Таланты и поклонница 2. О сайте Проза. Ру

Майя Уздина
Сегодняшний  обзор хочу начать с отрывка из письма ко мне поэта Вадима Ковды.

 пользователь Вадим Ковда <vadkovda@mail.ru> написал:

Здравствуйте, , а Майя! Я Вам беспрецедентно благодарен за внимание, которое Вы уделяете мне, моим стихам и, как я убедился, многим хорошим людям. Я ведь очень не избалованный литератор. И не мог себе представить, что мои стихотворения могут вызвать такой интерес.

 Обычно напишешь что-то или издашь книгу, и сделанное  отлетает и пропадает бесследно - как камень в океане. И остаётся непонятным,  а читает ли это хоть кто-нибудь.

  И если читает, то что он чувствует? И я писал всю жизнь беспощадно честно.  Мне, как и многим другим, "НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ, КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ?"       ( Цитата из  Тютчева  -
«Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,
 И нам сочувствие даётся 
Как нам даётся благодать» М.У.)

И вот, благодаря Вам, впервые, почти впервые возникла обратная связь. Это очень важно для пишущего  и придаёт ему крылья и силы лететь дальше и выше. Оказывается, ты был нужен этому миру. Так что огромное Вам спасибо. Вы одна сделали для литературы больше, чем критические отделы толстых журналов и многие "ДОЦЕНТЫ" университетов и научных институтов."

 Привела этот  отрывок из письма с целью убедить читать авторов. Читать не только своё. Читая, Вы наверняка оцените находки и «изюминки»,  разбросанные в текстах, придадите уверенность сомневающимся людям.

Перед Вами откроются « неведомые тайники» по словам одного замечательного автора «Прозы .Ру»  ЯНЫ  ГОЛДОВСКОЙ.  Вот как она пишет о начале своего творчества:

«Дело в том, что в последние годы меня так достало внутреннее одиночество и накопилось столько невысказанного – того, что абсолютно не интересно ближнему кругу, - что под этим ежедневным давлением отчаяния щелкнуло что-то в голове, открылся неведомый тайник, и стало толчками выплескиваться на бумагу.»
 Прозу  ЯНЫ ГОЛДОВСКОЙ  легко начать читать.

Выйти из неё сложно. Так увлекает её умение увидеть, вспомнить, воспроизвести. Тексты её ( а у неё есть и стихи) глубоки, философичны, профессиональны. О чем бы она ни писала, Вы погружаетесь в мир, в котором она находится в данный момент, Вы чувствуете   её чувствами. И эти чувства остаются в Вас еще долго.

А темы ее прозы очень разнообразны. У неё 214 произведений. Более  33 –х тысяч читателей. ВСПОМИНАЕТ ОНА О СВОЕЙ ЖИЗНИ, О ПУТЕШЕСТВИЯХ,ЕСТЬ У НЕЁ ИРОНИЧЕСКАЯ ПРОЗА,  РАЗМЫШЛЕНИЯ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ О Германии, эссе и публицистика.


В сложную советскую эпоху коллективными усилиями советских писателей, художников, кинематографистов и прочих мастеров культуры, а также народных умельцев был сотворен идеальный "параллельный" мир, в котором счастливые, свободные труженики города и деревни выполняли и перевыполняли пятилетние планы, собирали невиданные урожаи, ставили небывалые рекорды и с радостными песнями и плясками строили светлое будущее. Другие книги не печатались.

Но вот появилась возможность напечатать то, что хочешь хотя бы в интернете. И пишут люди. Пишут как могут.

 Вот ЛИДИЯ КУРЧИНА. Рассказ "Письмо президенту".
 Незамысловатое повествование о жизни многодетной семьи. В молодой  трудолюбивой семье пятеро малых детей. Ох, как тяжело складывается жизнь. Трудятся изо дня в день, зарабатывают гроши, выбраться из нищеты не могут. По совету и с помощью подруги молодая мать пишет письмо президенту.Пишет она письмо и думает:
 
«Боже мой, как книжку читаю, а ведь это и есть моя жизнь. Читать-то об этой жизни выходит легче, чем эту жизнь жить. Поймут ли нас с Ритой?»Пишет она и плачет.

Что из этого получится? Прочтите.

Очень жизненно и наглядно проступает наша жизнь. Жизнь человека, никому не нужного. Читала я  и тоже плакала. Несчастный народ живет в нашей стране. Люди никому не нужны. О народе говорят в речах, да  в пустых обещаниях. ИМЕЮ ПРАВО ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ, ПОТОМУ, ЧТО Я – ГРАЖДАНКА России.

Много интересных авторов на сайте. Те, чьи произведения  меня заинтересовали, стали моими избранными писателями. Открывая их новые произведения в кабинете, я догадываюсь, что меня ждет. Хотя произведения их разные, но стиль авторов уже мне понятен. Роман Юкк - грустные и веселые миниатюры,  Елена  Гвозденко- жду с интересом ее тихих открытий. Владимир Плотников-Самарский  обязательно что-то новое узнаю от него или вспоминаю забытое. Или это  Кинокрошка, или «Магия  художников иллюстраторов, или старые  телевизионные программы, которые приятно вспомнить, или мини-эссе о любимых киноартистах. И  все с полной отдачей.

 Есть авторы, чьи произведения я никогда не пропущу- Владимир Эйснер, Галина Алинина,Константин Гофман...
 
Но недавно меня ждала полная неожиданность.

АЛЕКСАНДР   ЧАШЕВ.  Вышла я на него неожиданно. Как-будто, прощупывая, прочла короткую миниатюру «Я - интеллигент». Новые слова, не слышанные раньше. Посмотрела в названия. Заинтересовало название – «Арья Севостьяна Бахова.» Из цикла Заотнё.

 Начала читать и утонула. Погрузилась  в незнакомые голоса  голоса поморских предков, родных и знакомых  автора.

 Тема рассказа – вечная, библейская заповедь «Не убий».

 Подана она через рассказ мальчика, дед которого воевал когда-то. И никогда дед не рассказывал о войне. И никогда не надевал боевых наград, а ребенок  и узнал о них случайно. Тайну мальчику открывает бабушка. Дед был снайпером.

Наверное, на его счету не мало погубленных  жизней. Но в конце войны пережил дед еще одну  смерть от своей пули.
Увидел за окном молодого, упоенного музыкой Баха, мечтающего юнца- противника. Выстрелил, подчиняясь своей работе. Убил человека. А музыка продолжала звучать. Рассказывает об этих минутах бабушка внуку:

«- Ох, сыноцек. И они люди. Цьи-то детки, братки, отцы. Напасть кака-то, помутнение на людёв находит, когды убивают друг друга. Противу Бога идут. Не для того жизнь дадена, штоб подобный брат отнимал её у другово брата. …Ладно. Подрастёшь, сердешный, быват, поймёшь. Даст Бог не придеться тебе стрелять в целовека-то.»

 Долго не могла я  отключиться от рассказа. все думала, как же этот несчастный снайпер спал в послевоенные долгие ночи ? Всем друзьям переслала рассказ по почте. Но  только ,когда прошло достаточно долгое  время, смогла вернуться на страницу этого талантливого автора. Пока остереглась читать  что-то серьезное. Это как стихи. Много не прочтешь. Нужно время обдумать, пережить.
А вот еще маленькая миниатюра  Александра Чашева :

"  Читаю некролог: «На …году жизни скончался. Скорбим...Покинул нас...». И удивляюсь непониманию человеческому.  Это  я наконец-то покинула жирный бурдюк с вином, рассадник всевозможных грехов! Как уж я кричала и выла всю его жизнь. Ничего не слышал. Отдохну.

   Что?  Уже приказ о новом назначении? Кто на сей раз? Младенец по имени Адольф. Родители Гитлер. Может быть, повезёт хоть в этот раз?"
Крошечная миниатюра.А каково написано? Сколько мыслей возникает?

Начала я этот очерк с письма ко мне В. Ковды не потому, что хотела похвастаться. А затем, чтоб авторы одновременно были и читателями и отзывались на опубликованные на сайте произведения. Их отзывы очень нужны, кому-то.
 И еще я хотела упомянуть человека, который, не желая сам писать, не имея литературных амбиций, пишет  только рецензии. Это  ЗОЯ ЧЕПРАСОВА
Произведений: 3
Получено рецензий: 432
Написано рецензий: 3243
Читателей: 7326