Эрик Фергюсон - Автомобиль

Михал Миранек
________________________________________

Эрик Фергюсон
АВТОМОБИЛЬ
________________________________________

(Свет выключен. Слышен шум двигателя, затем двигатель глохнет. Включается свет. На сцене четыре стула в виде передних и заднего сидений автомобиля. Иные декорации и реквизит отсутствуют. ВОДИТЕЛЬ сидит на переднем сиденье, на нем аккуратный, идеально подогнанный деловой костюм. ПАССАЖИР сидит на заднем сиденье, на нем/ней костюм, почти как у ВОДИТЕЛЯ, но неряшливый, мешковатый, пиджак расстегнут, рубашка не заправлена и т.п.)

ВОДИТЕЛЬ
Ну вот, что там еще?

ПАССАЖИР
Почему стоим? Снова яма или шину спустило?

ВОДИТЕЛЬ
Замолчите и закройте глаза. Я сейчас буду жужжать на манер двигателя, а вы - думайте, что мы снова едем.
(ВОДИТЕЛЬ издает звуки, похожие на шум двигателя, закашливается)

ПАССАЖИР
Вы сегодня немногословны.

ВОДИТЕЛЬ
Выйдите и посмотрите, что случилось.

ПАССАЖИР
Сами выйдите и посмотрите. Это же ваша машина.

ВОДИТЕЛЬ
И ваша тоже. Вы ведь в ней катаетесь.

ПАССАЖИР
И моя тоже? Вы меня за руль не пускаете, а все время засовываете на заднее сиденье.

ВОДИТЕЛЬ
Да, я вас вожу. И хватит с вас.

ПАССАЖИР
Он меня возит! Я меняю шины, плачу за бензин, лишь бы эта штука ехала. Вы этого не заслуживаете!

ВОДИТЕЛЬ
Еще как заслуживаю. Одним тем фактом, что я за рулем.

ПАССАЖИР
А кто посадил вас за этот руль? Я вас не выбирал.

ВОДИТЕЛЬ
Этот автомобиль – не демократическое государство. Я родился водителем, и мое рождение дает мне право на все, что мне дают, и на все, что я держу в руках.

ПАССАЖИР
Бред какой-то... Ладно, что дальше?

ВОДИТЕЛЬ
Выйдите и посмотрите, что случилось.

ПАССАЖИР
Сами выйдите и посмотрите. Вы же водитель.

ВОДИТЕЛЬ
Я вот уже, кажется, полтора столетия занимаю это место. Никуда я не выйду.

ПАССАЖИР
Ну хорошо, хорошо.
(Выходит из машины)
Что мне нужно сделать?

ВОДИТЕЛЬ
Осмотрите шины.
(ПАССАЖИР осматривает шины)

ПАССАЖИР
И?

ВОДИТЕЛЬ
Осмотрите задние фары.

ПАССАЖИР
А причем тут фары?

ВОДИТЕЛЬ
Они на поверхности. Я не хочу лезть в дебри.

ПАССАЖИР
Осмотрел. Что-то еще?

ВОДИТЕЛЬ
Номера?

ПАССАЖИР
Сильно заляпаны грязью, но девиз еще видно. "Богатство и процветание". Да уж, богатства, как грязи.
(Смеется над своей шуткой, ВОДИТЕЛЬ не поддерживает)

ВОДИТЕЛЬ
Осмотрите тормозной след.

ПАССАЖИР
Какой след?

ВОДИТЕЛЬ
Тормозной.

ПАССАЖИР
Раньше мы никогда не осматривали тормозные следы.

ВОДИТЕЛЬ
А сейчас осмотрим.

ПАССАЖИР
И где этот тормозной след?

ВОДИТЕЛЬ
Ну, он... Так, надо подумать.

ПАССАЖИР
Именно из-за таких вот ваших раздумий мы и попали в эту передрягу.

ВОДИТЕЛЬ
Из-за моих раздумий?!

ПАССАЖИР
Да, из-за ваших раздумий.

ВОДИТЕЛЬ
Вы ведь сами так не думаете.

ПАССАЖИР
Думать – ваша работа, а не моя.

ВОДИТЕЛЬ
Да, так и должно быть.

ПАССАЖИР
Наверное, теперь пора мне сесть за руль. И в моей машине каждый сможет сесть на переднее сиденье.

ВОДИТЕЛЬ
Наверное, мне стоит разрешить вам взять в руки руль.

ПАССАЖИР
Но, конечно же, вы можете думать и вести машину столько, сколько вам заблагорассудится. Это вполне естественно.

ВОДИТЕЛЬ
Рад, что вы это понимаете. Теперь осмотрите тормозной след.

ПАССАЖИР
Хорошо. Но где он, черт вас возьми?

ВОДИТЕЛЬ
Посмотрите под машиной.

ПАССАЖИР
Под машиной?!

ВОДИТЕЛЬ
Да.

ПАССАЖИР
Но вы же сказали, цитирую: «Я не хочу лезть в дебри».

ВОДИТЕЛЬ
Тогда я имел в виду, что никуда лезть не нужно. Теперь я считаю, что не нужно лезть внутрь автомобиля... Теперь загляните под него.

ПАССАЖИР
Ну хорошо.
(Нагибается, смотрит под машину, выпрямляется)
Да уж... Там под машиной какой-то парень.

ВОДИТЕЛЬ
Ну да, кажется, я что-то подобное слышал. Так что с тормозным следом?

ПАССАЖИР
Все в порядке.

ВОДИТЕЛЬ
Осмотрите двигатель.
(ПАССАЖИР осматривает двигатель, сует в него руку, обжигает палец и возвращается в автомобиль)
Ну что, осмотрели?

ПАССАЖИР
Да.

ВОДИТЕЛЬ
Все на месте?

ПАССАЖИР
Да.

ВОДИТЕЛЬ
Значит, дело не в нем. Что ж, посидим, подождем. Может, что-то да и случится.
(ОБА сидят молча)

ПАССАЖИР
Можно мне пересесть вперед?

ВОДИТЕЛЬ
Нет.

ПАССАЖИР
Почему?

ВОДИТЕЛЬ
Потому что водительское место я никому не уступлю.

ПАССАЖИР
Но дайте хоть потрогать руль.

ВОДИТЕЛЬ
Пересаживаться во время движения небезопасно.

ПАССАЖИР
Но мы же не двигаемся.

ВОДИТЕЛЬ
В этом-то вся и проблема.

ПАССАЖИР
Тогда почему я не могу пересесть?

ВОДИТЕЛЬ
Погодите забивать этим голову, пока мы снова не поедем.

ПАССАЖИР
Но вы же сказали, что пересаживаться во время движения небезопасно.

ВОДИТЕЛЬ
Небезопасно. Возможна авария. Вы можете все здесь испортить.

ПАССАЖИР
Мне нельзя пересесть, пока мы стоим, потому что сначала нам нужно поехать, и мне нельзя пересаживаться, пока мы едем, потому что это небезопасно.

ВОДИТЕЛЬ
Не я это придумал.

ПАССАЖИР
Но почему это небезопасно?

ВОДИТЕЛЬ
Вам всем нужно чем-то жертвовать.

ПАССАЖИР
Вы хотели сказать «нам всем»?

ВОДИТЕЛЬ
Нет, не хотел.

ПАССАЖИР
То есть, вам не нужно ничем жертвовать?

ВОДИТЕЛЬ
Конечно же, нет.

ПАССАЖИР
А почему так?

ВОДИТЕЛЬ
Все ваши пожертвования идут на то, чтобы автомобиль ехал, и ему было куда ехать. Именно поэтому вы должны сидеть сзади. А мое дело – этот автомобиль заводить.

ПАССАЖИР
Но даже когда мы едем, я все равно сижу сзади.

ВОДИТЕЛЬ
Но вы же не хотите, чтобы все пошло наперекосяк сразу после того, как машину починят.

ПАССАЖИР
Тогда зачем я вообще здесь сижу?

ВОДИТЕЛЬ
Вы не способны к конкуренции – и в этом исключительно ваша вина. Водительское место только для тех, кто заработал его.

ПАССАЖИР
Вы его не зарабатывали, вы получили его по наследству.

ВОДИТЕЛЬ
Некоторым везет.

ПАССАЖИР
Мне кажется, мы несколько преувеличиваем значение конкуренции.

ВОДИТЕЛЬ
Следите за языком. Вас послушать – создается ощущение, что вы – социалист, и тряпка к тому же.

ПАССАЖИР
Погодите, я хочу сказать, что...

ВОДИТЕЛЬ
Наверное, я разрешу вам нажать на гудок.

ПАССАЖИР
Конечно же, конкуренция лишь способствует развитию.

ВОДИТЕЛЬ
Я знал, что вы со мной согласитесь.
(ОБА молчат)

ПАССАЖИР
Давайте позовем механика.

ВОДИТЕЛЬ
Давайте подождем, и автомобиль сам придет в себя.

ПАССАЖИР
Давайте поговорим о выборах.

ВОДИТЕЛЬ
Давайте.

ПАССАЖИР
Давайте подумаем, за кого будем голосовать.

ВОДИТЕЛЬ
Давайте решать вопросы по мере их поступления. Так мы создадим хотя бы видимость разумного размышления.

ПАССАЖИР
Давайте для начала без этих «давайте».

ВОДИТЕЛЬ
Самое важное сейчас – решить проблемы с местами.

ПАССАЖИР
Да, сейчас места распределяются совершенно произвольным образом.

ВОДИТЕЛЬ
Не скажите, сейчас появляется какой-никакой выбор.

ПАССАЖИР
Вы за кого обычно голосуете: за обиралов или убиралов?

ВОДИТЕЛЬ
Ну конечно же, за обиралов. Обычно между ними нет никакой разницы, но интересы обиралов, как правило, мне немного ближе.

ПАССАЖИР
Но в этом году у них достаточно разные программы.

ВОДИТЕЛЬ
Да, это так. Кандидат от обиралов стоит на жестком распределении мест, убирал же считает, что более прогрессивно распределять места, как в футболе.

ПАССАЖИР
Да третьего здесь и не дано. Однако находятся экстремисты, которые полагают, что нам вообще не нужно задумываться о местах – вместо этого нужно помогать людям. Как будто это улучшит наше благосостояние. Но, тем не менее, у каждого теперь есть возможность выбрать, что ему нравится... То есть, вы голосуете за обиралов?

ВОДИТЕЛЬ
Естественно.

ПАССАЖИР
А я пока сомневаюсь... У убиралов тоже есть хорошие идеи.

ВОДИТЕЛЬ
Если победят обиралы, то у вас может появиться возможность пересесть вперед.

ПАССАЖИР
Вы правы. В этот раз стоит поддержать обиралов.

ВОДИТЕЛЬ
Вот именно. К тому же, прислушайтесь к обиралам: вот мы несколько лет распределяли места, как в футболе. Кому стало от этого лучше?

ПАССАЖИР
Ну, люди обычно ждут, что они ни с того ни с сего проснутся богачами. Хотя, вероятно, нам не стоит так уж печься о материальных благах.

ВОДИТЕЛЬ
Не смешите меня. Все держится на личном шкурном интересе.

ПАССАЖИР
Но ни я, ни вы, не делаем ничего исключительно ради себя.

ВОДИТЕЛЬ
Конечно, мы ведь не эгоисты. Во всяком случае, не до такой степени. Но если все вдруг позабудут про себя любимых, ни к чему хорошему это не приведет.

ПАССАЖИР
Ну, в таких масштабах я бы не загадывал.

ВОДИТЕЛЬ
Что значит, в таких масштабах вы бы не загадывали?! Вы что, решили примкнуть к этим мечтателям, которые в облаках витают?!

ПАССАЖИР
Ни в каких облаках я не витаю! Я вообще никогда не мечтал летать!

ВОДИТЕЛЬ
Люди, вроде вас, никак не могут вбить себе в голову, что мир стоял и стоит на личной выгоде. Все стремятся к самообогащению – и все работает, как часы. А если все работает – то незачем и трогать. Но когда мне начинают тыкать в лицо дорожными знаками, правилами и прочей ерундой - вот тогда все и начинает ломаться.
(ПАССАЖИР наклоняется к переднему сиденью)

ПАССАЖИР
Я тут наткнулся на одного из тех радикалов, которые отрицают власть и все подряд...

ВОДИТЕЛЬ
На пессимиста, вы хотите сказать.

ПАССАЖИР
Левые, пессимисты – как ни называйте. В общем, наткнулся я на одного такого. Недавно, во время одной из наших остановок. Я пытался объяснить ему, что все замечательно работает так, как есть, а он спросил, что я подразумеваю под словом «работает».

ВОДИТЕЛЬ
И что вы ответили?

ПАССАЖИР
Я сказал ему, что он чертов коммунист, развернулся и ушел.

ВОДИТЕЛЬ
Так с ними и надо.

ПАССАЖИР
Теперь-то я могу пересесть?

ВОДИТЕЛЬ
Нет.
(ПАССАЖИР откидывается назад, ОБА молчат)

ПАССАЖИР
Попробуйте, может сейчас он заведется.
(ВОДИТЕЛЬ пытается завести машину)

ВОДИТЕЛЬ
Нет.
(ПАССАЖИР недовольно вздыхает, ОБА молчат)

ПАССАЖИР
Ну что, может, позовем механика?

ВОДИТЕЛЬ
Зовите.

ПАССАЖИР
Механик!
(Входит МЕХАНИК)

МЕХАНИК
Слушаю вас?

ПАССАЖИР
Можете осмотреть наш автомобиль?

МЕХАНИК
А что случилось?

ПАССАЖИР
Он не работает.

МЕХАНИК
А что вы подразумеваете под словом «работает»?

ПАССАЖИР
ВОДИТЕЛЮ: Бьюсь об заклад, что он коммунист.

ВОДИТЕЛЬ
Не забывайте о нашей личной выгоде.

ПАССАЖИР
Двигатель отказывается что-либо делать.

МЕХАНИК
Похоже, вы позвали меня как раз вовремя.
(МЕХАНИК подходит к машине и склоняется над ней. ПАССАЖИР ждет его действий)

ПАССАЖИР
Вы будете осматривать машину или так и будете щуриться на солнце до ночи?

МЕХАНИК
Конечно же, нет, мистер/мэм, я вовсе не собираюсь щуриться на солнце до ночи. Это вредно для зрения.
(ОН молчит)
Что ж, я готов осмотреть вашу машину.

ПАССАЖИР
Замечательно.

МЕХАНИК
Где она, эта ваша машина?

ПАССАЖИР
Вот эта, с большой «шишкой» внутри.
(МЕХАНИК подходит к ВОДИТЕЛЮ и рассматривает его. Некоторое время ВОДИТЕЛЬ и МЕХАНИК пристально разглядывают друг на друга с расстояния в десять сантиметров)

МЕХАНИК
ПАССАЖИРУ: Вот этот, что ли?
(ПАССАЖИР кивает, МЕХАНИК снова вглядывается в ВОДИТЕЛЯ)
По мне так - обыкновенный «синяк».
(МЕХАНИК отходит к двигателю и рассматривает его, затем достает оттуда какую-то деталь и отдает ПАССАЖИРУ)
Подержите-ка минутку.
(ПАССАЖИР роняет деталь, потому что она горячая. МЕХАНИК передает ему/ей еще одну деталь, ТОТ/ТА снова ее роняет. И еще раз)

ПАССАЖИР
Ай! Это самая горячая!
(МЕХАНИК достает еще одну деталь)

МЕХАНИК
Подержите-ка и эту.

ПАССАЖИР
Нет-нет, пусть он подержит.

МЕХАНИК
Вот, возьмите.

ВОДИТЕЛЬ
Что?
(ВОДИТЕЛЬ берет деталь, но не обжигается)

ПАССАЖИР
Нет, ну что это такое!

ВОДИТЕЛЬ
Что-то не так?

ПАССАЖИР
Даже не знаю, как это выразить.
(МЕХАНИК заглядывает под машину)

МЕХАНИК
Посмотрите сюда, я, кажется, нашел, в чем ваша проблема. У вас под колесами какой-то парень.

ВОДИТЕЛЬ
Да, по-моему, он/она уже говорил/а об этом.

МЕХАНИК
Он очень зол и говорит, что если вы его оттуда не достанете, он перевернет автомобиль.

ВОДИТЕЛЬ
А что с двигателем?

МЕХАНИК
Да, с ним тоже не все в порядке... Но без своих инструментов я не могу сказать наверняка.

ВОДИТЕЛЬ
Делайте то, что считаете нужным.

МЕХАНИК
Да, конечно... Но, знаете, нести эти инструменты – это ужасная, тяжелая, утомительная, тягостная работа; просто пытка, короче говоря... Без помощника тут не обойтись.

ВОДИТЕЛЬ
О, не беспокойтесь, за этим дело не станет... Идите с ним.

ПАССАЖИР
Я?! Опять?!

ВОДИТЕЛЬ
Как только мы тронемся, я, так и быть, освобожу вам место на переднем сиденье.

ПАССАЖИР
МЕХАНИКУ: Идемте. Время – деньги, а тут еще и переднее сиденье может уехать без меня.

МЕХАНИК
Я бы выбрал деньги. А это сиденье никуда не денется, пока я не починю двигатель.
(ПАССАЖИР и МЕХАНИК уходят, ВОДИТЕЛЬ молча сидит)

ВОДИТЕЛЬ
В ЗАЛ: Не беспокойтесь, они скоро вернутся. На репетициях, по крайней мере, всегда возвращались. Конечно, ведь за это они получали шоколадку. Но сегодня, мы надеемся, они обойдутся без наживки - выступление все-таки. К тому же, аппарат с шоколадками сломался... Надеюсь, вы не думаете, что я буду развлекать вас в их отсутствие? Я не собираюсь покидать свое водительское место, иначе оглянуться не успею, как в него усядется это недоразумение с заднего сиденья. Вы только послушайте: он/она еще сомневается, за кого будет голосовать. Конечно же, за обирал, потому что все голосуют, прежде всего, за свой бумажник. Он/она из той оравы избирателей, которые и за бетонную плиту проголосуют, если та пообещает снизить налоги. Многие политики весьма успешно на этом играют.
(ПАССАЖИР и МЕХАНИК возвращаются. Они несут огромный и тяжелый ящик с инструментами - воображаемый, как и автомобиль)

ПАССАЖИР
Так-так, аккуратнее... Ну и тяжел же он... Осторожнее, а то эта дура выскользнет.

МЕХАНИК
Не вижу здесь никаких дур. В этом ящике все, что нужно для ремонта.

ВОДИТЕЛЬ
О, уже вернулись?

ПАССАЖИР
Да, моя спина, плечи, поджилки, суставы, руки и ноги здесь, и все остальное впридачу.

ВОДИТЕЛЬ
Может, вам нужна помощь?

ПАССАЖИР
(удивленно) Да, мы бы не отказались.

ВОДИТЕЛЬ
Просто спросил.
(ПАССАЖИР тихо выругивается)

МЕХАНИК
Так, поставьте его сюда.

ВОДИТЕЛЬ
Погодите, погодите, не сюда! Быстро, несите его туда!
(ПАССАЖИР и МЕХАНИК перемещаются на другой край сцены)
Так, теперь разверните его. Ну же, ну же, разворачивайте! Теперь на другую сторону! Живее, живее!
(ПАССАЖИР и МЕХАНИК делают круг вокруг автомобиля и возвращаются на исходную позицию)
Так, теперь остановились! Поднимите правую ногу! Стойте так, стойте!.. Ну и дурацкий же у вас вид.

МЕХАНИК
Он что, всегда заставляет людей работать против их воли и здравого смысла?

ПАССАЖИР
Вы не видели, как он улаживает конфликты с профсоюзами.
(МЕХАНИК начинает копаться в машине, ПАССАЖИР возвращается на заднее сиденье)
Ох, как же я устал/а...

ВОДИТЕЛЬ
Я же говорил, что вы должны чем-то жертвовать, чтобы автомобиль мог ехать дальше. Кроме того, спасибо, вы дали мне время передохнуть и развеяться после всех пережитых злоключений.

ПАССАЖИР
Каких еще злоключений?

ВОДИТЕЛЬ
И не надо грубить.
(ПАССАЖИР и ВОДИТЕЛЬ подскакивают, как будто автомобиль резко тряхнуло. МЕХАНИК заглядывает под машину)
Что это было?

МЕХАНИК
Это тот парень, который застрял у вас под колесами. Говорит, что шутки кончились... Послушай, приятель, мне, правда, очень жаль, что ты там застрял. Но пока ты там, не подержишь вон те два штифта? Да, да, вот эти. Большое спасибо... ВОДИТЕЛЮ: Похоже, ваш каталитический нейтрализатор поизносился.

ВОДИТЕЛЬ
Хватит, хватит, даже слышать не хочу об этих экологических прибамбасах. Опять эти законы, опять бюрократия... Терпеть не могу, когда правительство вмешивается в мои дела.

ПАССАЖИР
Ну что, я уже могу пересесть?

ВОДИТЕЛЬ
Нет.

ПАССАЖИР
Попробуйте завести его еще раз.
(ВОДИТЕЛЬ пытается завести машину, МЕХАНИК с криком отскакивает)

ВОДИТЕЛЬ
Не заводится.

МЕХАНИК
Эй, там, прекратите!

ВОДИТЕЛЬ
Что-то случилось?

МЕХАНИК
Случилось! Больно!

ВОДИТЕЛЬ
Выйдите и узнайте, что ему надо.

ПАССАЖИР
Снова я?
(ПАССАЖИР выходит, что-то ворча себе под нос)
МЕХАНИКУ: Вам что-то нужно?

МЕХАНИК
Передайте мне, пожалуйста, вон тот инструмент сверху.

ПАССАЖИР
Он ведь не горячий?

МЕХАНИК
Нет.
(ПАССАЖИР берет инструмент и с криком отшвыривает)
Но он очень острый, так что аккуратнее.
(ПАССАЖИР очень осторожно подбирает инструмент)

ПАССАЖИР
Вот, держите.

МЕХАНИК
Спасибо.
(МЕХАНИК продолжает работу, ПАССАЖИР молча наблюдает)
Двигатель ваш разве что на части не разваливается. На чем он у вас вообще работает?

ПАССАЖИР
На конкуренции и личном шкурном интересе.

МЕХАНИК
Тогда все ясно. Похоже, и с профилактическим ремонтом вы особенно не заморачивались.

ПАССАЖИР
Нет, мы стараемся быть индифферентными в том, что касается механики.

МЕХАНИК
Индифферентными? Вас что, раньше чинили математики?

ПАССАЖИР
Нет, нет, что вы. Индифферентность значит безучастие. Невмешательство. Мы не трогаем двигатель, и он прекрасно работает, как в нем и заложено природой.

МЕХАНИК
Все равно не вяжется. Ни разу не видел, чтобы двигатель работал, когда в нем все детали болтаются, как попало.

ПАССАЖИР
А вы просто представьте себе это, и сразу все встанет на свои места.

МЕХАНИК
Ладно, попробую.
(МЕХАНИК обходит автомобиль, затем проходит сквозь него, между передними и задним сиденьями. ПАССАЖИР с удивлением смотрит на это)
Ну, представил, и что? Все равно чушь какая-то выходит... Пожалуй, я вернусь к работе.
(МЕХАНИК забирается под автомобиль. ПАССАЖИР пытается пройти сквозь машину, но у него/нее не получается. ОН/ОНА открывает дверь и садится)

ВОДИТЕЛЬ
Что это вы делаете?

ПАССАЖИР
Дуюсь.

ВОДИТЕЛЬ
Так прекратите. Скоро выборы, можете голосовать за того, кто вам больше приглянется и кто вас больше балует.
(ПАССАЖИР прекращает дуться)
Что ему было нужно?

ПАССАЖИР
Кому?

ВОДИТЕЛЬ
Я вас отправил к нему, чтобы вы узнали, что ему нужно.

ПАССАЖИР
Ему нужен здравый смысл.

ВОДИТЕЛЬ
С чего это вы взяли?

ПАССАЖИР
Он не понимает нашей индифферентности. Ему кажется, что это чушь.

ВОДИТЕЛЬ
Интересно, с чего это вдруг? Здравый смысл и тот сложнее; индифферентность же подобна волшебству, невидимой руке, которая... По какому поводу вы дулись минуту назад?

ПАССАЖИР
Да по поводу того прохожего... Вы что, ничего не заметили?

ВОДИТЕЛЬ
Это случилось на переднем сиденье?

ПАССАЖИР
Нет.

ВОДИТЕЛЬ
Тогда не видел.

ПАССАЖИР
Вы что, совсем по сторонам не смотрите?!

ВОДИТЕЛЬ
Конечно же, нет. Сейчас все только и говорят, что об избирательном внимании. По мне, так это ерунда.

ПАССАЖИР
То есть, вы хотите сказать, что ваше внимание не избирательно?.. Возможно, тот пессимист был в чем-то и прав. У меня просто не было времени хорошенько обдумать его слова...

ВОДИТЕЛЬ
Возможно, есть смысл уступить вам немного места здесь, впереди.

ПАССАЖИР
Действительно, что это я?.. Конечно же, вы знаете, как лучше.

ВОДИТЕЛЬ
Конечно же, я знаю.
(Автомобиль снова тряхнуло)
Что это было?

МЕХАНИК
Это снова тот парень под колесами. Говорит, что вы вынуждаете его перейти к крайним мерам.

ВОДИТЕЛЬ
Всегда так. Стоит мне начать задумываться о других, как машина ломается.

МЕХАНИК
ПАРНЮ ПОД МАШИНОЙ: Эй, приятель, можешь уже отпустить эти штифты... Премного благодарен.

ВОДИТЕЛЬ
Ну что, доктор, каков диагноз?
(МЕХАНИК оглядывается по сторонам в поисках доктора, потом догадывается, что обращаются к нему)

МЕХАНИК
Я не доктор, я механик.

ВОДИТЕЛЬ
Хорошо, пусть будет механик... Каков диагноз?

МЕХАНИК
Ну, пару недель назад мне было совсем хреново, но недавно мне выписали рецепт, и дело пошло на поправку. Сейчас, в общем, чувствую себя вполне сносно.

ВОДИТЕЛЬ
Рад за вас. А что с машиной?

МЕХАНИК
Что тут сказать? Да, она видала и лучшие виды, но от устаревшей модели большего ждать не приходится, если вы понимаете, о чем я.

ПАССАЖИР
Глупости. Этот автомобиль самый скоростной и самый комфортный в мире.

МЕХАНИК
Ну да, ну да, видел я эти самые-самые автомобили, и скоростные, и какие-то там еще. Но в конце концов все они изнашивались и отправлялись на свалку.

ПАССАЖИР
Этот никуда не отправится. Он сделан Всевышним и прослужит целую вечность.

МЕХАНИК
Ну, знаете... Всевышний автомобилей не делает, а что до вечности... Это вы, скорее, выдаете желаемое за действительное, не находите?

ВОДИТЕЛЬ
Зря вы так. Выдавать желаемое за действительное – это очень серьезное стремление. Исходя из чего, по-вашему, выбирают президентов?

МЕХАНИК
Президентов, может, и выбирают, подменяя действительное желаемым, но машины так точно не делают. Ладно, я, конечно, подлатал ее, но в конце концов вам придется либо сдать ее на свалку, либо провести такой капитальный ремонт, после которого вы навряд ли ее узнаете. В противном случае вам придется нанять кого-нибудь, чтобы ее толкали, потому как сама она уже не поедет.
(МЕХАНИК начинает собирать инструменты)

ВОДИТЕЛЬ
Как у вас с ногами? А со спиной?

ПАССАЖИР
Я надеюсь, вы шутите?

ВОДИТЕЛЬ
Ну да, вы склонны выдавать желаемое за действительное.

ПАССАЖИР
Можно мне уже пересесть?

ВОДИТЕЛЬ
Нет.
(Автомобиль снова тряхнуло)
Что это было? Мне кажется, или трясти стало сильнее?
(МЕХАНИК заглядывает под машину)

МЕХАНИК
Тот парень все еще внизу.

ПАССАЖИР
Так когда я смогу, наконец, пересесть?

МЕХАНИК
И по-прежнему не может вылезти.

ПАССАЖИР
Когда, черт вас побери?!

МЕХАНИК
Он говорит, что ему уже надоело.

ПАССАЖИР
Вы не можете вечно сидеть на водительском месте. Пустите меня, в конце концов! Моя очередь!

МЕХАНИК
Он говорит, что больше не может лежать в грязи, масле и щебне.

ПАССАЖИР
Почему на меня никто не обращает внимания?!

ВОДИТЕЛЬ
МЕХАНИКУ: Надеюсь, вы не ждете, чтобы вам заплатили прямо сейчас?

МЕХАНИК
Нет, я запомню, что чинил вас, и выпишу вам чек.

ВОДИТЕЛЬ
Вот и славно.

МЕХАНИК
Не волнуйтесь, вы сполна заплатите за каждую заклепку на этой колымаге.

ВОДИТЕЛЬ
Надеюсь, мне не обязательно платить самому?

МЕХАНИК
А кому, как не вам?

ВОДИТЕЛЬ
Правительству, конечно же. Я что, должен сам рассчитываться за все свои расходы?

МЕХАНИК
Я полагал, вы не любите, когда правительство вмешивается в ваши дела?

ВОДИТЕЛЬ
Не люблю. Но только когда дело касается моего заработка.

МЕХАНИК
В СТОРОНУ: Бьюсь об заклад, его любимый автомобиль – «Крайслер».
(МЕХАНИК уходит)

ВОДИТЕЛЬ
Он забыл закрыть капот. Выйдите и закройте его.

ПАССАЖИР
Ну уж нет. С меня хватит. Я больше не желаю быть у вас на посылках. Вот сами выйдите и закройте.

ВОДИТЕЛЬ
Пожалуй, пришло время доверить вам включать и выключать фары.
(ПАССАЖИР закрывает капот)

ПАССАЖИР
Ну теперь-то я могу пересесть?

ВОДИТЕЛЬ
Это небезопасно.

ПАССАЖИР
А сейчас что не так?

ВОДИТЕЛЬ
А сейчас что не так? Я вам скажу. Мне не дают ездить так, как я того хочу. Сначала заставили заботиться об экологии, потом понаставили знаков, и пошло-поехало: законы, постановления, предписания, правила, ограничения и прочая бумажная волокита. Все мне указывают, как, где и с какой скоростью мне ездить, теперь вот еще обязывают следить за пешеходами. Нет, мне очень жаль, если кого-то сбивают, но если они не способны к конкуренции, то в этом исключительно их вина. А если я не могу вести этот автомобиль так, как я того хочу, то он никогда не начнет ездить нормально. От всей этой ответственности одни неприятности.
(Слышен шум заводящегося двигателя. Свет гаснет.)

КОНЕЦ

Эрик Фергюсон, 1995

Перевод: Михаил Молчанов, 2011