Они пришли пустить петуха

Владимир Капустин
       Экспедиция из двенадцати научных сотрудников Томского университета по изучению лесных пожаров расположилась в одном из домов глухого села Томской области, а так как в сентябре, особенно ночью, уже прохладно, то все спали в одной большой комнате, в спальниках из собачей шерсти. Недалеко от деревни администрация области для целей эксперимента выделила три гектара тайги, которую предстояло поджечь, добиться верхового пожара и изучить его распространение в тайге. Сразу по прибытию на место мы приступили к подготовке эксперимента: по нашему заданию, вокруг участка была опахана трактором противопожарная полоса шириной в несколько метров, со стороны запала изготовили двухметровый вал из сухостоя и расставили оборудование в нужных, для замера, точках в лесном массиве.
        В назначенный день испуганные сельчане вывалили на опушку леса, приехали наблюдатели – пожарные, сопровождаемые бензовозом с соляркой. Пожарные, по команде, вылили на вал сухостоя три тонны солярки и, когда вся аппаратура была нами настроена, подожгли лес. Огонь, огромным факелом, взметнулся к кронам деревьев, опалив иголки сосновых веток, и упал вниз, а через некоторое время образовался устойчивый низовой пожар. По всей видимости, силы ветра было недостаточно, чтобы пожар стал верховым. Да и влажность в сентябре, не та, что весной. Так что можно с грустью сказать, что эксперимент провалился. Местные злорадствовали.
        В этом месте следует сделать небольшое отступление и рассказать об условиях, в которых мы проживали в селе. В связи с тем, что членов экспедиции было много, то привезенный хлеб быстро закончился. В местный магазин хлеб завозили не каждый день, поэтому сельчане пекли его в домашних условиях. Аборигены отнеслись к нам, мягко сказать, недружелюбно и хлеб, даже за деньги, продавать отказывались. По селу упорно ходили слухи, что ученые приехали пустить петуха. Единственная старушка, которую уговорили испечь нам хлеб, согласилась на это, при соблюдении ряда условий – трое наших мужиков, пока она пекла хлеб, перекопали ей весь огород, убрали мусор с участка, при всем при этом, муку и соответствующие ингредиенты старушке в полном объеме  предоставила экспедиция. В общем, булка обошлась нам в десятки раз дороже, чем в магазине. Местный народ, сам по себе, добротой не отличался, а еще распространяемые слухи о сожжении села подливали масла в огонь, но зато позже, мы отыгрались. Когда в магазине закончилась водка, то сельские мужики потянулись к нашему шалашу. Чего-чего, а спирта у нас было предостаточно. Местные алкаши, за сто грамм спирта,  предлагали нам свою одежду, буквально, снимая ее с себя, ведрами несли кедровые орехи, мясо. На коленях умоляли налить, хоть чуть-чуть. Одежду, естественно, мы у них не брали, а от орехов и мяса не отказывались.
        Несмотря на неудачу, хотя, отрицательный результат – тоже результат, отдохнули на славу, потому что прожить в сентябре в тайге две недели - просто замечательно.

1978г.