и было первой пощечиной с вашей стороны. Идя таким путем дальше, мы можем создать довольно длинную цепочку из взаимных оплеух, выраженных в разной форме. Более того, мы можем не прийти к ответу на вопрос «кто первый начал?», продолжая цепочку в глубину всяких первородных грехов. Есть такое высказывание, более позднее: «родился и уже виноват». Остановить цепь зла можно прощением, искренним, конечно. Но стоит ли подставлять другую щеку? Может правильней просто уйти? Или вообще поблагодарить? Или обнять и поцеловать от души?
Рассмотрим вариант, когда по роже схлопотал несправедливо. С психологической точки зрения ударявший бил не вас, а собственное содержание. И если подставить вторую щеку, а потом не дай Бог третью и четвертую, то содержание, таким образом, издевается – мол, сколько не бей – мне все равно. Подставляющий свои щеки, как бы унижает вас своим непробиваемым равнодушием. Вот если бы он расплакался или ударил в ответ, то смог бы дать возможность увидеть достойного соперника в этом мире, что разумеется эффективнее при разборках с собственными бессознательными содержаниями. Даже рекомендуют в сновидениях стараться наладить эмоциональный контакт со своей тенью, представляющейся часто в обликах страшных злодеев. Хотя вопрос о содержаниях может быть гораздо сложнее – каждый случай индивидуален.
А если уйти? Это может быть факт игнорирования, означающий «тебя не существует», либо восточный принцип не двойственности, который упрощенно можно перевести, как «ты не меня ударил, ты себя ударил». Таким образом работает психологическая защита. Крайний вариант этой установки может привести к полной изоляции и отказу от взаимодействия с проявлениями бытия (нирвана).
Итак, мы стоим перед выбором – продолжать цепочку зла в мире или прекратить размножаться и спокойно вымирать?
В 1927 году Итигелов собрал своих учеников в монастыре и сказал им, что уходит в нирвану. Ученики вместе с ним должны были читать мантры и молитвы, а после посадить его в кедровый ящик. Ровно через 60 лет его нужно достать и посмотреть, что стало с его телом. Так и сделали. Оказалось, что на теле отсутствуют какие-либо признаки разложения. Нетленный Итигелов так и сидел в позе лотоса, печально склонив свою голову. Монахи снова опустили Итигелова в ящике, однако информация о чуде каким-то образом просочилась за пределы монастыря. Через какое-то время храм навестили советские ученые, и монахам пришлось снова доставать Итигелова. Итигелов также был совершенно цел и невредим, без запаха, без тлена. Ученые не поверили своим глазам и подняли архивы на Итигелова. Выяснилось много любопытного и непонятного. На анализ были взяты части тканей эпителия Итигелова, волосы и срезы ногтей. Итигелова опустили. Собранные образцы подверглись основательному анализу, и перед ошеломленными исследователями предстали результаты полной сохранности органической структуры тканей! Уже совместно с зарубежными учеными в Бурятию была отправлена новая экспедиция. На этот раз Итигелов переодетый в торжественные наряды сидел в застекленном шкафчике, также печально опустив глаза. По всей округе ходили слухи о чудодейственности этого места, приезжали многочисленные паломники и туристы. Местные жители были уверены, что Итигелов не умер, но лишь заснул на много лет после медитативного просветления. Наверное, какие-то невидимые связи удерживали ауру или еще какие-либо тонкие тела Итигелова с этим миром. Может какая-то идеальная сущность, когда-то одаривающая жизнью тело монаха, теперь не давала распасться Итигелову на атомы. Паломники и туристы трогали за руку Итигелова, тихо молились и страстно верили в чудо. Новая экспедиция, где участвовали именитые ученые из нескольких стран, на этот раз всерьез занялась феноменом Итигелова. Помимо уже привычных проб тканей, был проведен комплексный анализ с использованием УЗИ, спектрометрии и рентгеновского излучения. Тело Итигелова измеряли на содержание воды, солей и прочих веществ. Оказалось, что масса Итигелова от прижизненной отличалась на 40%, по всем остальным показателям биохимический состав Итигелова был почти идентичен телу нормального живого человека. В мозгу Итигелова электрохимических сигналов не обнаружено. На поверхности кожи обнаружены споры несколько видов грибков, бактериальная флора, по всей видимости, существенной роли не играет. За две с половиной недели исследований бурятские монахи непрестанно тихо молились у врат храма, куда вход был строго настрого запрещен. Когда измученные и утомленные ученые со своими приборами вышли на свежий воздух, местные бросились к телу учителя, прося прощения у небес. Итигелова убрали обратно в кедровый ящик и спрятали от греха подальше.
До сих пор загадка тела Итигелова не разрешена. Но по нашему мнению, если брать в расчет первую часть данного очерка, Итигелов действительно находится в нирване. Каким образом существует он в данный момент («он» как «Dasain» или «здесь-бытие»), сказать невозможно. Может, летает над землей, с ужасом и горечью наблюдая за всем этим безобразием, может, видит райские сны, может, и нет Итигелова, а есть только его нетленное тело. Может, проснется он, может только и мечтает разложиться до конца и не просыпаться вовсе. Мы ничего не знаем. Но верить в чудо хочется. Попасть в нирвану можно было вполне, не ответив на удар по щеке. Итигелов может, просто развернулся и ушел, когда какой-нибудь глупый красноармейский бурят «ударил его по щеке», а тот так никогда ничего никому и не ответил, разорвав цепочку зла.
Но мы точно знаем кое-что о первой половине его жизни – до монастыря. Фиг бы Итигелов щеку подставил или ушел! Это был наглый бурятский хулиган, постоянно смоливший цыгарку. До нас дошло несколько свидетельств от стариков, вспоминавших безобразные выходки Итигелова. Все его набеги со шпаной, воровство скотины, пьянки, грабежи, драки. Он, намотав ремень на кулак и приняв стойку журавля (его обучил основам ушу один китаец – Ли Цзя), делал выпад в сторону честного партийца бурятской республики, вкусно сплевывал кровь, получив удар по затылку от ТТ, и дико ржал, раскрашивая перед всеми свои желтые зубы. Его засаленный ватник и тяжелые кирзачи своим черным оттенением и вонизмом не добро предупреждали местных жителей. В свое время его боялись, только потом молились (хотя, по мнению Ницше – один фиг).
Говорят, что Итигелов лет пять оттрубил на приисках в Якутии. И вроде бы там он и познакомился с основами буддизма, что и перевернуло всю его жизнь. Итигелов вышел, пытался работать, строить карьеру, создавать семью. Но ему быстро все надоедало – он во всем видел бесконечную цепь зла. И каждый день шептал ему – разорви ее, разорви ее…, и он разорвал – проглотил обидку, сел в позу лотоса, помолился и ушел в вечность.
А как поступать нам, простым смертным, если бьют по щеке? А никак. Вспомните любой случай удара – что мы видим в первый момент? Удивление. Несчастный хватает ладонью свою щеку и удивляется с недоумением и жалостью. Человека вообще жаль в первый момент, если он получает по щеке. Вот если кулаком по роже – это другое дело. Просто шлепок по щеке – это, как правило, между парнем и девушкой, женой и мужем, ребенком и взрослым. Это краткий всплеск обиды, досады. Здесь нет настоящей агрессии. Поэтому христианская версия кажется немного нереальной, странной. Воспринимать ее надо с точки зрения прощения, а не буквально. А помахаться – это можно, в определенном возрасте даже полезно. Ну или на войну…