Ногу в стремя

Анатолий Шуклецов
Ветрено, поздняя осень. Вблизи уралмашевской площади торгуют уличные книгоноши. Некогда сам так начинал. В книжном развале одного замечаю две книги: «Жизнь и творчество Сергея Есенина» и «Мастерство Чехова». Спрашиваю, сколько стоят? «По пятнадцать рублей». Полистал, обе нужные, без них не уеду. «По десять рублей за каждую, покупаю!» Я барыга скаредный. «Ну, ты классиков-то немного уважай!» – не стерпел мою наглость озябший хозяин. Я ногу в стремя, то есть на педаль, вроде как уезжаю без покупки. «Ну, ладно. За двадцать пять обе забирай!» Не захотел упускать покупщика.


Кидаю товар в велосумку: ограбь Петра, чтобы заплатить Павлу. «Да я вовсю их уважаю. Не пойму, кого больше?» При встрече друг объяснит мне, чем Сергей Александрович выше Антона Павловича. Эту строфу в четыре строки никак не вспомню.


Подруливаю к кинотеатру «Заря». Хорошую сделку манит повторить. Здешний книжник торгует с низкого раскладного столика. Нужную мне книгу замечаю сходу. «Хемингуэй на Кубе» был в моей домашней библиотеке. При котором разводе исчез, не помню. Всего присмотрел три, спрашиваю цену? «Ольга Форш о Радищеве» – десять, разбор «Войны и мира» Толстого – сорок, и за Хэма просит столько же. Мороки ради пролистываю все. «Хемингуэя, говорю, за тридцать рублей возьму!» Советское добротное издание, и муха не загадила, шестьсот страниц, фотовклейки. Но торговец упорствует, сорок! Я ногу в стремя, вроде как уезжать. «Ладно, бери за тридцать».


Удался велосипедный шопинг!.. В работе над «Кладезем» подспорье. Говорят, когда женщина замечает на прилавке заветную вещицу, зрачки у неё ширятся, сердцебиение учащается, происходит выброс адреналина. Нечто подобное и со мной. Как охотничья собака сразу делаю стойку. Покупка свершилась, пульс нормализуется, полная релаксация. Что ни говори, а самая бескровная, эмоциональная встряска – книжная.