Моряк из Калача

Феликс Цыганенко
   Северный флот не подведёт!
   Песня Я.Френкеля  и  И.Шаферан

   
   Будь я профессиональный художник, творивший на морские темы, непременно взял
   бы в качестве натурщика судового электрика Юру Волобуева. Не обделила его
   ростом природа-матушка, да и фигура, что у спартанских воинов Древней Греции.
   Но главное: шикарная русая борода, как есть – русский богатырь Илья Муромец!

   Бороду Юра отпустил, когда после службы на Северном флоте пришёл в Мурманское морское пароходство. Его борода напоминала северных первопроходцев из музея истории ММП и очень прилично смотрелась у рослого моряка. А начиналось всё с призыва на службу из небольшого города Калач, Воронежской области, расположенного при слиянии рек Толучеевка и Подгорная. Сменив донской край на побережье Ледовитого океана, Волобуев так и прирос к суровому Заполярью.
 
   На службе богатырь из российской глубинки освоил специальность корабельного
электрика. Однако флотскому начальству он  приглянулся, прежде всего, ростом и фигурой. Потому командиры решили: быть Волобуеву знаменосцем Северного флота! Это позволяло моряку присутствовать на торжественных церемониалах в Североморске и встречах с представителями зарубежных морских держав. Пусть смотрят холёные высокомерные иностранцы, каких богатырей способна родить Земля русская!

   Будучи в торговом флоте, Юра прекрасно доказал, что Северный флот не подведёт! Начинал Волобуев в 70-х годах на полярном ледоколе «Киев», и, по мнению старшего электромеханика Всеволода Чайки, бывший североморец – лучший электрик на линейном ледоколе!

   В восьмидесятых годах Юра – уже опытный специалист, по праву перешёл на транспортные суда. Впервые, мы познакомились с ним на теплоходе «Шура Кобер». Добродушный и отзывчивый моряк, перефразируя Высоцкого –  был надёжным, как весь торговый флот! И доказательством тому - зимний штормовой переход из Мурманска в Европу в начале 90-х годов. Теплоход «Шура Кобер» с грузом норильского алюминия, меди и никеля совершал очередной рейс в Роттердам. На отдельных причалах крупнейшего порта мира, общей протяжённостью 40 километров, где ежегодно швартовались более 30 000 морских судов, высились уже горы серебристого металла из Сибири! 

   На пути в Роттердам ураганный ветер и высокая злая волна в Северном море сотворили чёрное дело. Через деформированный в результате удара волны люк на полубаке, вода затопила носовые помещения «Шуры Кобер». Все электрические щиты с аппаратурой, включая – грузовых лебёдок и брашпиля, оказались в солёной морской воде, которая, как известно, первейший враг электриков! Мало того,  из шкиперской намыло смазки и пакли от тросовых бухт. И всё это осело на контакторах и реле.

   Итак, аврал для электрогруппы! Несколько дней и ночей электромеханик и два электрика восстанавливали аппаратуру, причём работали по колено в воде и при непрекращающейся бортовой качке. Огромная  работоспособность бывшего матроса Северного флота Волобуева, помогла нам до прихода в Роттердам справиться с форс-мажорной ситуацией...

   С тяжёлым чувством вспоминаешь «лихие 90-е».  Торговый флот, как и всю страну, «осчастливили» экономическими реформами. Наша Родина оказалась богатой деловыми людьми, ранее дремавших в ожидании счастливых перемен. И они наступили…  Владельцы судоходных компаний и фирмочек тут же сократили экипажи. Нагрузка на оставшихся людей могла отразиться на безопасности мореплавания! Но это дело вторичное у частных судовладельцев, для них главное –  прибыль! Такие наступали времена…

   На теплоходе «Шура Кобер», кроме прочих членов экипажа, сократили обоих электриков, отпустив их по домам…  на иждивение к жёнам. Безработные моряки…  так начиналась эпоха их трудоустройства на иностранные суда. Наглядным примером безработицы может служить Дальневосточное морское пароходство. Девять лет назад здесь работало 16 тысяч моряков, в 2001 году - шесть тысяч девяносто девять человек, а к концу 2003 года численность работающих в ДВМП сократилась до двух тысяч пятисот человек. Зато суда греческих судовладельцев всё больше комплектуют экипажами квалифицированных российских и украинских моряков.

   В числе безработных мог оказаться и Юра Волобуєв, если бы не старший механик Леонард Зозуля. Не хотел он терять опытнейшего моряка, усадив Юру за учебники. Сдав экзамены, Волобуев быстро освоился  и стал классным мотористом. Талантливый человек, как известно, во всём талантлив.
 
   И всё же, в душе Юра оставался электриком, чувствовалась в нём ностальгия по ушедшим временам. Особенно, когда он громадный как медведь, но беззащитный как дитя перед создавшейся ситуацией, заходил в электромастерскую. Задумчиво, осторожно и ласково брал Юра со стеллажей, сделанных его руками специнструмент и приспособления. Теперь они были лишними в его новой работе.

   За кормой, как говорили те, кто провёл большую часть жизни на воде, остались годы моряцкого труда. Кто работал с Юрой Волобуевым в Мурманском морском пароходстве, хорошо помнят: сколько аварийных ситуаций удалось избежать, благодаря умению большого, сильного и бородатого парня, родом  из далёкого от моря Калача.