21 Тема Трик3

Александр Шадрин
         

Давным- давно приметилось, что почему-то приезжающие к нам люди, стремились долго- долго рассказывать про свою жизнь, и всё больше в плане описания отношений с родственниками и друзьями по работе. Сначала я терпеливо слушал, потом терпел перечисление анкетных данных виновников их бед, и, наконец, понял, что излияние Души в таком ключе, никому не нужная трата времени. Именно знание Порядка Вещей, даёт возможность не встревать с головой в ситуации. Достаточно понять суть проблемы, чтобы начать предметный диалог по поводу того, какими обстоятельствами они вызваны. Долгие перечисления имён обидчиков отпадают за ненадобностью сами по себе. Что толку описывать, о какой именно колышек на заборе ты порвал штанину, лезли- то на него мы сами.

Так, постепенно, я научился меньше вникать в общие перипетии. Лишь прошу, желательно кратко, оговорить свои трудности, чтобы потом больше уделить внимание на раскрытие Порядка Вещей по этой теме, в процессе чего и открывается для человека самопонимание и самокритичное видение своей ситуации. В итоге человек не получает какой- то конкретный совет, а проясняет для себя степень своего участия в усложнении сложившейся жизненной ситуации, и открывает возможность поиска в себе более правильной реакции, или изменения уже сложившейся.

Эти диалоги были довольно частыми, потому, что во времена строительства храма, к нам приезжало много людей с кучей обид на всё и вся. Чаще всего, конечно, общение шло с Мариной на медицинские темы, но, когда подходила пора перечислять поимённо своих обидчиков, она звали меня, чтобы попытаться изменить направление вектора в поиске виноватых. В это время шла обоюдная школа, при которой мы учились доскональному самоанализу поступков, осознанию необходимости наработки в себе постоянной душевной покаянности.

И сейчас по старой памяти иногда кто- то приезжает для общения по сложным жизненным темам или присылает своих друзей. Но это происходит всё реже. Думаю потому, что в те времена срабатывал магнит благословения на постройку храма, и люди приезжали, ведомые Ангелами с раскрытыми миру Душами. Но, дело сделано, и поток иссяк. А сами по себе, без вдохновляющего душевного участия, люди становятся инертными. Да, они видели и ощущали перемены в себе в своё время, но обыденная жизнь показала свою силу и убедила многих, что подобные моменты Божьей помощи не вечны, и отступают, когда мы перестаём в ней нуждаться. Привычная рутинная жизнь сильнее. На постоянное поддержание себя в состоянии почерпнутого здесь уюта и спокойствия,  требуются немалые личностные усилия, которые без внешней поддержки, тратятся на другие нужды. Но уже хорошо, что они понимают- место, где можно расслабляться до душещипательности, и самым естественным образом, существует. Это их греет, и остаётся в их памяти, как некая скорая помощь на всякий случай. Но, со временем, и это стирается.

Сейчас всё больше приезжают друзья друзей со своими проблемами, мол, когда- то им помогло, может повезёт и нам, конечно не понимая того, что в то время работал Промысел, и была абсолютная возможность проявить себя в богоугодном деле, и получить награду, замечу, свыше. Но людям не особо нравится говорить о своих усилиях по преодолению себя в те времена, а без этого оставался в памяти лишь фактор чудоисцеления. Вот люди, наслушавшись о чудесах, и едут за ними, и иногда удивляются, когда Марина начинает вместо каких- то таинственных манипуляций, учить их как правильно молиться, как готовится к посещению храма, и о совершенно непонятном им покаянии.

Сейчас в основном приезжают к жене, как к врачу с православным взглядом на мир, а я лишь сторонне наблюдаю, про себя анализируя ситуацию, и всегда готов что- то посоветовать при возможности. Но чаще всего обходится без этого, потому, что я и сам вижу, что нынешние людские семейные проблемы или болячки возникают чаще всего лишь для того, чтобы сделать первые шаги в вере. Болезнь их сближает, уводит от вечных личностных проблем, заставляет крутиться, передвигаться, проявлять свою любовь к ближнему. Чувствуется, что некоторые люди принимают у Марины советы, какие молитвы читать, какой храм посетить, как себя подготовить к этому, но с некоторым разочарованием. Им всё- таки хотелось бы чего- то более быстрого и лёгкого. На самом деле, когда они приезжают через неделю, другую, то и тогда заметны некоторые улучшения даже при первых неумелых попытках искренне молиться и ходить в храм.

У нас есть друг, о котором я недавно вспоминал, и который во времена обычного житейского безверия, натворил на семейном поприще кучу глупостей. А сейчас, приобщившись к вере, стал понимать это, но как разрешить правильно, богоугодно, свою ситуацию, пока не знает. Несколько лет ездит по святым местам в поисках правильного совета, но все они сводятся к одному, идти в монастырь. Я много раз невольно слушал их с Мариной телефонные переживания, и понял, что проблема в том, что нет духовного наставника, который бы смог услышать Душу  человека, а лучше Ангела, и только на этом основании давать благословение, а, не исходя из того, что положено или нет.

По этому поводу у меня помощи не спрашивали, но своё мнение я с Мариной оговаривал, и она пыталась его предложить, но сложность в том, что мы миряне, а совет или благословение положено получать от священника. В конце- концов, чтобы понять правильность своих взглядов, я решил, как в былые времена спросить о данной ситуации своего Ангела- хранителя. И вот что Он проговорил во мне после того, как я отключил собственные мысли.
«Семейная жизнь не грех для Бога, ведь она своей многогранностью и наибольшей искренностью отношений, позволяет взращивать сыновьи чувства по отношению к Отцу Небесному. Для него равнозначно; и служение Божьим пастырем, и воспитание сына- будущего Божьего пастыря.

 А вот насильное давление на свою Душу, которая не готова к более доверительному служению, грех явный. Мы утопаем в гордыне, когда своё несовершенное нутро, с которым не справились сами,  соизволяем доверить Богу, пусть мол Сам разбирается. На самом деле монастырь не место, куда можно взять и пойти, как в баню, отмываться от прошлых грехов. Не сумев это сделать в миру, там можно легко набрать кучу новых, ещё более серьёзных. Монашество- служение не по выбору разума, а по- Божьему. Сам же пойдёшь, слёз нахлебаешься. Ведь физическое нутро прежде стоит уготовить к особенностям укромной и скромной жизни в вечном послушании, и неукоснительном исполнении молитвенных правил.

 А подобные качества приживаются навсегда, лишь, когда мы постепенно воспитываем их в себе через отшелушивание рутинности жизни. Чаще всего подобный, «добрый» по отношению к себе, выбор, кончается серьёзным разочарованием, и гневным уходом обратно в мир. А строгости в брачных отношениях наработаны, скорее, для закрепления ответственности, при уменьшающейся любовной магнитности всё более маловерной жизни людей. Люди забывают, что всё с ними происходящее, хорошее- ли, плохое, по сути и есть Божье промышление. И поэтому даже то, что освящённый брак распался, не могло обойтись без Его участия. И ставить человеку условия, по прошествии нескольких лет, вернуть его или остаться одному на всю жизнь, весьма вредное деяние. Человеку навязываются два выбора, или насильно, по отношению к не готовой Душе, идти в монастырь, или, обидчиво проигнорировав все православные традиции, уйти в мир. И оба эти пути не богоугодны.»

Я стараюсь не навязывать свои осмысления тем, кто рядом, но не пытается заговорить со мной на больную тему. Ведь, если болезненное состояние ещё не привело человека к некоторой переоценке собственного участия в этом деле, то Душа и не подскажет правильное направление в поиске облегчения. И пока получается, что человек мечется, спасая себя, практически вслепую. Настанет момент, когда боль заставит человека снизойти к молитвенному кличу о спасении, и тогда, Душа сама подведёт человека к нужному выбору. Я знаю то, что достаточно по доброму просочувствовать человеку, а не навязывать ему свой опыт, и тогда, тем Душам, от кого зависит решение возникшей проблемы, бывает легче найти оптимальное решение.

 Так и случилось. После многочисленных советов старцев всё же уйти в услужение в монастырь, чтобы приостановить неправильный выбор, я решил просто передать ему этот текст для продления раздумья. Но этого не понадобилось, так как пришло письмо от одного мудрого старца, который и благословил нашего мытаря на брак. Теперь дело казалось бы за малым, как преодолеть те препоны, которые обычно уготавливает наше мирское не верующее окружение в борьбе с любым человеческим выбором по- Божьему Слову. Но, как я и пояснял, совершенно не правильное толкование Божьей помощи, как в первую очередь, советы друзей, мудрых старцев, найденных нами в нелёгких трудах паломнических- сыграли свою, недобрую роль.

 В таком деле не должно быть спешки, и человек сам бы почувствовал сердцем ту избранницу, к которой бы его подтолкнул его Ангел. А так, ажиотажная спешка, смиренный выбор, более понужденческий, чем духовный, привели к быстрому расстройству сближения. И в итоге- полное разочарование в мирской жизни и молитвенный уход в себя, более похожий на бегство. И сейчас лишь работа на скромные нужды и утопание в духовных книгах и молитвах. Не думаю, что это правильный выход. Из недолюбленных, вряд ли получатся хорошие служители, даже верующие. Хотя…Возможно, человек уже родился для служения, а жизнь лишь проверяла его, и указывала на слабые места. Есть надежда, что Ангел не будет долго ждать и коренным образом изменит ситуацию к лучшему.