Хобби как рудимент

Павел Гурачов
Под термином «рудимент» мы привыкли понимать орган, утративший в процессе эволюции свою основную функцию.  В связи с этим, сам орган атрофируется, однако может выполнять некие иные, малозначительные задачи.  Если рассматривать данный термин несколько шире и распространить его значение на сферу человеческой деятельности, то окажется, что своего рода рудиментами могут быть  различные ритуалы (наряжание новогодней елки, свадебные и похоронные обряды и пр.). Как уже мы отмечали ранее, профессиональная деятельность современного человека далеко не всегда соответствует его природной предрасположенности. Здесь следует учитывать эффект так называемой родовой памяти, когда на протяжении тысячелетий наблюдалось относительно медленное и слабо дифференцированное развитие культурно-хозяйственной деятельности человечества. Действительно, по сравнению с последними несколькими столетиями, за огромный временной период от примитивных доисторических культур до нового времени в сфере деятельности человека кардинальных скачков не наблюдается. Так изначально в простейшем социуме можно выделить как минимум две части – материально-производственную и духовно-смысловую. Любое, даже самое малочисленное племя, например, каких-нибудь заполярных оленеводов, помимо самих оленеводов непременно должно включать одного или нескольких шаманов. Задача последних формировать и определять «картину мира» и ряд духовно-идеологических концептов, на основе которых задается миропорядок, целостность и устойчивость в развитии данного этноса.
В процессе исторического развития в зависимости от условий окружающей среды и пр. наблюдается дифференциация производственных сил. Появляются группы с разным характером деятельности – земледельцы, охотники, рыболовы, войны, кочевники и т.д. и т.п. Происходит расслоение на знать и простолюдинов. Появляются знахари, жрецы, врачи, посредники – купцы и торговцы; мастера, ремесленники, строители…
 В итоге мы можем определить довольно ограниченный спектр «профессий» для нескольких тысячелетий прошлого. Последующие процессы глобализации и империализации привели к появлению суперэтносов, в состав которых могли входить несколько производственных групп под «идеологической крышей» государственной религии.
Короче говоря, мы вправе выдвинуть гипотезу, согласно которой в процессе культурно-хозяйственной эволюции происходило родовое закрепление определенных способов деятельности на генетическом уровне. Разумеется, мы не претендуем на раскрытие биологических механизмов, и такое громкое заявление строится пока на интуитивной догадке. В ее основе, на наш взгляд, базируется  эффект предрасположенности. Его суть заключается в том, что тяга к определенному виду деятельности и вообще типу восприятия действительности (психологические функции по К.Г.Юнгу) проявляются уже в раннем детстве. Человек не рождается tabularasa, психическое содержание определяется структурными характеристиками. Психика автономно как бы вычленяет из окружающего мира то, к чему она изначально предрасположена. В конечном итоге это формирует вкус, привязанности, интересы, предпочтения. Одному нравится конструировать модели самолетов и кораблей, а другому придумывать фантастические истории. Один любит руководить и быть лидером, другой проявляет аналитические качества. Кто-то активно исследует окружающее пространство, кто-то увлечен общением. У человека всегда есть то, что ему по душе, то к чему он абсолютно равнодушен и то, что ему просто не нравится, раздражает. Только в самых редких случаях человеку нравится все и все интересно и, наоборот, наблюдается равнодушие ко всему. По нашему мнению, психологическая предрасположенность имеет надиндивидуальную, родовую природу, и является результатом многовекового историко-культурного развития. Возможно сравнение психологической предрасположенности с каким-либо органом, появившимся в результате биологической эволюции.
В современном мире, который явился результатом скорее не эволюции, а научно-технической революции, произошел существенный сдвиг в приоритетах деятельности. Огромная техническая масса требует соответствующего обслуживающего персонала. Все архаичные сферы деятельности, закрепленные в психологической предрасположенности людей, отходят на второй план. Теперь современный мир нуждается в инженерах, экономистах, программистах, аналитиках, менеджерах, ученых, чиновниках, политиках, космонавтах и т.д. и т.п. Чего говорить о супервайзерах и менчендайзерах? Тем не менее, психологическая энергия, которая должна была идти по руслу психологической предрасположенности, перераспределяется на новые виды деятельности (вчерашняя доярка теперь сидит в офисе за компьютером, а прирожденный воин бесится на фондовых биржах). Таким образом, происходит атрофия основной, природной функции. Однако подсознательно человек все-таки тянется к исконно-архаичной родовой  природе. Все-таки часть энергии должна быть отработана через рудимент психологической предрасположенности. Поэтому в свободное от основной работы время успешный бизнесмен едет на охоту или рыбалку, физик-атомщик «рубится» в компьютерную стрелялку, чиновник изучает астрологию и эзотерическую литературу, экономист в гараже изготовляет деревянные игрушки и простую мебель, а менеджер по рекламе летом на участке выращивает овощи.
Таким образом, хобби, как любимое занятие, не ставшее профессией, стало необходимым элементом в жизни современного человека. Хобби имеет чисто психологический эффект. Основная задача хобби – сохранение и защита родовой функции, на тот случай, если современный информационно-технический мир потерпит крах (об экологических проблемах излишне говорить).
И наконец, если читатель заинтересуется вопросом о собственной психологической предрасположенности, мы предлагаем ответить на простой вопрос:
Что бы вы делали, если бы у вас было все, о чем можно только мечтать?
(ответ «ничего» либо поспешен, либо говорит о депрессии, ведь тело в состоянии полного покоя – труп).