национальный вопрос

Иван Буранов
                Национальный вопрос  и национальная идея.



В трудные моменты предвыборной истерии в нашей стране, традиционно остро, но  непременно тупорыло, встает национальный вопрос. И в этот раз не пронесло.  Это охота за ведьмами, точнее за голосами малообразованных и легковозбудимых  граждан. Национализм, изначально сидит в каждом человеке, особенно мужского пола, и еще особеньнее  в молодом. Это инстинкт. Инстинкт защиты своей территории и своих женщин от чужаков. С возрастом значение полового влечения ослабевает, а ум, как правило, хотя, последнее время, все более как исключение, крепчает. Человек становится спокойнее и мудрее и его уже не так просто затащить на баррикады лозунгами « мы такие то и сякие, и поэтому мы лучше всех. Бей не таких как мы!».
Вопрос – когда национализм – это плохо, а когда очень плохо?
Ответ – плохо если человек, допустим, считает себя русским, владеет кое как языком, имеет нужный цвет волос и глаз, и на основании этих непроверенных данных уверен – что он лучше людей других национальностей. Очень плохо – если он, в добавок ко всем этим заблуждениям, еще и ненавидит  других людей.
Сегодня на повестку дня вытащили такую дилемму – «русский или россиянин». С таким посылом – «мы русские, должны бороться за особое осознание своей национальной идентичности. Мы – титульная нация. Мы – основополагающая нация».
Глупо!  Психология слабого народа. Идеология малого и слабого народа.  Что есть цель подобной идентификации? – выделение народа с помощью вербальных  интервенций сомнительного свойства. Ежели народу нечего более ставить своей целью, как восхваление своего имени, это страшная деградация народа. Тем более втройне глупо что подобные сублимации уводят самосознание народа от национально – государственной идеи. А национально – государственная идея Руси – России – равноправное   объединение разных народов и этносов, вокруг идеалов  справедливости и взаимного уважения. Эта идея есть. Она жива, и даже до сих пор. Ее ни кто не придумал, она родилась в условиях суровой борьбы за выживание.
Смогли же тысячу лет назад наши предки отказаться от местечковых традиций и племенных названий. Смогли же поляне, древляне и другие сказать – «мы – Русь!»
Вот тогда она и родилась идея. Родилась, жила, прошла страшные испытания, и смогла раздвинуть свои границы от узкой полоски по Днепру и Ильменю до Тихого океана и Китая. Национальная идея есть, не надо только ее забывать.
Теперь о именах. Русь и Россия – это тождество, одно и то же. Происхождение названия не установлено достоверно. Чаще всего нации и народы получали название от соседей. Названия  многих народов далеко ушли от них самих. Названия смешались и перепутались. Один народ мог называть другой – «дураками», а их страну «землей дураков», а затем этот же народ переселялся в эту же землю. Не трудно догадаться как называли такой народ. Одно племя могло называть себя – «большие, смелые люди», а соседи называли их «бестолковые болваны». Менялись языки и смыслы, но и сегодня названия некоторых народов переводятся на другие языки примерно так - «черные», «воры», «людоеды», «люди, живущие с краю». Неизвестно что имели в виду греки, когда назвали наших предков Русь. Может это было название племени, или от названия реки, или от названия озера, трудно сказать что думали византийцы о людях, приходивших в гости большим войском и требовавших дани. Не известно что думали греки, но известно что стало означать это слово для наших предков в дальнейшем. Равноправное объединение все большего числа народов.
По моему, сегодня, мы русские, как народ великий, и великий прежде всего тем, что считает другие народы абсолютно равноправными, должны поставить знак равенства между понятиями – русский и россиянин. Великий только народ может отказаться от восхваления этнографической идентификации в пользу большой, здоровой идей равноправной многонациональности. Если на вопрос – «вы русские или россияне» мы ответим «для нас это одно и то же, для нас главное что наше государство стоит на основах равноправия и взаимоуважения всех народов», если мы так скажем, смогут ли тогда тунгусы или чуваши гордится тем что они тунгусы и чуваши? А если мы будем самозабвенно твердить – «мы русские, мы титульная нация, мы градообразующая нация», как же тогда татарам и удмуртам не говорить что они удмурты и татары. Я бы вообще постепенно понятие «нация» выводил из денежного обращения, подменяя его на «этнос». Этнографическую самобытность непременно нужно сохранять, и языки, и культуру и обычаи. Что в этом плохого? Хотя некоторые обычаи можно оставить в прошлом. Ну например обычай – драка на свадьбе. Или такой обычай – прыгать ночью через костер без трусов, оно конечно весело, но ведь опасно, почему не надеть трусы из огнеупорной материи?
Или такой обычай – каждый месяц самую красивую девушку отдавать в жертву чудищу лесному. Жалко девушек, да и некультурно это - называть депутата городской думы Сигизмунда Дормидонтовича чудищем лесным.
 Но только все это имеет смысл при одном условии. Изначально нужно порядок в стране навести. Орднунг юбер алес. Без порядка ни какие идеи не работают.  Без порядка все благие намерения остаются намерениями. Без порядка бардак и неразбериха поглощают все и правят всем. Только закон и порядок позволят проводить в жизнь идеи и улучшения. А без них пожалуй можно твердить самозабвенно про национальную самоидентификацию, - «мы русские, мы русские…», только как бы не оказаться опять на узкой полосе от Днепра до Дона.

А националистам всех национальностей я вот что хотел бы сказать –«пацаны, изучайте историю, сдерживайте свою ненависть, вы молоды, горячны, в мире так много негодяев, которые с неописуемым восторгом направят ваш гнев в выгодное для себя русло и будут пожирать ваши жизни ради своей поганой выгоды.
 Девки, будьте националистками, выходите замуж за пацанов своей национальности, вам сохранять этнографическую самобытность своих народов, пацаны это не смогут. Им только одно на уме – «бей не таких как мы!».