Икона святого Рокко Лукино Висконти

Боря Коган
               

Драма "Рокко и его братья" завуалированная нашим временем, библейская
история, это произведение - одно из глубочайших и талантливейших работ
великого мастера. На первый взгляд незатейливый сюжет о матери и ее
пятерых сыновьях, которые переехали из деревенского захолустья в
крупный, по тем временам, город Милан. И вот, члены этой семьи
пытаются приноровится к городской жизни, найти в ней свое место. Но
это только внешний сюжет , скрывающий глубинную духовную драму,
актуальную во все времена истории. Рокко - главный герой этой драмы,
прототип Христа. Да, неслучайно его мать говорит, что икона святого
Рокко всегда в ее комнате. Он чуток и беспредельно добр, переживая
боль других, как свою собственную, но главное, что его отличает - это
способность прощать. Рокко способен простить то, что никто не простил
бы на его месте. Его братья непохожи друг на друга, но особое место
занимает антипод Рокко - Симон, человек, ведомый животными
инстинктами, или другими словами, продавший душу дьяволу. Он -
прототип Ийеуды, предавший братство, кощунствующий над святыми
чувствами своего брата, над чувствами бывшей своей возлюбленной.
Занимаясь боксом, Рокко достигает значительных успехов и в конце
концов становится чемпионом. Как это неудивительно, именно боксом,
потому что только такой человек, лишенный зла и мести, может стать
настоящим чемпионом в этом грубом виде спорта. И дома, на праздновании
своей победы, он произносит глубоко философский и пророческий тост. Он
рассказывает об обычае, принятом в тех краях, откуда они приехали, так
вот, подрядчик, желающий строить дом, бросал камушек в тень первого
встречного. На вопрос младшего брата: "Зачем это нужно?" Рокко
пояснил, чтобы построенный дом был прочным необходима жертва. Как
трагична и мудра эта мысль. Только непонятно кто в этой драме
выступает в роли жертвы. Быть может Надя, которую убил Симон, от
бессильной ревности, не сумев завоевать ее сердце. А может быть это
Симон, человек, опустившийся духовно, презирающий самого себя и
оказавшийся в тюрьме за убийство, а своим падением, позволивший Рокко
взойти на высочайший уровень святости, благодаря его доброму сердцу и
способности простить все зло, которое причинил ему брат. И в этой
связи совершенно очевидно, что победа Рокко на чемпионате по боксу,
является исключительно символической. Тем не менее, больше других на
месте жертвы оказывается сам Рокко, потеряв навсегда свою любимую
женщину, потеряв брата, а главное - на всю жизнь став заложником
чувства вины, ведь возможно, если бы он повел себя по-другому,
несчастье можно было бы избежать. Его брат Чиро, который сдал Симона в
полицию, объясняет младшему брату Луко, что доброта и всепрощение
Рокко, это неверный путь, если отсутствует закон и справедливый суд.
И, быть может, жертва Рокко и бескомпромиссность Чиро объединятся в
маленьком Луко, который станет тем прочным домом, построенным
благодаря жертве.