Дж. Дангеринк. Сила Реформации в политике

Инквизитор Эйзенхорн 2
СИЛА РЕФОРМАЦИИ В ПОЛИТИКЕ
Дж.Дангеринк

Протестантская Реформация XVI – XVII веков была движением, влияние которого, безусловно, имело место не только в личной жизни христиан. Оно оставило глубокий след в жизни общественной и государственной. В особенности это касается той ветви Реформации, которая получила свой импульс из Женевы. История дает непреходящие свидетельства этому факту.
Нам достаточно указать на деятельность Кальвина в этом городе. Хотя он и не принимал на себя общественных должностей, его влияние как реформатора сильно ощущалось во всех политических делах. И это влияние не было ограничено Женевой, ибо он поддерживал интенсивные отношения с другими протестантами, например, с гугенотами Франции, которые постоянно обращались к нему за советом в связи со своей политической деятельностью. То, что он посвятил «Наставление», свою важнейшую книгу, королю Франции, говорит о многом в этом отношении. На самом деле в этом главном труде Кальвина кладется большой акцент на важности гражданской власти. Кальвин писал, что «ни один человек не может сомневаться в том, что гражданская власть в глазах Бога не только свята и законна, но в высшей мере достойна и почетна из всех жизненных дел» (НХВ 4.20.4).
Духовные потомки великого реформатора пошли по его стопам. Период, когда они были широко представлены на политической арене Швейцарии, Франции, Голландии, Шотландии, Англии и Северной Америки XVI – XVII вв., голландский историк А.А. Ван Шайвен называет периодом расцвета кальвинизма.
В целом можно сказать, что кальвинизм в гораздо большей мере, чем лютеранство, имеет влияние на жизнь государства. Это не должно быть для нас сюрпризом, ибо кальвинизм в эпоху своего процветания производил не только великих богословов, но и крупнейших юристов. В качестве примера можно указать на известнейшего немецкого правоведа Йоханнеса Альтузиуса, который в 1586 г. стал профессором права в университете Херборна в Нассау и был назначен в 1604 г. синдиком города Эмден, занимая этот пост до самой смерти.

Упадок и неверие

Духовное разложение евангельского протестантизма в XVII в. означало также потерю политического авторитета. В некоторых странах эти потери были восполнены в XIX в., в котором можно указать нескольких значительных христианских политиков. Это Фридрих Юлий Шталь, крещеный еврей, а затем крупный лютеранский политический философ и государственный деятель, известный англиканский философ Эдмунд Берк, автор «Размышлений о революции во Франции», а также голландский кальвинист Гроен Ван Принстерер, чья книга «Неверие и революция» сохраняет огромное значение. Последний был чадом Пробуждения – волны возвращения к библейскому христианству в Шотландии, Швейцарии, Франции и Голландии.
И Шталь, и Принстерер находились под сильным влиянием романтического идеализма, так что их политическая деятельность была проникнута довольно консервативным уклоном. Как правило, они идеализировали исторически прошедшую ситуацию. Изменения к лучшему реально произошли в следующем поколении, особенно в Голландии, где политическая и социальная значимость протестантизма предполагала отчетливо прогрессистский и реформационный характер руководства таких людей, как Абрахам Кайпер, Тельма и другие. Кайпер стал основателем христианской политической партии и был назначен в 1900-е гг. премьер-министром.
В период между мировыми войнами Германия также стала свидетельницей христианского социально-политического движения с сильной протестантской поддержкой. Однако даже после 1945 г. его удалось восстановить лишь в виде независимых организаций. В то же время в Нидерландах евангельский протестантизм всегда имел довольно сильное влияние на политическую жизнь. Насколько мне известно, сегодня небольшие протестантские политические партии есть, кроме Нидерландов, только в Норвегии, Швейцарии и Индонезии. Но если  иметь в виду влияние евангельского протестантизма сегодня в целом, то это уже не то движение, которое имеет значение для политической жизни. Это верно даже в тех странах, где протестанты по-прежнему составляют значительную часть населения, как в США, Англии и Шотландии. Насколько мы можем судить, это – результат индивидуалистического толкования библейской вести, при котором даже центральные ее элементы теряются из виду. Но Евангелие связано не только со спасением и обновлением индивидуальных душ. Оно – весть об искуплении космоса во всей его полноте.

Исповедание суверенитета Бога

В основе библейского свидетельства лежит принятие верой центральной роли полной власти Бога над всей жизнью. Человек постоянно определяется через это отношение зависимости от Бога как своего Творца (Пс.139, Деян.17). Писание учит, что человек попытался быть как Бог, но эта попытка привела его к радикальному падению. Бог остается Господом и над мятежным человеком. Даже силы тьмы постоянно остаются в Его руках. Сам сатана, князь тьмы, не может избежать правления Бога (Ис.10.45-54, Рим.8.31-39).
Это означает, что после падения человека в раю Бог не оставил Свое творение в руках сатаны. Напротив, Бог хранит вселенную для Себя. Он прошел путь примирения людей, послав Своего Единородного Сына в мир как Человека, так, чтобы Он мог понести на Себе Его гнев на грех в Своих непостижимых страданиях и тем искупить безграничную вину человека. В этом Христос стал Посредником между Богом и человеком, Богом и миром, Творцом и творением. Христос есть одновременно Искупитель и Творец (Рим.8, Еф.1.15-23, Кол.1.15-20).
Таким образом, согласно Писанию и реформатским убеждениям, творение, падение, Искупление в Иисусе Христе и общение Святого Духа – это руководящие темы мировой истории. Из этого непосредственно следует, что абсолютная власть Бога над миром осуществляется через Личность Его Сына Иисуса Христа. Вся человеческая деятельность поэтому требует радикальной христианской мотивации. Ни одна область жизни не может быть изъята из-под власти Христа, Сына Божия (Мтф.28.18, 1 Кор.1.10-31).   
И это значит, что в политической жизни христианина не может быть иных оснований, кроме признания Божественной власти, как она была явлена в Иисусе Христе. Христианин не может принимать каких-либо норм, кроме тех, которые Бог установил во Христе. Для христианина это означает непрестанную борьбу с грехом в его собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми, среди которых он живет (Быт.3, Еф.6).

Человек как соработник Бога

Человек – это не просто жертва потока истории. Ему была дана воля, разум и способность действовать. Согласно Священному Писанию, мы можем даже сказать, что человек есть соработник Бога, ибо Творец позволил ему принимать участие в Его власти. Бог благословил человека в раю и сказал ему:   Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, чтобы владычествовать над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1.28). Здесь Бог усваивает человеку определенную власть над миром, которая, как выяснилось на опыте, могла быть реализована лишь ограниченно вследствие греха.
Абрахам Кайпер неоднократно указывал на то, что в человеческом обществе нигде не явлена непосредственно власть Самого Бога, но эта власть проявляется через служение людей, не получивших ее от самих себя, но осуществляющих ее в качестве представителей кого-то другого. Эти формы власти могут быть найдены во многих вариантах и сферах жизни, так что они всегда сохраняют присущие им особенности характера. Поскольку вся человеческая власть исходит от Бога, она является служебной и ее назначение и задачи носят неявно ограниченный характер. Это всегда связано с учетом конкретных дел Бога, которые коренятся в Его творческой воле. Как таковые эти дела обладают свойством постоянства. Это не значит, что Божьи постановления статичны. Скорее, они суть динамичные инструменты в руке Бога, с помощью которых Он управляет Своим творением и промышляет о нем, включая Его власть во всех общественных отношениях. Они универсальны, то есть справедливы для всех людей, в том числе тех, кто отвергает Бога и Его закон. Эти Божественные постановления определяют всю структуру социальной реальности, в которой живет человек, и, таким образом, состояние самого человека во всех его стремлениях, целях и идеалах.

Государство и грех

Это означает, что жизнь государства, во всем ее динамичном развитии и расширении и любом многообразии форм, по-прежнему связана с постоянной структурой или порядком, который основан на порядке творения. Эта структура полагает себя с внутренней властью по той простой причине, что ничто не может избежать закона Божия, как он выражен в порядке его творения, в том числе и в промысле о мятежном человеке. По этой причине революционное или тоталитарное государство, просто чтобы сохранить себя как государство, должно будет впитывать в себя определенные элементы этой структуры. В противном случае оно выродится просто в шайку разбойников и необратимо разрушится изнутри. Так как вся человеческая власть ограничена, государство не есть всеобъемлющая власть, но только одна из многих сфер жизни, которая занимает свое место в комплексе человеческого общества.  В силу этого власть правительства, как она проявляется в государстве, имеет присущий ей своеобразный характер. В этом отношении она не отличается от других форм авторитета – отца в семье, предпринимателя в бизнесе, учителя в школе, служителя в церкви.
Кальвин усматривал тесную связь между властью и грехом. Он утверждал тем не менее, что правительства действуют как слуги праведности, и в этом отношении они рассматриваются как представители Бога. Ради этого им дана власть меча. Поскольку правительства облечены Божественной властью, люди призваны отдавать им дань уважения и подчинения. И это происходит не только в силу уважения «к власти тех князей, которые честно и добросовестно исполняют свои обязанности непосредственно по отношению к нам, но ко всем князьям… если они делают не меньшее, чем исполняют свои обязанности как князей» (НХВ 4.20.20). Аналогичное учение находится в Бельгийском исповедании, где мы читаем, что «наш милостивый Бог по причине развращенности человечества назначил царей, князей и магистраты» (ст.36). И Кальвин, и Исповедание представляют здесь точку зрения Писания (1 Цар.24.7, 25.9, Рим.13, Еф.1.1, 1 Пет.2.13-18).

Народ и правительство

Все это означает, что, в противоположность доктрине народного суверенитета, власть исходит не от народа, но от Бога. Она также не исходит от самого правительства, которое могло бы осуществлять ее по собственной воле (государственный суверенитет). Библейская точка зрения состоит в том, что правительство получает свой авторитет и власть от Бога и должно использовать их в соответствии с Его законом. В то же время народ – это не внешнее дополнение к власти. Не является безусловно самостоятельным и государство, которое поглощает в себе все политические субъекты («фюрер-принцип»).  И правительство и народ как таковые занимают неотъемлемое место в современном дифференцированном обществе и совместно несут ответственность за развитие государственной жизни.
Только таким образом можно надлежащим образом оценить демократию как форму государственной организации, в которой граждане имеют возможность определять свою судьбу и влиять на политику правительства в условиях свободы в соответствии со своими собственными убеждениями. Так называемые «демократические свободы», таким образом, касаются тех прав, которые граждане могут осуществлять на политической арене и в жизни государства. Они не абсолютны и не могут иметь юридической силы, если они направлены против государства.  Их диапазон целиком определяется формой, которую государство приняло в определенный период истории. С этой точки зрения невозможно постулировать демократию в формальном смысле как общее состояние для каждого типа государства. Хорошо функционирующая демократия предполагает определенную политическую зрелость и гражданскую ответственность, прежде чем общество будет способно сформулировать суждения о наиболее фундаментальных принципах, которыми, по его мнению, должно руководствоваться правительство при принятии решений.
Именно здесь мы видим главную задачу политических партий – создание ответственной позиции по отношению к жизни государства. Только тогда демократия защищает свободу в политике, и евангельские христиане в особой мере призваны защищать эту свободу, причем на базе не просто толерантности, а четкого убеждения, что правительство в принципе ограничено в своей власти Божьими установлениями, которыми оно не может пренебрегать безнаказанно.   

Ответственность и задачи христианина

Христиане не могут избежать своей ответственности за политическую жизнь. Апостол Павел призывал Церковь к «молитвам и благодарениям за всех людей, особенно же за царей и всех начальствующих, чтобы мы могли проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим.2.7). Для верующего молитва и труд неотделимы, и одного без другого быть не может. Как ответственные личности мы обязаны словом и делом поддерживать правительство в исполнении его важнейших задач. Чтобы исполнить это, необходимо прежде всего, чтобы в среде евангельских христиан политический индифферентизм уступил место активному участию.  Ибо только тогда мы сможем по-настоящему стать благословением и в общественной жизни своих ближних. Важно заметить здесь, что Павел сразу же после сказанного пишет: «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему и Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2.3-4).
Нашей заботой здесь должна быть возможность сделать христианскую весть, весть, основанную на Библии, тем, что имеет отношение к общественной жизни. Закваска влияния верующих должна ощущаться здесь, как и в церкви и на миссионерском поле. Это влияние есть единственная возможность реализовать в этом мире Завет, который Бог заключил со Своим народом и который находит свое приложение только в возрождении человека в Боге.
Следует подчеркнуть здесь, что при развитии христианской политической мысли и действия мы заинтересованы не просто в отдельных аспектах, но в преобразовании всей политической жизни как таковой. Это позволяет фундаментально переосмыслить структуру, своеобразие, характер и конкретные задачи государства в свете Библии, что является насущной необходимостью для евангельских христиан. Наша забота должна концентрироваться вокруг основных принципов, которыми должны руководствоваться правительства и народы в их совместной деятельности.  Просто отражение христианских идей, однако, недостаточно. Наша конечная цель – это реформирование политики как таковой. Принципы, упомянутые здесь, должны осуществляться со всем авторитетом и убежденностью в странах, где мы живем и имеем возможность влиять на правительства. Мы отдаем себе отчет, что в одних странах возможности для этого больше, чем в других. В демократических государствах мы имеем возможность использовать свободу слова и печати для выражения нашей позиции. Здесь есть также возможность формирования политических партий, в которых евангельские христиане смогут объединяться, чтобы оказывать совместное влияние на политический процесс. Во многом эта возможность будет зависеть и от реформационного потенциала христиан в соответствующих странах. Но мы не должны, полагаясь лишь на традицию и видя существующее положение, считать, что это невозможно. Реформация способна поверять традиции и нынешнюю ситуацию Словом Божьим. Более того, история показывает снова и снова, что небольшое движение, начатое с верой, может перерасти в могучую силу. Результат здесь может зависеть именно от влияния христианской общины.
Положение христиан при тоталитарных режимах, конечно, совсем иное. Они вряд ли могут появиться на политической арене, ибо вынуждены будут всюду сталкиваться с всемогущей силой государства. Тем не менее и они остаются не без политической перспективы. Ибо они, как мы уже отметили ранее, знают, что даже тоталитарные силы полностью находятся под всемогуществом Бога, и они могут, насколько Бог даст им жизни и сил даже в условиях тоталитарного правительства, стать свидетелями этого Божественного суверенитета, так же как Христос остался таким свидетелем и тогда, когда Он, покинутый всеми, стоял пред Понтием Пилатом. Ибо в признании этого суверенитета заложена наша сила и наше утешение во все времена, при любых обстоятельствах.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn